Курсовая теория на тему Особенности подготовки детей к обучению грамоте в условиях ДОУ.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ. 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ПОДГОТОВКИ К
ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ ДОШКОЛЬНИКОВ.. 5
1.1. Понятие и сущность обучения грамоте дошкольников. 5
1.2. Этапы обучения элементам грамоты.. 7
ГЛАВА II. ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ ГРАМОТЕ В
РАЗНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ГРУППАХ.. 10
2.1. Младшая и средняя группы.. 10
2.2. Старшая группа. 12
2.3. Подготовительная группа. 14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 17
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.. 18
Введение:
ВВЕДЕНИЕ Актуальность исследования. Проблема подготовки детей к обучению
грамоте сегодня не теряет своей актуальности, а также приобретает еще в большей
степени остроту из-за изменений в психологических и социальных условиях, в которых
находится ребенок и воспитатель. Успешность дальнейшего обучения в школе
зависит именно от эффективности данной подготовки.
Сама идея обучения грамоте в детском образовательном
учреждении появилась давно. Академия педагогических наук СССР проводила большую
исследовательскую работу по обучению детей грамоте. На основе исследований Л.С.
Выготского, Л.И. Божовича, А.П. Усова были сделаны выводы о том, что в детском саду
обучать детей грамоте можно и даже нужно. В 1956-1959 гг. известный советский методист
А.И. Воскресенская провела большую экспериментальную работу, на основании
полученных результатов она разработала методические указания к занятиям по обучению
грамоте в детском саду.
К.Д. Ушинский предложил достаточно новый метод обучения – от
звука к букве, этим он разработал аналитико-синтетический метод, обеспечивающий
сознательное обучение чтению, а не механическое заучивание.
Методика Д.Б. Эльконина отличается от обычных систем введением
детей в звуковую действительность языка, что достаточно облегчает дальнейшие усвоения
грамматики и орфографии, тем самым формируя интерес к языку и его законам и избавляя
от ошибок на письме.
Основа для обучения грамоте представлена общеречевым развитием
дошкольников. Поэтому при подготовке к обучению грамоте очень важен весь процесс
речевого развития детей в детском саду, а именно: развитие связной речи, словаря,
грамматического строя, звуковой культуры речи. Исследование и опыт работы педагогов
показали, что дети с хорошо развитой речью успешно овладевают грамотой и всеми иными
учебными предметами.
В связи с этим всем актуализируется проблема поиска методов,
форм и содержания образовательного процесса по подготовке к обучению грамоте детей
в условиях дошкольного образовательного учреждения.
Цель исследования – проанализировать особенности подготовки
детей к обучению грамоте в условиях дошкольного образовательного учреждения.
В рамках поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить понятие и сущность обучения грамоте дошкольников.
2. Охарактеризовать этапы обучения элементам грамоты.
3. Изучить особенности обучения дошкольников грамоте в
младшей и средней группах.
4. Рассмотреть особенности обучения дошкольников грамоте в
старшей группе.
5. Описать особенности обучения дошкольников грамоте в
подготовительной группе.
Объект исследования – обучение грамоте детей дошкольного возраста.
Предмет исследования – педагогические условия подготовки к обучению
грамоте у дошкольников.
В подготовке
выполнения курсовой работы были использованы следующие методы: системный анализ
научно-методической литературы, синтез, сравнение, систематизация.
Структура курсовой работы обусловлена поставленной целью и задачами.
Она состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
Заключение:
ЗАКЛЮЧЕНИЕ Исходя из вышесказанного и поставленных задач в работе, сделаем
соответствующие выводы.
Обучение грамоте является обучением овладению умению читать и
писать тексты, излагать свои мысли в письменной форме, понимать при чтении как значение
конкретных слов и предложений, так и смысл текста, т.е. овладение письменной речью.
Подготовка детей к обучению грамоте в ДОУ представлена
целенаправленным, систематическим процессом по подготовке к овладению письмом и
чтением. Но перед тем, как начать читать, ребенок должен научиться слышать, из
каких звуков состоят слова, т.е. уметь проводить звуковой анализ и синтез слов,
овладеть звуковой культурой речи. В возрасте от 2 до 6 лет дети очень заинтересовано
занимаются звуковой составляющей речи. Данным интересом можно воспользоваться и
ввести ребенка в удивительный мир звуков и привести его к чтению.
Выбирая определенные формы и методы, педагоги должны учитывать,
что применяемая система обучения грамоте в ДОУ должна сочетаться с конкретной
системой обучения в школе, соблюдая при этом принцип преемственности между ДОУ
и школой.
Таким образом, формирование оптимальных условий для звуковой
активности ребенка в ДОУ обеспечивает непрерывность педагогического
воздействия, успех в овладении детьми звуками родного языка. И начинать
подготовку к обучению грамоте необходимо именно с младшего возраста. Организуя
работу по обучению грамоте, воспитатели всегда должны помнить самое главное, а
именно: учитывать возрастные особенности ребенка-дошкольника, его интересы и
потребности.
Фрагмент текста работы:
Грамота представлена овладением умения читать и писать тексты,
излагать свои мысли в письменной форме, понимать при чтении как значение отдельных
слов и предложений, так и смысл текста, т.е. овладение письменной речью [8, c. 46].
Овладение грамотой является сложной умственной деятельностью,
требующей конкретной степени зрелости разных психических функций ребенка. От того,
как ребенка введут и научат грамоте, в большинстве случаев зависят его дальнейшие
успехи в чтении и письме, а также в усвоении русского языка в целом.
Главная задача в ходе обучения грамоте заключается в: формировании
у дошкольников общей ориентировки в звуковой системе языка, обучении их звуковому
анализу слова, т.е. определению порядка следования звуков в слове, установлению
различительной роли звука, главных качественных его характеристик.
Подготовка детей к обучению грамоте в условиях ДОУ многими воспитателями
и родителями воспринимается только в качестве процесса обучения чтению, это достаточно
узкое представление этого вопроса.
Обучение грамоте происходит на базе развития устной речи дошкольников,
а именно развития: звуковой культуры, словарной работы, грамматически правильной
речи, обучения рассказыванию и др. В тоже время необходимо проводить работу над
развитием наблюдательности, памяти, мышления, внимания ребенка.
Построение занятия по обучению грамоте заключается в том,
что включаются дети в активную познавательную деятельность, самостоятельно решают
поставленные задачи. Для этого применяют проблемные ситуации, решают речевые логические
задачи, используют дидактические упражнения и игры.
Обучение грамоте детей в ДОУ должно обладать воспитательным характером.
Тексты для анализа должны быть содержательными, высокохудожественными,
способствовать формированию жизненной компетентности дошкольников.
Процесс обучения грамоте состоит из компонентов, которые
представлены [1, c. 312]:
1. Сформированностью звуковой стороны речи, т.е. дети
овладевают правильным, четким произношением звуков всех фонематических групп свистящих
(с, з, ц), шипящих (ш, ж), африкатов (ч, щ), соноров (л, р).
2. Сформированностью фонематических процессов, т.е. умением слышать,
различать и дифференцировать звуки родного языка.
3. Готовностью к звукобуквенному анализу и синтезу, т.е. умением
выделять начальный гласный из состава слова; делать анализ гласных звуков; анализировать
обратные слоги; слышать и выделять первый и последний согласный звук в слове; формировать
умение работать со схемой слова, разрезной азбукой и владеть навыками послогового
чтения.
Таким образом, обучение грамоте в дошкольном образовательном учреждении
является целенаправленным, систематическим процессом по подготовке к овладению письмом
и чтением. Неправильный подход к обучению грамоте может привести к дополнительным
проблемам обучения. Обучение грамоте в ДОУ – это пропедевтика дислексии и дисграфии,
помощь детям в избегании отдельных специфических ошибок.