Курсовая теория на тему Особенности познавательной деятельности дошкольников с задержкой психического развития
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 490 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты особенностей познавательной деятельности детей с задержкой психического развития 5
1.1. Особенности познавательности развития в дошкольном возрасте 5
1.2. Познавательное развитие детей с ЗПР 14
Выводы по главе 1 18
Глава 2. Программа экспериментального исследования. 20
2.1. Описание методики констатирующего эксперимента 20
2.2. Возможности развития познавательной деятельности детей с ЗПР 26
Заключение 34
Список использованной литературы 36
Приложение 40
Введение:
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что в настоящее время познавательное развитие дошкольников с ЗПР является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию.
Для дошкольника с ЗПР характерен повышенный интерес ко всему, что происходит вокруг. Ежедневно дети познают все новые и новые предметы, стремятся узнать не только их названия, но и черты сходства, задумываются над простейшими причинами наблюдаемых явлений.
Познавательное развитие детей дошкольного возраста с ЗПР играет важную роль в его общем развитии, а также дальнейшему обучению в школе. В связи с этим педагогу необходимо подобрать такие методы и технологии обучения детей старшего дошкольного возраста, чтобы они могли заинтересовать детей.
Среди таких способов обучения выделяется использование игр дидактического характера. Интегрирование игровых средств позволит сделать образовательный процесс не только информативным, но также и интересным для детей.
Обучение с использованием дидактических средств, при этом сопровождающееся ИКТ, окажет положительный эффект на познавательное развитие детей дошкольного возраста с ЗПР.
Степень изученности темы исследования. Вопросы познавательного развития детей дошкольного возраста с ЗПР были отражены в работах таких авторов как Ю.К. Бабанский, Я.А. Коменский, А.Н. Леонтьев, В.И. Лозовая, Д. Локк, А.К. Маркова, В.Ф. Моргун, Н.У. Садыкова, Ж.Н. Тельнова, К.Д. Ушинский, Г.И. Щукина и др.
Цель исследования – изучить особенности познавательной деятельности детей с ЗПР.
Поставленная цель определила решение следующих задач исследования:
1. Изучить особенности познавательности развития в дошкольном возрасте
2. Проанализировать познавательное развитие детей с ЗПР
3. Описать методики констатирующего эксперимента
Объект исследования – развитие детей с ЗПР.
Предмет исследования – особенности познавательной деятельности детей с задержкой психического развития.
Методы исследования: теоретический анализ научной и учебной литературы, периодических изданий, источников сети Интернет, классификация, сравнение, обобщение, педагогический эксперимент.
Структуру работы составляет введение, две главы, разделенные на параграфы, заключение и список использованных источников.
Заключение:
Таким образом, в ходе нашего исследования были решены следующие задачи:
1. Изучены особенности познавательности развития в дошкольном возрасте
Познавательное развитие детей дошкольного возраста – это процесс качественных изменений в познавательной деятельности человека. Это связано с формированием основных понятий и концепций.
2. Проанализированы познавательное развитие детей с ЗПР
Задержка психического развития у детей очень неоднородна, но у всех детей с ЗПР имеется отставание в развитии познавательной сферы, которое можно наблюдать уже на ранних этапах жизни ребенка. Недостаточная сформированность познавательных процессов зачастую является главной причиной трудностей, возникающих у детей с ЗПР.
3. Описаны методики констатирующего эксперимента
Опытно-экспериментальная работа, направленная на исследование познавательного развития детей старшего дошкольного возраста, была проведена на базе МБДОУ детский сад. Для исследования были отобраны две группы воспитанников с ЗПР: экспериментальная и контрольная. В каждой группе насчитывалось по 18 человек.
Экспериментальная работа проводилась в три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный.
Этап – констатирующий. Цель данного этапа эксперимента заключается в определении уровня познавательного развития детей дошкольного возраста.
Для определения уровня познавательного развития детей старшего дошкольного возраста была выбрана методика А.И. Ивановой «Опиши картинку».
Исходя из полученных результатов, можно отметить, что высокий уровень познавательного развития в экспериментальной группе составил 16% воспитанников. В контрольной группе указанный уровень развития продемонстрировали 22% воспитанников.
Средний уровень познавательного развития в экспериментальной группе составил половину опрошенных детей (50%), в то время как в контрольной группе этот показатель выше на 5% (55% детей с указанным уровнем познавательного развития).
Низкий уровень познавательного развития в экспериментальной группе был выявлен у 34%, что больше выявленного процента в контрольной группе (23%). При этом в экспериментальной группе некоторые дети не понимали действий животных в человеческих ситуациях, а также преимущественно задавали вопросы описания (что изображено? что они делают?).
В результате проведенной начальной диагностики уровня познавательного развития детей дошкольного возраста было определено, что в экспериментальной группе у детей уровень познавательного развития намного ниже, чем в контрольной группе.
4. Проанализированы дидактические игры как средство развития познавательной деятельности детей с ЗПР.
Благодаря нескучным неожиданным играм дошкольники развиваются и развивается их познавательная сфера. В то же время важно, чтобы дети учились всему новому с удовольствием и в своей любимой форме – в играх.
Таким образом, подобные дидактические игры и упражнения дают большой заряд положительных эмоций, помогают детям закрепить и расширить свои математические знания.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические аспекты особенностей познавательной деятельности детей с задержкой психического развития
1.1. Особенности познавательности развития в дошкольном возрасте
В старшем дошкольном возрасте познавательное развитие — это сложный комплексный феномен, включающий развитие познавательных процессов (восприятия, мышления, памяти, внимания, воображения, которые представляют собой разные формы ориентации ребенка в окружающем мире, в себе самом и регулируют его деятельность.
В младшем дошкольном возрасте познавательное развитие продолжается по трем основным направлениям:
— расширяются и качественно изменяются способы ориентировки ребенка в окружающем,
— возникают новые средства ориентировки,
— содержательно обогащаются представления и знания ребенка о мире.
В возрасте от трех до пяти лет формируются качествен¬но новые свойства сенсорных процессов: ощущение и восприятие. Ребенок, включаясь в разные виды деятельности (общение, игру, конструирование, рисование и др.), учится более тонко различать отдельные признаки и свойства пред¬метов. Совершенствуется фонематический слух, цветоразличение, острота зрения, восприятие формы предметов и др. Восприятие постепенно вычленяется из предметного действия и начинает развиваться как самостоятельный, целенаправленный процесс со своими специфическими задачами и способами. От манипуляции с предметом дети переходят к ознакомлению с ним на основе зрительного восприятия, при этом «рука учит глаз» (движение руки по предмету определяет движение глаз). Зрительное восприятие становится в дошкольном возрасте одним из основных процессов не¬посредственного познания предметов и явлений. Умение рассматривать предметы формируется в младшем дошкольном возрасте.