Курсовая теория на тему Особенности познавательной деятельности у дошкольников с ЗПР
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 2
Глава 1. Теоретические основы развития познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста 4
1.1 Понятие «познавательная деятельность» в психолого-педагогической литературе 4
1.2. Этиология и классификация задержки психического развития 16
1.3. Особенности познавательной деятельности у дошкольников с ЗПР 21
1.4. Дидактическая игра как средство развития познавательной деятельности у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР 25
Выводы по 1 главе 34
Заключение 36
Список литературы 38
Введение:
Актуальность исследования. Познавательный интерес имеет огромное значение для формирования человеческой психики, её развития и становления разумного, культурного поведения. Через интерес и общение с психологически развитыми людьми, благодаря широким возможностям к научению, человек приобретает все свои высшие познавательные способности и качества. Чрез активное общение с развитыми личностями он сам превращается в личность. Если бы с рождения человек был лишен возможности общаться с людьми, он никогда бы не стал цивилизованным, культурно и нравственно развитым. Умение общаться формируется прижизненно и является результатом социального опыта.
Дошкольное детство – короткий, но очень важный период становления личности. При правильном педагогическом воздействии, на правленой на воспитания ребенка, ближним окружением (семьей) и педагогами дошкольных образовательных учреждений (далее ДОУ), ребенок приобретает первоначальные знания о познавательных навыках. А это в свою очередь формирует ребенка как личность со своими индивидуальными особенностями. Формирование познавательного интереса протекает быстрее и легче если идет речь о здоровых детях, а если это ребёнок с ЗПР, то возникают проблемы. Т.к. у данной категории детей имеются трудности в формирования этих навыков.
Изучение детей с ЗПР началось совсем недавно в 60-х годах прошлого столетия, в НИИ дефектологии под руководством Т.А.Власовой и Т.С.Певзнер. Однако в настоящее время специальная педагогика уже располагает рядом исследований, раскрывающих особенности памяти, личности, речи, мышления, игровой деятельности детей с ЗПР. Накоплен опыт организации коррективно-развивающей помощи детям, испытывающим трудности в усвоении образовательной программы. Однако многие вопросы остаются недостаточно разработанными. Среди них вопрос изучения коммуникативной деятельности у дошкольников с ЗПР.
Преодоление отставание детей с ЗПР в развитии познавательной деятельности и введение их на уровень оптимальных возрастных возможностей очень актуально. В становлении познавательной функции дошкольный возраст является наиболее ценным и благоприятным. Общение и совместная деятельность является важным составляющим дошкольника.
Цель исследования: проведение анализа психолого-педагогической литературы по проблеме развития познавательной деятельности у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Объект исследования: процесс развития познавательной деятельности у дошкольников с ЗПР.
Предмет исследования: особенности познавательной деятельности у дошкольников с ЗПР.
Задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме развития познавательной деятельности у дошкольников в онтогенезе.
2. Изучить этиологию, классификацию задержки психического развития.
3.На основе анализа научной литературы выявить особенности развития познавательной деятельности у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Заключение:
Проведя анализ теоретических данных по познавательной деятельности детей дошкольного возраста, можно утверждать, что процесс развития данной «черты личности» у них является несформированным.
Дети с ЗПР-это дети с нереализованными возрастными возможностями развития, с общей психической незрелостью. Они имеют бедный и узкий круг представлений об окружающей среде, неразвитые функции анализа и синтеза, что обусловливает избегание общения. Эмоционально-коммуникативное состояние имеет своеобразные проявления, в частности, это неспособность осознавать и контролировать свои переживания, понимать эмоциональные состояния других людей, регулировать свое поведение. В содержании коррекционной работы с такими детьми особое внимание уделяется развитию эмоционально-коммуникативных качеств.
Дети с задержкой психического развития — это особая категория детей с нарушениями нервно-психических процессов, обусловливающих замедленность темпа развития психики ребенка, что проявляется в недостаточности общего запаса знаний, неустойчивости внимания, поверхностности восприятия, ослабленной памяти, недоразвитии речи, быстрой утомляемости во время познавательной деятельности.
Результаты теоретического исследования показали, что целенаправленный развитие познавательной деятельности детей с ЗПР должно осуществляться в дошкольном возрасте, который должен включать в себя коррекционно-развивающую работу, что включает в себя работу по развитию всех психических процессов и коррекцию вторичных нарушений; создание развивающей среды, что будет способствовать активизации познавательной деятельности и сотрудничество педагогического коллектива с родителями.
Итак, учитывая то, что на сегодня нет общепринятой системы критериев и показателей сформированности познавательной активности детей с ЗПР, это обуславливает дальнейшие перспективы поиска направлений исследования, уровней сформированности и компонентов познавательной деятельности, разработке диагностической методики, определении критериев ее диагностики, что позволит нам выявить нужны психолого-педагогические условия, которые будут способствовать улучшению учебной деятельности детей с ЗПР.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические основы развития познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста
1.1 Понятие «познавательная деятельность» в психолого-педагогической литературе
Авторы психологического словаря определяют «дошкольный возраст» – это период, в течение которого происходит колоссальное обогащение и упорядочение чувственного опыта ребенка, овладение формами восприятия и мышления, бурное развитие речи, воображения, формирование начатков произвольного внимания и смысловой памяти. Познание ребенком внешнего мира включено в основные виды ее деятельности, и развитие познания происходит внутри этих видов деятельности [29,c.54].
Познавательная деятельность, как и всякая другая, имеет сложную структуру: цель, задачи, мотив, способ выполнения действия и операции, условия, оценку и контроль.
Познавательная деятельность в дошкольном детстве складывается постепенно и проходит в двух направлениях: стихийно, в разных формах жизнедеятельности она составляет основное ее содержание и целенаправленно, в процессе специально организованного обучения. Целенаправленное обучение дошкольников проходит несколько стадий своего становления от познавательно-игрового н > познавательно-игрового с элементами обучения —> к познавательно-учебному.
Постепенность становления обучения в дошкольном возрасте связано с общим развитием личности ребенка и развитием, и осложнением других видов деятельности. Так, начиная с раннего возраста, приобретения познавательного опыта происходит путем экспериментирования, сопоставления, сравнения, соотнесения элементов наблюдений, попытка их интерпретировать. Постепенное развитие речевой деятельности не только обогащает процесс общения, а дает ребенку возможность вербализовать собственные познавательные действия, что позволяет действовать целенаправленно и организованно. Кроме того, вопросы, возникающие в процессе выполнения задач, позволяют судить о наличии у ребенка любознательности, (А. К. Дусавицкий, А. А. Линник, В. И.Лозовая и др.). Развитие интеллектуальных механизмов способствует формированию представлений о связях между предметами и явлениями и придает познавательной деятельности ребенка целеустремленности. К концу дошкольного детства происходит формирование качественно нового мышления, что прежде всего связано с освоением мыслительных операций, умением заранее планировать свои действия. Способность к размышлению способствует установлению причинно-следственных связей, определению последовательности выполнения операций [14].