Курсовая теория на тему Особенности подросткового возраста
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Глава 1.
Теоретические представления о психологических особенностях подросткового
возраста. 4
1.1. Периодизации
психического развития в отечественной и зарубежной психологии. 4
1.2.
Психологическая характеристика подросткового возраста в рамках подходов в
психолого-педагогической науке. 8
1.3. Особенности
мотивационной сферы у подростков. 16
Заключение. 23
Список
использованной литературы.. 24
Введение:
В данной курсовой работе мы
анализируем психологические особенности в подростковом возрасте. Следует
отметить, что заявленная нами тема является актуальной, поскольку среди
возрастных периодов подростковый возраст является одним из самых значимых в
плане общего становления личности человека.
В психологической науке существуют
различные точки зрения на специфику и роль подросткового возраста в психическом
развитии. Необходимо также подчеркнуть, что теоретический анализ
психологических особенностей в подростковом является на наш взгляд непременной
основой более глубокого изучения широкого спектра психологических проблем среди
подростков и построения практических стратегий работы с ними.
Объект исследования – психика подростка.
Предмет исследования – психологические особенности подросткового возраста.
Цель исследования – выявление психологических особенностей
подросткового возраста.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть периодизации
психического развития в отечественной и зарубежной психологии.
2. Привести психологическую
характеристику подростков.
3. Проанализировать особенности
мотивационной сферы у подростков.
Курсовая работа состоит из
введения, трех параграфов, заключения и списка использованной литературы. Общий
объем основного текста работы без списка литературы составил 20 страниц.
Заключение:
В нашем реферате мы
предприняли теоретическое рассмотрение психологических особенностей в
подростковом возрасте. Проведенный теоретический анализ показал, что в
подростковый период формируется умение оценивать себя не только через
требования авторитетных взрослых, но и через собственные требования. К концу подросткового периода самооценка
может стать мощным регулятором поведения индивида. Саморегуляция осуществляется
как на осознаваемом, так и неосознаваемом уровне, определяя меру адекватности
восприятия и оценивания себя. Также мы выяснили, что в подростковом возрасте
повышенное значение приобретают отношения со сверстниками. Дружеские отношения
выходят на передний план. Ведущей деятельностью становится – общение,
установление доверительно-дружеских отношений со сверстниками. Кризис
подросткового возраста значительно отличается от кризисов младших возрастов. Он
представляется исследователям самым острым и самым длительным по сравнению со
всеми возрастными кризисам знаменующими собой переломные этапы в
онтогенетическом формировании личности ребенка. По существу, весь подростковый
возраст является затяжным переходным периодом от детства к зрелости. В целом в
подростковом возрасте имеют место следующие основные психологические
новообразования — чувство взрослости; критичность мышления; развитие волевых
качеств, потребность в самоутверждении, в деятельности, имеющей личностный
смысл.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические
представления о психологических особенностях подросткового возраста 1.1. Периодизации психического
развития в отечественной и зарубежной психологии Основоположником
культурно-исторического подхода явился Л.С. Выготский, который рассматривал
сознание человека совместно с его поведением и в историческом плане.
В рамках культурно-исторического
подхода к изучению психического развития можно выделить несколько периодизаций,
каждая из которых, построенная на общей основе, все более уточняет сущность
значения социального контекста как окружающей человеческой действительности. Среди
данных периодизаций психического развития назовем: периодизацию детского
развития по Л.С. Выготскому и периодизацию психического развития в детском
возрасте по Д.Б. Эльконину. Остановимся на них подробнее [4].
1.) Согласно Л.С. Выготскому
ребенок в своем психическом развитии проходит следующие периоды: — от 0 до 2
мес. – период новорожденности – заканчивается кризисом новорожденного; — от 2
мес. до 1 г.
– младенческий возраст – заканчивается кризисом 1 года; — от 1 г. до 3 л. – раннее детство – заканчивается
кризисом 3-х лет; — от 3 до 7 л.
– дошкольное детство – заканчивается кризисом 7 лет; — от 8 до 13 л. – школьный возраст –
заканчивается кризисом 13 лет; — от 14 до 17 л. – пубертатный возраст – заканчивается
кризисом 17 лет.
Развитие ребенка протекает
спокойно или с кризисами. Обычно наступает момент, когда развитие на данном
этапе приводит к тому, что возросшие возможности ребенка (его знания, умения,
психические качества) вступают в противоречия со старым образом жизни, старыми
видами деятельности и взаимоотношений с окружающими людьми [4; 8].
2.) Согласно Д.Б.
Эльконину ребенок в своем психическом развитии проходит следующие периоды:
Эпоха раннего детства
— младенчество (от 0 до 1 г.), ведущая деятельность –
непосредственно-эмоциональное общение матери с ребенком;
— раннее детство (от 1 до
3 л.),
ведущая деятельность – предметно-манипулятивная деятельность, кризис 3-х лет.
Эпоха детства
— дошкольное детство (от
3 до 7 лет), ведущая деятельность – ролевая игра, кризис 7 лет;
— младший школьный возраст
(от 7 до 12 лет), ведущая деятельность – учение, пубертатный кризис.
Эпоха подростничества
— младший подростковый
возраст (от 12 до 15 лет), ведущая деятельность – интимно-личностное общение;
— старший подростковый
возраст (от 15 до 17 лет), ведущая деятельность – учебно-профессиональная
деятельность, кризис 17 лет [4; 10].
Возникновение
новообразований в психическом развитии ребенка происходит в процессе его
деятельности. В процессе разных видов деятельности ребенок развивается. Особое
значение имеет ведущая деятельность. Это та деятельность, в связи с которой
происходят главнейшие изменения в психике ребенка и внутри которой развиваются
психические процессы, подготавливающие переход ребенка к новой, высшей ступени
развития.
Сравнивая периодизации
психического развития, которые разработаны в культурно-историческом подходе и в
рамках эпигенетической теории Э. Эриксона необходимо подчеркнуть, что имеют
место как сходства, так и различия в понимании структуры и сущности развития.
Целесообразно начать с
общих моментов.
Во-первых, общим между
указанными выше периодизациями психического развития является само понимание
стадиальности, дискретности данного развития. Т.е. представление об
определенных стадиях, фазах, ступенях, периодах изменения свойств человека во
времени.
Во-вторых, сходство в
выделении основных возрастных периодов развития. И в периодизациях
культурно-исторического подхода и в периодизации Э. Эриксона мы можем встретить
младенческий возраст, ранний возраст, дошкольный возраст и т.д.
В-третьих, сходство можно
найти в признании переломных вех, точек развития — кризисов, конфликтов и т.д.
и что развитие есть совокупность противоречий.
В-четвертых, в обеих
периодизациях признается совокупная роль билологических и социальных факторов
развития, их единство.
С другой стороны, есть
существенные различия в сравниваемых нами периодизациях развития.
Здесь прежде всего нужно
обратить внимание на сущность развития, критерии, положенные в принцип
разграничения возрастных периодов и движущие силы развития.
Так, в рамках
культурно-исторического подхода развитие понимается с точки зрения
диалектического материализма. Далее в лице Д.Б Эльконина любой возраст связан
с новообразованиями, которые возникают из ведущей деятельности предшествующего
периода. Развитие личности как процесс, движущей силой которого являются,
во-первых, разрешение внутренних противоречий, во-вторых, смена типов
деятельности, обусловливающая перестройку сложившихся потребностей и зарождение
новых.
В рамках эпигенетической теории Э. Эриксона развитие понимается с
точки зрения эпигенетического принципа. Данный принцип используется при
изучении эмбрионального развития. Все, что растет, имеет общий план. Исходя из
этого общего плана развиваются отдельные части, причем каждая из них имеет наиболее
благоприятный период для преимущественного развития. Так происходит до тех пор,
пока все части, развившись, не сформируют функциональное целое. Эпигенетическая
концепция в биологии подчеркивает роль внешних факторов в развитии новых форм и
структур. Последовательность стадий в периодизации Э. Эриксона — результат
биологического созревания, но содержание развития определяется ожиданиями
общества, к которому принадлежит человек [18].
Следующим ключевым различием между периодизациями является
понимание природы и сущности кризиса развития. Дело в том, что традиционно
описываемые Э. Эриксоном конфликты (кризисы) в сочетании с представленной в его
теории периодизацией не раз давали исследователям возможность сопоставлять эту
исследовательскую парадигму с принятыми в отечественной психологии. Исследования
Э. Эриксона трактовались как во многом воспроизводящие представление о
возрастном кризисе. Нас интересует, прежде всего, сравнение периодизации Э.
Эриксона с периодизациями, разработанными в рамках культурно-исторического
подхода.
Следует в первую
очередь обратить внимание на то, что для Э. Эриксона смысл конфликта
(кризиса) совершенно иной, чем для представителей культурно-исторической концепции.
По Э. Эриксону, кризис есть потенциальный выбор, который осуществляется в
процессе
онтогенеза между благоприятным и неблагоприятным направлением развития. Термин
«кризис» в эпигенетической концепции Э. Эриксона близок по смыслу к тому, который
этот термин
имеет в биологической науке, в частности, в эмбриологии. Критический
период — это отрезок времени, в течение которого данный орган подлежит особо интенсивному развитию.
Если в этот период развивающийся организм
испытывает какие-то неблагоприятные воздействия, именно интенсивно
развивающийся орган оказывается особо
уязвимым [18].
В
этой связи также отметим, что восемь стадий развития, по Э. Эриксону, есть
восемь последовательных сензитивных периодов, т. е. восемь стабильных впериодов,
если мы перейдем на язык, разработанный в концепции Л.С. Выготского. Э. Эриксон не
ставит вопрос о смене стадий. Он лишь указывает на то, что и после критического
периода (когда конфликт уже разрешен), возникшее качество может испытывать сильные
фрустрирующие воздействия, однако они менее опасны. Кроме того, уже
возникшее качество не описывается лишь со своей положительной стороны (Э.
Эриксон возражает против того, чтобы его последовательность стадий трактовалась
как последовательность «достижений».) Новое качество потенциально двух-полюсно,
например, автономность имеет своим антиподом чувство стыда.
Поэтому новое качество, и возникнув, оказывается внутренне конфликтным [18].
Таким
образом, концепция Э. Эриксона, во многом перекликающаяся с позициями
отечественных психологов в рамках культурно-исторического подхода (историзм, социальная обусловленность
развития, стратификация онтогенеза), к сожалению, в части исследования
специфики переходов оказывается не эвристичной.