Курсовая теория на тему Особенности поведения дошкольников с расстройствами аутистического спектра
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
Глава 1 Теоретические основы изучения особенностей поведения дошкольников с расстройствами аутистического спектра 5
1.1 Поведение дошкольника как психолого-педагогический феномен 5
1.2 Особенности поведения нейротипичных детей дошкольного возраста 11
1.3 Расстройства аутистического спектра: определение, классификация, характеристика 23
1.4 Специфические особенности поведения дошкольников с расстройствами аутистического спектра 28
Вывод по первой главе 38
Список литературы 39
Введение:
Актуальность исследования. Дети с расстройствами аутистического спектра (РАС) представляют собой достаточно обширную группу детей, имеющих самые разные поведенческие проявления, а также отличающиеся особенностями психического и эмоционального развития. В понятие «РАС» входят несколько синдромов и патология, например, детский аутизм, синдром Аспергера, атипичный аутизм, синдром Ретта. В качестве основных нарушений в структуре РАС выступают специфические нарушения эмоционально-волевой сферы и коммуникации. Как правило, остальные сферы психической деятельности и поведения также нарушены.
С детьми данной категории достаточно сложно наладить контакт, что значительно сужает возможности психологической и педагогической диагностики, и, соответственно, последующей коррекционной деятельности с данной категорией детей. Соответственно, возникает необходимость изучения закономерностей естественного поведения детей с РАС: особенностей их коммуникации, познавательной деятельности, проявления переживаний в поведении, влияния тревожности, страхов, негативных эмоций на изменения в поведении ребенка данной группы.
Трудности, характерные для детей с РАС, находят свое отражение в их поведении. Как правило, дети данной категории с трудом осваивают те формы и стратегии поведения, которые нормативно развивающиеся дети осваивают без специального обучения, в игровой деятельности и повседневном общении. Таким детям сложно понять, как вести себя при взаимодействии с другими детьми, какую стратегию поведения выбрать при нахождении в общественных местах и т.д. Соответственно, возникает необходимость коррекции нарушенных поведенческих проявлений и выработки оптимального поведения у детей с РАС, чтобы обеспечить им возможность эффективно существовать в социуме.
Можно отметить, что в настоящее время накоплено достаточно много информации о поведении детей с РАС, тем не менее различия среди детей, относящихся к данной категории настолько велики, а поведение и симптомы нарушений настолько разнообразны, что сохраняется высокая актуальность исследований в данном направлении.
Теоретико-методологической основой исследования являются работы Каннера Л., Карвасарской И. Б., Никольской О. С., Шипицыной Л. М., Баенской Е. Р., Шеломцевой А. А., Баляновой А. А. и др.
Цель исследования: изучить особенности поведения детей дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра.
Объект исследования: дошкольники с расстройствами аутистического спектра.
Предмет исследования: специфические поведенческие проявления дошкольников с расстройствами аутистического спектра.
Задачи исследования:
Охарактеризовать поведение дошкольника как психолого-педагогическое явление;
Изучить особенности поведений нейротипичных дошкольников;
Охарактеризовать основные признаки и проявления расстройств аутистического спектра;
Проанализировать научные представления об особенностях поведения дошкольников с расстройствами аутистического спектра.
Методы исследования: анализ научной литературы, систематизация и обобщение полученной информации. 
Структура курсовой работы: курсовая работа включает в себя введение, 1 главу, состоящую из 4 параграфов, вывод по главе, список литературы, в которых входит 30 источников. Общий объем работы – 41 лист.
Заключение:
Таким образом, поведение – это сложный феномен, который включает в себя действия и поступки, психические процессы и психические состояния. На протяжении дошкольного возраста происходит совершенствование поведения: развиваются мотивы, формируется умение ставить цель и достигать ее, развивается эмоциональная сфера (эмоции становятся более осознанными, сложными, формируется контроль над проявлением эмоций), совершенствуются познавательные и коммуникативные процессы, усложняется деятельность. Следует отметить, что в норме поведение дошкольников подчинено тем социальным правилам, которые действуют в обществе. Дошкольники с РАС, как правило, имеют определенные отклонения в поведении, обусловленные особенностями их развития. 
РАС – это группа психических расстройств, для которых характерно нарушение коммуникации, эмоционального развития, высокая чувствительность к стимулам окружающей среды. Все это приводит к возникновению специфических форм защитных форм поведения, которые приводят к социальной дезадаптации ребенка и требуют обязательной коррекции.
Поведение детей с РАС характеризуется рядом сходных особенностей: для таких детей являются типичными стереотипные, повторяющиеся формы поведения. Однако усвоение социально нормативных форм поведения, коммуникативного поведения, которые позволили бы ребенку эффективно социализироваться в сообществе сверстников и общаться с окружающими взрослыми является затрудненным. Поэтому ряд форм коррекционной работы с детьми, страдающими РАС, направлен именно на выработку нормативных стратегий поведения (например, поведенческая терапия и др.).
Фрагмент текста работы:
Глава 1 Теоретические основы изучения особенностей поведения дошкольников с расстройствами аутистического спектра
1.1 Поведение дошкольника как психолого-педагогический феномен
Поведение – одна из форм реализации личности человека в повседневной жизни. Поведение – комплекс ответных реакций, обусловленных действием внешних условий существования на организм; это совокупность поступков по отношению к объектам живой и неживой природы, к отдельному человеку или обществу [26]. 
Поведение интерпретируется как внешние проявления психической деятельности. Понятие «деятельность» значительно шире понятия «поведение», соответственно, поведение представляет собой структурный компонент деятельности. С данной точки зрения поведение представляется феноменом, противоположным сознанию как сочетанию внутренних, субъективно переживаемых процессов. Поведение осуществляется во внешнем мире и выявляется посредством внешнего наблюдения, а сознание функционирует во внутреннем мире личности и выявляется посредством самонаблюдения [16]. 
К фактам поведения могут быть причислены:
1. Все внешние выражения физиологических процессов, обусловленных состоянием, деятельностью и коммуникацией субъектов – поза, мимика, интонация и пр.
2. Конкретные движения и жесты.
3. Действия как более как более крупные акты поведения, имеющие определенный смысл.
4. Поступки – еще более крупные акты, как правило, имеющие общественное, социальное значение и связанные с нормами поведения, отношениями, самооценкой и пр.
С точки зрения С. Л. Рубинштейна, поведение – специфическая форма деятельности [26]. Она обретает статус поведения в том случае, когда мотивация действий из предметного плана переходит в план личностно-общественных отношений (оба эти плана неразрывны: личностно-общественные отношения реализуются при посредстве предметных). Поведение человека обладает природным характером, базой которого выступает общественно детерминированная, опосредованная языком и другими знаково-смысловыми системами деятельность, основным видом которой является трудовая деятельность, а средством – коммуникация. Уникальность поведения конкретного человека обусловлена спецификой его взаимодействия с группами, в которые он включен в качестве участника, групповыми нормами, ценностными ориентациями, ролевыми предписаниями. Неадекватность поведения во многих случаях оказывает негативное воздействие на межличностное взаимодействие, например, она может проявляться, как переоценка личностью собственного потенциала, расхождении в вербальном и реальном планах, снижении критичности при контроле за реализацией программ поведения. Главное в поведении – отношение к моральным нормам. Единица анализа поведения – поступок [26].
Поступок – сознательное действие, интерпретируемое как акт нравственного самоопределения человека, в котором он утверждает себя как личность в своем отношении к другому человеку, к себе самому, группе или обществу, к природе в целом [26]. В поступках выражается и развивается личность человека. Осуществление поступка предваряется внутренним планом действий, в котором дифференцируется сознательно определенное намерение, существует прогноз предполагаемого результата, эффектов для окружающих лиц и социума в целом. Поступок может проявляться как действие или бездействие, точка зрения, выраженная вербально, в форме отношения к чему-либо, также может быть реализован в форме места, взгляда тона речи, смыслового подтекста, в действии направленном на преодоление физических препятствий и поиск истины. При оценке поступка следует опираться на систему общественных правило, характерных для конкретного социума. Для поступка имеет большое значение нравственный смысл действия, непосредственно действие следует интерпретировать как метод реализации поступка в определенных условиях. 
Поступок – состояние или действие, но всякое состояние или действие становится поступком только при условии, если оно рассматривается во взаимосвязи с порождающими его целями, мотивами и намерениями личности [26].
Действие проявляется как произвольная преднамеренная опосредованная активность, направленная на достижение осознаваемой цели. В любом действии дифференцируются его ориентировочный, исполнительский и контрольный компоненты. По способу функционирования действия подразделяются на произвольные и преднамеренные; по степени включенности эмоционально-волевых компонентов – волевые и импульсивные. В отечественной психологии представления о действии как особом компоненте человеческой деятельности сформулировано С. Л. Рубинштейном и А. Н. Леонтьевым.
Рассматривая феномен «действие» более подробно целесообразно дифференцировать четыре аспекта. Действие активизирует как обязательный элемент акт сознания в форме постановки и фиксации цели, однако данный акт не замкнут в самом себе, а раскрывается в действии.
Действие одновременно акт поведения, но внешне движения рассматриваются в неразрывном единстве с сознанием, ведь движение без цели – скорее несостоявшееся поведение, чем его истинная сущность [16].
Через понятие действие утверждается принцип активности, противопоставляемый принципу реактивности; в субъекте предполагается активное начало в форме цели.
Понятие действие «выводит» деятельность человека в предметный и социальный мир, либо цель действия может быть не только чисто биологической, но и социальной [16].
Деятельность или поведение организма, обладающего психикой, содержит в своей структуре психические составляющие. Преобразование психических составляющих деятельности, трансформация взаимодействия становятся причиной преобразования условий деятельности, а вызванная подобным преобразованием деятельность влечет за собой в ходе развития и механизмы этой деятельности, в частности и мозга. Опора на данные психологические составляющие представляет собой значимый фактор в процессе анализа закономерностей поведения. Психологические компоненты могут быть дифференцированы на три категории: психические процессы, психические состояния и психические свойства личности.
Психические процессы трактуются как первичные регуляторы поведения человека. Психические процессы обладают определенной исходной точкой, течением и завершением, говоря иначе, имеют определенные динамические параметры, к которым, в первую очередь, причисляются параметры, характеризующие продолжительность и стабильность психического процесса. На базе психических процессов вырабатываются определенные состояния, происходит формирование знаний, умений и навыков [16]. 
В свою очередь, психические процессы также могут быть дифференцированы на три категории: познавательные, эмоциональные и волевые. К познавательным психическим процессам относятся психические процессы, связанные с восприятием и переработкой информации. В качестве таких процессов выделяются ощущение, восприятие, представление, память, воображение, мышление, речь и внимание. Помимо познавательных психических процессов в качестве самостоятельных дифференцируются эмоциональные психические процессы. Внутри данной категории психических процессов анализируются такие психические феномены, как аффекты, эмоции, чувства, настроения, эмоциональный стресс. Если определенное событие или явление провоцирует у субъекта позитивные переживания, то это оказывает положительное явление на его деятельность или состояние, и напротив, негативные переживания осложняют деятельность и ухудшают состояние человека. Тем не менее, бывают и исключения. Например, событие, вызвавшее отрицательные эмоции, повышает активность человека, стимулирует его к преодолению возникших преград и препятствий. Подобная реакция является признаком того, что для становления поведения субъекта большое значение имеют не только эмоциональные, но и волевые психические процессы, которые максимально существенно выражаются в ситуациях, связанных с принятием решений, преодолением трудностей, управлением своим поведением и др. В некоторых классификациях в отдельную категорию психических процессов выделяются неосознаваемые процессы. В нее включены такие процессы, которые разворачиваются или реализуются без контроля со стороны сознания. Психические процессы тесно взаимосвязаны между собой и представляют собой первичные факторы становления психических состояний субъекта [16]. 
Психические состояния характеризуют состояние психики в целом. Они, как и психические процессы, обладают определенной динамикой, которая может быть описана продолжительностью, направленностью, стабильностью и интенсивностью. Одновременно психические состояния оказывают воздействие на течение и результат психических процессов и могут способствовать или тормозить деятельность. К психическим состояниям относят такие явления, как подъем, угнетенность, страх, бодрость, уныние. Следует отметить, что психические состояния могут быть чрезвычайно сложными явлениями, имеющими объективную и субъективную обусловленность, но характерной для них общей способностью является динамичность. Исключение составляют психические состояния, обусловленные доминирующими характеристиками личности, в том числе патохарактерологическими особенностями. Подобные состояния могут быть весьма устойчивыми психическими явлениями, характеризующими личность человека.
Психические свойства личности характеризуются большей устойчивостью и большим постоянством. Под психическими свойствами личности, как правило, подразумевают максимально значимые, типичные характеристики личности, детерминирующие определенный количественный и качественный уровень деятельности и поведения человека. К психическим свойствам причисляют направленность, темперамент, способности и характер. Степень сформированности данных качеств, а также специфика формирования психических процессов и доминирующие психические состояния обуславливают уникальность личности [16].