Педагогика Курсовая теория Педагогика/Психология

Курсовая теория на тему Особенности освоения детьми среднего дошкольного возраста пространственных отношений

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОСТРАНСВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 6
1.1 Понятие пространственных отношений в психолого-педагогических источниках 6
1.2 Выявление особенностей развития пространственных ориентировок у детей дошкольного возраста 13
2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ 18
2.1 Задачи и методика обучения детей ориентировке в пространстве 18
2.2 Методы формирования пространственных представлений у детей дошкольного возраста 21
2.3 Дидактические игры и упражнения на ориентировку в пространстве 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 31

 

  

Введение:

 

Дети дошкольного возраста проявляют спонтанный интерес к математическим категориям: количество, форма, время, пространство, которые помогают им лучше ориентироваться в вещах и ситуациях, упорядочивать и связывать их друг с другом, способствуют формированию понятий. Дошкольные учебные заведения учитывают этот интерес и пытаются расширить знания детей в этой области. Однако знакомство с содержанием этих понятий и формирование элементарных математических представлений не всегда осуществляется систематически, и часто, оставляет желать лучшего. Концепция дошкольного образования, ориентиры и требования к обновлению содержания дошкольного образования определяют ряд требований к познавательному развитию дошкольников, частью которого является математическое развитие.
С самого раннего детства, когда развитие двигательной сферы играет ведущую роль в физическом, психическом и умственном развитии, очень важно учить детей данной категории ориентироваться в малом и большом пространстве, помочь им преодолеть страх перед огромным и незнакомым пространством, научить приемам защиты в процессе передвижения и поиска предметов, научить обследовать помещения и др.
Актуальность работы обусловлена внедрением ФГОС в систему образования, в том числе и дошкольного. В данной ситуации важными становятся задачи всестороннего развития, воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Особенно остро стоит вопрос подготовки детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе. Одним из факторов успешной подготовки к школе является математическое развитие детей на ориентировку в пространстве.
Над данной проблемой работали такие ученые как: В. В. Данилова, О. М. Дьяченко, Т. И. Ерофеева, А. М. Леушина, В. Новикова, Н.Я. Семаго, М.М. Семаго, А.А. Столяр и др. Исследователи указывали на то, что необходимо проводить планомерную систематическую работу, также необходимо не забывать о диагностике сформированности умений ориентироваться в пространстве.
Именно эти особенности обусловливают актуальность данной темы исследования.
Изучением влияния игры на уровень пространственной ориентации занимался ряд выдающихся отечественных ученых — Т.В. Ендовицкая, Ф.С. Розенфельд, сотрудники А.В. Запорожца. В своих работах они доказали, что именно игра выступает как практикум освоения пространства и предметной деятельностью и дает необходимый стимул для совершенствования самого механизма восприятия пространства.
Проблему восприятия пространства детьми раннего и дошкольного возраста исследовали П.Ф. Лесгафт, Б.Г. Ананьев, З.Я. Степаненково и другие. В частности, П.Ф. Лесгафт изучал особенности зрительного ориентирования в пространстве на основе двигательных ощущений [8].
Б. Ананьев сделал психологический анализ поэтапного развития пространственных ориентировок у детей разного возраста. Им обосновано, что в раннем возрасте ребенок воспринимает пространство в основном на чувственной основе [1]. В дошкольном возрасте обучения опирается как на чувственную, так и на логическую (словесную) основу.
Но сегодня еще нельзя сказать, что педагоги в полной мере используют все возможности для развития пространственных ориентировок детей.
Роль игры в жизни ребенка неоценима, ее включение в педагогический процесс является одним из путей организации личного взаимодействия взрослого с ребенком. Для формирования пространственной ориентировки у дошкольников, педагог должен выстраивать свою методическую работу с учётом возрастных и психологических особенностей детей на каждом возрастном этапе. Кроме этого, процесс обучения должен способствовать самостоятельному выявлению детьми основных свойств и отношений, развитию познавательных способностей детей. Наиболее рационально для этого использовать игры и игровые упражнения.
Объект исследования – формирование пространственных представлений у дошкольников.
Предмет исследования – методика формирования пространственных представлений.
Цель исследования – выявить задачи и методику формирования пространственных представлений у дошкольников.
Задачи исследования:
1. Выявить особенности представлений и понятий о пространстве у детей;
2. Рассмотреть игры и упражнения на ориентировку в пространстве.
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Итак, пространство независимая от нашего сознания реальность. Развитие пространственных представлений, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, то есть от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, чувствует, что его окружает. Развитие пространственных восприятий и представлений рассматривается как один из важных компонентов в работе подготовки детей к школе. Формирования в дошкольном возрасте пространственных представлений и понятий является основой географических и геометрических знаний в будущем.
Пространственные и пространственно-временные представления являются одним из трех взаимосвязанных и взаимодополняющих компонентов базовой составляющей развития, особенно важной составляющей в общей структуре развития ребенка.
Формирование, развертывание во времени пространственных и пространственно-временных представлений ребенка тесно связано с двигательной активностью, ее функциональной организацией. Движение ребенка неразрывно связано с развитием пространственных и пространственно-временных представлений как одной из предпосылок и составляющей психической деятельности, которая, «переплетаясь» с формированием произвольной двигательной активности, является наиболее важным показателем развития ребенка в самом раннем возрасте.
В исследованиях психологов указывается на то, что пространственные представления – это образы памяти или образы воображения, в которых представлены по преимуществу пространственные характеристики объекта: форма, величина, взаимоположение составляющих его частей, расположение его на плоскости или в пространстве.
Пространственная ориентировка осуществляется на основе восприятия пространства и освоения пространственных категорий (протяженность, форма, местоположение, размерные отношения и др.). В образовательном процессе дошкольного учреждения эта деятельность интегрируется с другими: конструированием, рисованием, измерением, построением упорядо- ченных рядов, трудовыми действиями и т.д. Развитие умений ориентироваться происходит в разных видах деятельности с использованием моделирования, схематизации (там, где это приемлемо).
Успешное освоение навыками пространственного ориентирования предусматривает закрепление сформированных умений на предыдущем занятии, во время игр на прогулках. С целью поддержки у детей интереса к изучению ориентирования проводить занятия целесообразно в игровой форме, с использованием игрушек и дидактических игр, а также пособий, которые доступны для восприятия незрячих детей.
Дидактические игры не только способствуют обобщению и закреплению знаний на занятиях и в повседневной жизни, но и являются средством ознакомления с новым материалом, в частности, с новыми способами восприятия и формирования полноценных представлений об окружающем мире.
Дидактические игры включаются непосредственно в содержание образовательной деятельности как одного из средств реализации программных задач. Место дидактической игры в структуре НОД по формированию элементарных математических представлений определяется возрастом детей, целью, назначением, содержанием НОД. Она может быть использована в качестве учебного задания, упражнения, направленного на выполнение конкретной задачи формирования представлений.
Итак, пространственные представления — одна из сложных форм представлений, которая формируется у детей в процессе познавательного развития. Процесс формирования пространственных представлений — процесс сложный и требующий активного направленного вмешательства взрослого, который должен создать условия для наиболее эффективного формирования у ребенка пространственных представлений. Данный процесс зависит от многих факторов: от уровня развития и чувствительности анализаторных систем организма ребенка, от окружающей лингвистической среды, от уровня реализации ведущей деятельности (предметной, игровой), а также от профессионализма педагога, который использует закономерности развития пространственных представлений в процессе воспитания и обучения. Уровень сформированности пространственных представлений в дошкольном возрасте определяет дальнейшее успешное обучение ребенка в школе и развитие в целом.

 

Фрагмент текста работы:

 

Важными компонентами материи, являются пространство, время и движение. Материю, как объективную реальность можно характеризовать большим количеством свойств. Материальные вещи и процессы бывают, конечными и бесконечными, так как их локализованность можно считать относительной, а их взаимная связь – абсолютна, непрерывна и прерывна: всем материальным объектам присуща масса и энергия. Данные категории можно представить, как непрерывный процесс познания, который начинается с древних времен и продолжается по сей день. Каждый следующий этап познания при этом основывается на прошлый опыт, включая в себя все предыдущие достижения [10].
Пространство можно характеризовать протяженностью и структурностью материальных объектов (образований) в их соотношении с другими материальными образованиями [3].
Представления – это образы, которые человек запоминает при восприятии предметов и явлений окружающей действительности, возникающие в головном мозгу при отсутствии их непосредственного воздействия на органы чувств [12].
Пространственные представления – это деятельность, которая включает в себя определение формы, величины, длины, ширины, высоты, местоположения и перемещения предметов относительно друг друга и собственного тела, относительно окружающих предметов. Пространственные представления имеют значительную роль в различных видах деятельности человека, являясь обязательным условием ориентировки в окружающем его мире [6].
Проблема ориентировки в пространстве и формирование правильных пространственных представлений и понятий является одной из актуальных в области психологии, педагогики и методики, поскольку ориентирования в пространстве лежит в основе познавательной деятельности человека.
В дошкольном возрасте формируются элементарные знания детей о пространстве и закладываются основы для начальных пространственных представлений, которые необходимы для правильной ориентации ребенка в окружающем мире (И. А Филатова, Е. Ф. Рыбалко, Б. А. Архипов и др.). Исследования ученых показывают, что элементарная форма ориентировки в пространстве формируется у детей еще в младенческом возрасте. Особое значение в развитии этой ориентировки имеет образование у ребенка систем связей между зрительным, слуховым и двигательным анализатором в процессе предметных действий и игры.
Пространственная ориентировка включает в себя два вида ориентировок, тесно связанных между собой:
– ориентировку на собственном теле, дифференциацию правых и левых его частей.
– ориентировку в окружающем пространстве.
Пространственное ориентирование – это особый вид восприятия при помощи зрительного, слухового и кинестетического анализаторов. В дошкольном возрасте важно обеспечить действенное овладение детьми пространственной ориентацией.
Развитие пространственной ориентировки и пространственно-временных представлений в онтогенезе лежит в основе и познавательной и эмоциональной жизни ребенка.
Работы таких исследователей, как Б.Г. Ананьев, О.Н. Галкина, А.А. Люблинская, Е.Ф. Рыбалко, Н.Ф. Шемякин, И.С. Якиманская и др. имеют значение для понимания и развития теории восприятия пространства и пространственной ориентировки. В них сформулированы основные положения, раскрывающие природу и происхождение чувственных и логических знаний человека о пространстве. Первой и главной предпосылкой для образования и развития восприятия пространства и основой ориентировки в окружающем мире ученые считают накопление чувственных знаний о предметах окружающего мира. Чувственное познание пространства расширяется пропорционально накоплению жизненного опыта и знаний о предметах окружающего мира [1, 8].
В современных психолого-педагогических исследованиях подчеркивается значительное влияние пространственных восприятий, представлений и умение ориентироваться в пространстве на развитие познавательной деятельности ребенка и совершенствования его сенсорных, интеллектуальных, творческих способностей. Формирование у ребенка пространственных представлений повышает результативность и качество его деятельности (продуктивно-творческой, познавательной, трудовой). Особенно большое значение формирование пространственных представлений приобретает в процессе подготовки дошкольников к обучению в школе.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы