Курсовая теория на тему «Особенности правового регулирования аудиторского финансового контроля»
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Глава 1. Теоретические основы развития аудиторского финансового контроля 5
1.1. История становления аудиторского финансового контроля. 5
1.2. Сущность и содержание аудиторского финансового контроля. 10
Глава 2. Анализ правового регулирования
аудиторского финансового контроля 17
2.1. Специфика регулирования и правовых основ
аудиторского финансового контроля. 17
2.2. Стандарты аудиторского финансового контроля. 26
Заключение. 29
Список использованной литературы.. 31
Введение:
В последнее время все
большее количество научных исследований и дискуссий посвящены вопросам
проведения контроля и его роли в деятельности хозяйствующего субъекта. На
сегодняшний день выделяют, главным образом, государственный контроль и
аудиторский контроль. Проверка финансово-хозяйственной деятельности субъекта с
помощью аудиторов является очень распространенным видом контроля, так как таким
образом, как предполагается, обеспечивается полная независимость и объективный
взгляд на вещи, без личной заинтересованности. Аудиторская фирма или физическое
лицо, которое осуществляет аудиторскую деятельность, являются юридическим
лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность. Это один их факторов, которые
представляет для нас интерес в данном исследовании.
Актуальность темы
курсовой работы обуславливается тем, что аудиторский контроль с каждым годом
приобретает все большую популярностью, поскольку именно аудиторский контроль
способствует получению наиболее реальной оценки положения дел в проверяемом хозяйствующем субъекте.
Объектом исследования в
курсовой работе являются общественные отношения, возникающие при развитии аудиторского
финансового контроля.
Предметом исследования в
курсовой работе выступают нормы права, регулирующие аудиторский финансовый
контроль.
Цель курсовой работы состоит в
изучении особенностей правового регулирования аудиторского финансового контроля.
Для достижения
поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
— рассмотреть историю становления
аудиторского финансового контроля;
— раскрыть сущность и содержание
аудиторского финансового контроля;
— изучить специфику регулирования и
правовых основ аудиторского финансового контроля;
— проанализировать стандарты
аудиторского финансового контроля.
Методологическую основу курсовой
работы
составляют диалектический метод познания, предполагающий объективный,
всесторонний анализ фактического материала. Из числа общенаучных методов прежде
всего используется системно-функциональный метод и целый ряд из числа
общенаучных методов эмпирического-теоретического уровней, из частнонаучных-
формально-юридический, сравнительно-правовой, проблемно-теоретический и др.
Нормативную
базу курсовой
работы составили Конституция РФ[1],
федеральные законы РФ.
Теоретическая
значимость результатов курсовой работы заключается в том, что его выводы
характеризуют сегодняшнее положение и проблемы в сфере правового регулирования аудиторского финансового контроля.
Курсовая работа состоит
из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Во введении курсовой
работы обозначены объект, предмет, цель, задачи, теоретико-методологическая
основа и значимость курсовой работы.
В первой главе курсовой
работы изучены теоретические основы развития аудиторского финансового контроля.
Во второй главе курсовой
работы проведен анализ правового регулирования аудиторского финансового
контроля.
В
заключении обобщены результаты курсовой работы. [1]
Конституция
Российской Федерации: (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с
изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // СПС
«КонсультантПлюс».
Заключение:
Проведенное исследование в рамках поставленной цели и выдвинутых задач
позволило сделать основные теоретические и практические выводы и предложения в
рамках представленной темы.
1. Аудиторская деятельность исторически представляет с собой
один из важнейших элементов инфраструктуры рыночной экономики, способствовавших
развитию экономики и предпринимательской деятельности. Аудиторская деятельность
активно развивается, из чего возникает необходимость разработки механизма его
регулирования. Поскольку аудит является видом профессиональной
предпринимательской деятельности, его регулирование осуществляется по
смешанному типу: во-первых, а во-вторых, со стороны профессионального
сообщества в лице саморегулируемых организаций.
Несмотря
на достаточно небольшую историю развития, российский аудиторский сектора прошел
5 этапов преобразований и изменений от полного регулирования до ныне идущего 6
этапа саморегулирования.
Аудиторский
контроль подразумевает вневедомственный финансовый контроль. Он проводится
независимой аудиторской фирмой, которая получила лицензию на выполнение
аудиторской проверки. Задачи аудита — это установление достоверности финансовой
отчетности, ее полноты и реальности.
В современном мире нет четкого определения качественного
аудита. Для укрепления авторитета аудитора и аудиторской организации
необходимо:
• повысить качество аудита путем усиления
внутреннего и внешнего контроля;
• повысить ответственность самих аудиторов;
• за уклонение от проведения обязательного аудита
ввести финансовую ответственность;
• поддержать небольшие аудиторские организации;
• обучить преподавателей и аудиторов по программам
повышения квалификации.
Итак, становление аудита в нашей стране неоднозначно.
Развитие экономики России является базой развития аудита. И наоборот: будет
здоровый аудит — будет здорова и экономика.
3.
Регулирование аудиторского финансового контроля осуществляется на нескольких
уровнях: Первый уровень — это уровень, включающий в себя федеральное
законодательство, которое представлено ГК Р.Ф, Федеральным законом «Об
аудиторской деятельности» и др. Основным документом первого уровня является
Федеральный закон "Об аудиторской деятельности" от 30.12.2008 N
307-ФЗ. Нормам этого Федерального закона должны соответствовать нормы других
законодательных актов, контролирующих аудиторскую деятельность. Второй уровень
представлен указами Президента РФ, постановлениями Правительства, которые
регулируют общие организационные вопросы аудита. На третьем уровне аудиторскую
деятельность регламентируют международные стандарты профессиональных
аудиторских объединений, фирм.
На
наш взгляд, необходима разработка комплекса мер по привлечению специалистов в
качестве субъектов аудиторской деятельности, что позволит сохранить рынок
аудиторских услуг в Российской Федерации. Вместе с этим, в целях
совершенствования регулирования аудита необходимо наладить взаимодействие между
субъектами аудиторской деятельности, а также пересмотреть систему наказаний за
недобросовестное оказание аудиторских услуг и уклонение от проверок со стороны
субъектов аудиторского контроля в лице Федерального казначейства и
саморегулируемых организаций.
4.
МСА являются результатом долговременной работы многочисленных специалистов,
экспертов, консультантов и выступают надежным фундаментом для формирования
федеральных аудиторских стандартов.
Фрагмент текста работы:
финансового контроля
1.1. История становления аудиторского финансового
контроля Необходимость появления
аудита на территории РФ связана с развитием внешнеторговых отношений страны. С
момента возникновения аудита, динамика числа аудиторских фирм сильно подвержена
изменениям.
Аудит в современных его
формах появился в России в период перестройки и перехода к свободным рыночным
отношениям. Аудиторской деятельности потребовалось почти тридцать лет, чтобы
стать, как говорит в своей работе[1]
Андреа Минихен, «одним из наиболее успешных бизнес-секторов в России».
Основной целью внешнего
аудита является представление мнения о корректности финансовой и бухгалтерской
отчетности компании.
Серебрякова Т.Ю. в своей
работе[2]
говорит, что: «Слово аудит происходит от латинского слова audire, что означает
— слушать», то есть понимать происходящие в компании процессы. Аудитор
определяется как слушатель: тот, кто рассматривает корректность финансовой и
бухгалтерской отчётности. Рост торговли в течение 19-го века требовал большего
финансирования, предоставляемого многими инвесторами. Широкое распространение
получили акционерные общества.
Развитие аудита, его
стандартов и норм напрямую связанно с развитием нормативной базы. Так аудит в
России прошёл эволюцию от практически нерегулируемого этапа в конце 80-х годов
прошлого века, до принятия международных стандартов аудиторской деятельности
(МСА), которые вступили в силу с первого января 2018 года. При этом
формирование аудита в России, несмотря на переход экономики к рыночной,
государственное начало.
Составленная автором
краткая периодизация этапов эволюции аудиторской деятельности в России
представлена в таблице 1.1.
Таблица 1.1
Периодизация
этапов эволюции аудиторской деятельности в России Номер периода Года Краткое описание этапа 1 1987-1993 Появление российского аудита на базе Министерства финансов СССР 2 1993-2001 Формирование законодательной базы аудита в России. Появление
лицензирования и развитие системы государственного регулирования аудита 3 2001-2009 Увеличение нормативной базы. Расширение международного
сотрудничества для целей совершенства аудиторской деятельности в России 4 2009-2018 Разработка института саморегулируемого аудита в России 5 2018- н.в. Переход к международным стандартам аудита (МСА) Первый этап можно
охарактеризовать, как зарождение российского аудита. При этом некоторые, как
например Юрий Гузов в своей работе[3],
характеризуют его как «wild audit», это объясняется тем, что в данный период
отсутствовала методология аудита, которая есть сейчас. Проверки проводились в
форме ревизий. Более в поздний период аудиторы стали прибегать к частичному
использованию международных стандартов, которые применялись на тот момент
«Большой шестеркой». При этом все аудиторские организации носили
государственный характер и были подотчетны Министерству финансов СССР. Первая
аудиторская организация — «Инаудит» была учреждена постановлением Совета
Министров СССР «О создании советской аудиторской организации» от 08.09.1987 №
1033-245, которое было принято 8 сентября 1987 года, и выполняла роль контролирующего
государственного органа. То есть, несмотря на акционерную форму организации,
она проверяла правильность и действительность данных, указанных в финансовой
отчетности крупнейших налогоплательщиков, большей части компаний и
кооперативов.
Второй этап связан с
коренными изменениями, произошедшими в России в период 1991-1993 годов. С точки
зрения аудита, важнейшим является принятие Указа Президента № 2296 от 12
декабря 1993 года. В нем были приведены «временные правила аудиторской
деятельности». В нем же аудит провозглашался самостоятельной
предпринимательской деятельностью. Так же был принят ряд резолюций
правительства России, которые создали систему аудиторской сертификации
аудиторов и ввели внутренние деление аудита (и аудиторов) на:
• Общий аудит;
• Банковский аудит;
• Страховой аудит;
• Аудит товарных и фондовых бирж, внебюджетных
фондов инвестиционных институтов.
Гузов Ю.Н. в своей работе, описывая данный период, говорит,
что: «В данный период произошёл сильнейший рост числа аудиторов и аудиторских
фирм». Так же в это период на рынок России вышли мировые лидеры аудиторской
деятельности, на тот момент компании «Большой Шестерки». Это наиболее крупные и
уважаемые во всем мире аудиторские компании, в их число тогда входили:
1) Deloitte Touche Tohmatsu;
2) Ernst & Young;
3) KPMG;
4) Price Waterhouse;
5) Coopers & Lybrand;
6) Arthur Andersen.
Третий этап ограничен принятиями двумя законов, регулирующих
аудиторскую деятельность в России.
Краткая характеристика данных законов представлена в таблице 1.2.
Таблица 1.2
Характеристика
основных аспектов законов «Об аудиторской деятельности» третьего этапа развития
аудита в России[4] Наименование закона и дата принятия Основные аспекты закона Федеральный закон
"Об аудиторской деятельности" от 7 августа 2001 г. N 119-ФЗ Установлены рамки аудиторской
сертификации и лицензирования аудиторской деятельности. Были введены новые
типы федеральных стандартов аудиторской деятельности. Предметом аудита
являлась деятельность, направленная на определение достоверности данных
бухгалтерского учета, идентификации существенны искажений и проверка
правильности ведения учета согласно стандартам. Федеральный закон
"Об аудиторской деятельности" от 30.12.2008 N 307-ФЗ Наблюдалось общая
преемственность, кроме ряда статей, посвященных страхованию при обязательном
аудите и лицензировании аудиторов. Предметом аудита является определение
достоверности данных бухгалтерского учета. Более того, в России был введен
институт саморегулирования аудиторской деятельности. Появились первые
саморегулируемые организации аудиторов. Ужесточились критерии для сдачи
квалификационных экзаменов аудиторов и т.д. Данные изменения привели к снижению количества аудиторских
организаций и сосредоточению данных организаций в шести саморегулируемых
организаций аудиторов. (в дальнейшем их число сократилось до двух) Четвертый
этап связан с переходом от регулирующего центра в сторону профессионального
сообщества. Значительно расширились полномочия саморегулируемых организаций
аудиторов. Государственное лицензирование аудиторской деятельности было отменено,
данная функция была передана ассоциациям аудиторов. Наметились переходы к
международным стандартам и риска- ориентированным моделям аудита.
Пятый этап связан с осуществлением перехода к МСА, отмене
федеральных стандартов (ФСАД), действующих ранее. При этом стоит отметить
увеличение регулирования со стороны государства, что выразилось в увеличении
квот для саморегулируемых организаций аудиторов, что привело к снижению их
числа.
Турбанов А. В. в своей работе[5]
утверждает, что в дальнейшем данные действия «могут привести к созданию одной
саморегулируемой организации аудиторов, что образует монополию на рынке
аудиторских услуг. И такая перспектива вряд ли будет полезна для отрасли.»
При этом, на взгляд автора, содержание современного этапа
развития аудита связано с развивающей системой саморегулирования, переходом к
МСА и риска-ориентированным моделям, с одной стороны. И стагнацией рынка,
снижением числа аудиторских организаций (на 15% в период с 2012 по 2019 по
данным Минфина[6] и ЦБ РФ[7]), сложной
системой контроля качества аудиторской деятельности, с другой стороны.
Таким образом, аудиторская деятельность исторически
представляет с собой один из важнейших элементов инфраструктуры рыночной
экономики, способствовавших развитию экономики и предпринимательской деятельности.
Аудиторская деятельность активно развивается, из чего возникает необходимость
разработки механизма его регулирования. Поскольку аудит является видом
профессиональной предпринимательской деятельности, его регулирование
осуществляется по смешанному типу: во-первых, а во-вторых, со стороны
профессионального сообщества в лице саморегулируемых организаций.
Несмотря на достаточно небольшую историю развития, российский
аудиторский сектора прошел 5 этапов преобразований и изменений от полного
регулирования до ныне идущего 6 этапа саморегулирования. Анализируя информацию
о современном состоянии аудита, автор пришел к выводу, что эффективность
саморегулируемых организаций аудиторов остаётся на достаточно низком уровне.
Это связанно, по нашему мнению, с невыполнением ими своих прямых обязанностей.
Целесообразность наличия самих саморегулируемых организаций, по мнению автора,
может быть поставлено под вопрос. В условиях стагнации рынка, снижения числа
аудиторов, возможно, именно возврат к централизованному регулированию со
стороны Министерства финансов сможет переломить ситуацию и способствовать
развитию аудита. [1] Mennicken,
A. (2010). From Inspection to Auditing: Audit and Markets as Linked Ecologies.
Accounting, Organizations and Society, 35 (3). — Р. 334-359. [2] Серебрякова Т.Ю., Куртаева О.Ю. Внутренний контроль
и контроллинг: концептуальные особенности // Международный бухгалтерский учет. —
2015. — №26 (368). — С. 33-41; [3] Guzov,
I. (2016), History of auditing in Russia. Periodization and challenges of
development, Audit Financiar, vol. XIV, no. 6(138)/2016. — Р. 921. [4] Соя А.В. Периодизация этапов и эволюция
аудиторской деятельности в России // Скиф. Вопросы студенческой науки. — 2020. —
№ 7 (47). — С. 186-189. [5] Турбанов А.В. Регулирование рынка аудиторских услуг //
Деньги и кредит. — 2017. — № 2. — С. 20-22.; [6] Сайт Министерства финансов Российской Федерации.
[Электронный ресурс]. Режим доступа, URL: https://www.minfin.ru/ru/perfomance/audit. [7] Сайт ЦБ России. [Электронный ресурс]. Режим доступа URL: http://www.cbr.ru.