Дефектология Курсовая теория Педагогика/Психология

Курсовая теория на тему Особенности памяти дошкольников с нарушением интеллекта

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 2
1. Теоретический анализ изучения произвольной памяти у детей с интеллектуальной недостаточностью 5
1.1. Память: понятие, структура, формирование в онтогенезе 5
1.2. Психолого-педагогическая характеристика старших дошкольников с интеллектуальной недостаточностью 18
1.3. Особенности произвольной памяти у детей дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью 26
1.4. Дидактическая игра как средство развития произвольной памяти у 35
дошкольников с интеллектуальной недостаточностью 35
Выводы по главе 42
Заключение 43
Список литературы 46

  

Введение:

 

Среди всех процессов, которые свойственны человеческой психике, память является особенной. Она пронизывает все их (процессы), и выявить в чистом виде одну память практически невозможно.
Актуальность темы исследования развития памяти определяются рядом теоретических и практических предпосылок и факторов, требований, предъявляемых к образовательному процессу обществом.
Память-это способность мозга кодировать, хранить и извлекать информацию, когда это необходимо.
Память жизненно важна для переживаний, это сохранение информации во времени с целью повлиять на будущие действия. Если бы мы не могли помнить прошлые события, мы не могли бы изучать или развивать язык, отношения или личную идентичность.
Часто под памятью понимается система обработки информации с явным и неявным функционированием, состоящая из сенсорного процессора, кратковременной (или рабочей) памяти и долговременной памяти. Это может быть связано с нейроном. Сенсорный процессор позволяет воспринимать информацию из внешнего мира в форме химических и физических стимулов и воздействовать на различные уровни концентрации и намерения. Рабочая память служит процессором кодирования и извлечения. Информация в виде стимулов кодируется в соответствии с явными или неявными функциями процессором рабочей памяти. Рабочая память также извлекает информацию из ранее сохраненного материала. Наконец, функция долговременной памяти заключается в хранении данных с помощью различных категориальных моделей или систем.
Явные и неявные функции памяти также известны как декларативные и недекларативные системы. Эти системы включают в себя целенаправленное намерение извлечения и хранения памяти или ее отсутствие. Декларативная, или явная, память-это сознательное хранение и запоминание данных. Под декларативной памятью находится семантическая и эпизодическая память. Семантическая память относится к памяти, которая кодируется с определенным значением, в то время как эпизодическая память относится к информации, которая кодируется по пространственной и временной плоскости. Декларативная память обычно является основным процессом, о котором думают при обращении к памяти.
Нарушение интеллекта представляет собой задержку или неполное развитие психики, зачастую оказывается в трехлетнем возрасте, но иногда возникает и у детей старшего школьного возраста.
Существует множество причин, по которым может возникнуть нарушение интеллекта, но все из них еще не изучены до конца. Факторы, которые могут влиять на развитие умственной отсталости делят на экзогенные (внешние) и эндогенные (внутренние).
Память, представляющая собой один из ведущих компонентов познавательной деятельности, тесно взаимодействует со всеми другими психическими процессами и личностью в целом. Без памяти невозможно получение и усвоение знаний, умений, навыков, поэтому необходима диагностика отклонений в развитии памяти, а, следовательно, и своевременная коррекция этих отклонений.
Цель исследования – изучение особенностей памяти дошкольников с нарушением интеллекта.
Для достижения поставленной цели решались следующие задачи:
1. Теоретический анализ изучения произвольной памяти у детей с интеллектуальной недостаточностью
2. Дать психолого-педагогическую характеристику старших дошкольников с интеллектуальной недостаточностью.
3. Рассмотреть особенности произвольной памяти у детей дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью.
4. Рассмотреть дидактические игры как средства развития произвольной памяти у дошкольников с интеллектуальной недостаточностью.
Объект исследования – память.
Предмет исследования – Особенности памяти дошкольников с нарушением интеллекта.
Методы исследования: теоретический анализ литературы, анализ и синтез.
Структура работы: работа состоит из введения, основной главы, заключения и списка литературных источников.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Память — когнитивный (познавательный) процесс сохранения информации для дальнейшего использования. Память свойственна и человеку, и животному. Однако пользоваться памятью может лишь человек, ибо только она умеет рассуждать. Итак, память — это образы в коре головного мозга. Память также является своеобразным информационным фильтром, отсекающим не актуальную для жизнедеятельности информацию. В памяти обрабатывается и сохраняется лишь ничтожная доля от общего количества раздражителей, воздействующих на организм. Вопросы, связанные с изучением памяти, представляют предмет интенсивных психологических исследований.
Этой проблематикой интересуется все больше лиц и научных дисциплин, а причины этого положения вещей видятся в значении памяти для человека. Сфера того, что каждый из нас должен или хочет усвоить, постоянно растет, а четкое функционирование памяти становится во все большей степени необходимым условием эффективной работы.
Дети с нарушением интеллекта представляют собой чрезвычайно сложную в течении развития, механизмах, проявлениях дефекта и проблематическую в поисках психолого-педагогических путей социализации категорию детей, которая имеет устойчивую тенденцию к увеличению (на фоне снижения показателей рождаемости). Прогнозы относительно уменьшения количества рождения таких детей, которые опираются на оценку многих негативных факторов, особенно внутренне биологических, экологических и социальных, по данным исследований. И. Бондаря, В. В. Гаврилова, И. В. Дмитриевой, С. П. Мироновой, В. М. Синева и др., являются крайне неблагоприятными.
Тяжесть указанного нарушения определяется не только сложными морфологическими и функциональными нарушениями (нарушения интеллектуального развития, речи), но и социальной и психологической напряженностью, коммуникативным дискомфортом, затруднениями личностной и социальной адаптации (Д. Д. Исаев, Г. Е. Сухарева, Же. И. Шиф и др.).
Нарушение интеллекта — приобретенное в раннем периоде или врожденное недоразвитие психики с проявлениями яркой интеллектуальной недостаточности, трудностей и асоциального развития личности. Непосредственно термин появился и утвердился лишь два десятилетия назад и далее использовался в классификации международного характера, заменив тем самым устаревший термин «олигофрения», который первоначально означал общую задержку в психическом развитии индивида [10].Одной из облигатных характеристик познавательной сферы детей этой категории является недостаточность мнемической деятельности, которая является реакцией на недоразвитие или повреждение и последующие компенсаторно-репарационные процессы. В качестве характерных черт памяти дошкольников с интеллектуальной недостаточностью выступают негативная динамика и становление, недостаточная активность и целеустремленность процессов запоминания и воспроизведения, быстрое забывание материала, трудности овладения логическими приемами обработки информации, доминирование непроизвольной памяти над произвольной (Л. Е. Андрусишина Л. С. Волкова, Е. Г. Крутикова, А. М. Мастюкова, Л. М. Шипицина и др.). Исследуя особенности динамики произвольного запоминания дошкольников с интеллектуальной недостаточностью [1] мы обратили внимание на то, что дети этой категории весьма ограничены в средствах рациональной организации стимульного материала. У дошкольников с интеллектуальной недостаточностью преимущественно наблюдается бессистемное воспроизведение вербального ряда. Ввиду этого, необходимо научить ребенка рационально организовывать процесс запоминания, вооружить его арсеналом различных по сложности психологической структуры мнемотехнических и логических приемов.

К особенностям памяти детей с нарушениями интеллекта относится замедленность и непрочность запоминания, скорость забывание, неточность воспроизведения. Наиболее неразвитым является логическое опосредованное запоминание. Механическое запоминание может быть на достаточно высоком уровне. У детей с нарушением интеллекта такие показатели кратковременной памяти как объем памяти, скорость, производительность при заучивании практически соответствуют норме. Вместе с тем, наблюдается нарушение воспроизведения словесных и цифровых рядов, медленное нарастание продуктивности запоминания при предъявления материала.
У умственно отсталых детей наблюдаются нарушения переключение внимания, снижение способности к распределению внимания между разными видами деятельности. У детей внимание снижено, неустойчиво, детям сложно сосредотачиваться на одном объекте. Недостатки внимания детей этой категории, связанные с низкой работоспособностью и повышенной изнурительностью.
Польза применения дидактических игр общепризнана. Они способствуют развитию у детей памяти, а также внимания, наблюдательности, учат сравнивать, анализировать, делать выводы. Игра снимает нервное перегрузки, помогает учителю эстетично оформить учебный материал, а детям – эмоционально воспринять его. Именно благодаря игровым формам занятий удается привлечь всех детей к умственному труду, дать возможность ребенку почувствовать успех, поверить в свои силы.

   

Фрагмент текста работы:

 

. Теоретический анализ изучения произвольной памяти у детей с интеллектуальной недостаточностью
1.1. Память: понятие, структура, формирование в онтогенезе

Образы внешнего мира, возникающие в коре головного мозга во время восприятия, не исчезают бесследно. Они хранятся в памяти. Что же такое память? По словам известного психолога П.Блонского, «проблема памяти является ровесницей психологии как науки».
Память — когнитивный (познавательный) процесс сохранения информации для дальнейшего использования. Память свойственна и человеку, и животному. Однако пользоваться памятью может лишь человек, ибо только она умеет рассуждать. Итак, память — это образы в коре головного мозга.
Термин «память» происходит от имени греческой богини Мнемозины, матери девяти муз. Вот почему мы иногда употребляем словосочетание «мнемические действия», «мнемическая деятельность», «мнемическая техника». При мнемической деятельности мы запоминаем, сохраняем и воспроизводим информацию с целью совершенствования окружающей среды и самосовершенствование [3, c.452].
«Воротами памяти» является выборочная внимание. Наши потребности и интересы обеспечивают успешность запоминания, является его стимулом.
Значение памяти — неоценимо. Она — основа нашей жизни. Испанский кинорежиссер Л. Бонюэль отмечал: «Достаточно лишь хоть частично потерять память, чтобы понять, что память — это именно то, что и составляет понятие жизнь». Человек без памяти перестает быть личностью, не ориентируется во времени и пространстве, все воспринимает так, словно видит впервые.
И. Сеченов отмечал, что без памяти человек находился бы вечно в положении новорожденного. Вот пример, который ярко демонстрирует важность памяти для личности. К. Паер из США была прекрасной студенткой, пока в 25 лет по ошибке не выпила успокоительные таблетки своего отца. Она находилась в коме, в течение пяти минут ее мозг был без кислорода. Сегодня ее памяти хватает лишь на десять минут. Невероятное усилие воли и помощь медиков Калифорнийского университета вернули ее к более — менее нормальной жизни. До этого она знала три языка, готовилась стать переводчиком. Сейчас записывает все, что делает. Ее силе воли удивляются даже врачи.
Понятными становятся слова известного психолога С.Рубинштейна: «Не обладая памятью, мы были бы «калифами на час». Наше прошлое было бы мертвым для будущего». Память — это ориентир в окружающем мире, это наше богатство. Оно является основой любого познания. Ни один из психических процессов не происходит без памяти. Чем богаче память, тем ярче личность.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы