Курсовая теория на тему Особенности организации воспитательно-образовательного процесса с одаренными детьми
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
1. Феномен одаренности: сущность понятия 6
2.Виды детской одаренности 11
3. Система работы с одаренными детьми и особенности организации воспитательно-образовательного процесса 18
Заключение 23
Литература 26
Введение:
Актуальность темы. Среди самых интересных и загадочных явлений природы детская одаренность занимает одно из ведущих мест. Проблемы ее диагностики и развития волнуют педагогов на протяжении многих столетий. Интерес к ней в настоящее время очень высок, и это объясняется общественными потребностями. И, прежде всего, потребностью общества в неординарной творческой личности. Неопределенность современной окружающей среды требует не только высокой активности человека, но и его умений, способности нестандартного мышления и поведения. И именно высоко одаренные люди способны внести свой наибольший вклад в развитие общества.
Наблюдения, свидетельствующие о том, что умственные возможности людей неравны, старо, как мир. Это не было секретом ни для науки, ни для обыденного сознания, аккумулирующего, по меткому выражению Гегеля, не только научные теории, но и все предрассудки своего времени. И выдающиеся люди древности, и их менее осведомленные в науках современники хорошо понимали, сколь существенна разница между выдающимся творцом (гением) и простым смертным человеком. Также давно было замечено, что различия их часто проявляются уже в детстве.
Одаренность — достаточно редкое «экзотическое» явление. При достаточно однородных, эквипотенциальных врожденных задатках только немногим удается развить их до уровня одаренности. Поэтому вполне естественно, что другие люди с ревнивым вниманием присматриваются к одаренным детям.
Некоторые ученые, когда эта проблема начала исследоваться, считали, что одаренность — это своеобразный «дар», врожденные высокие способности, которые почти неизбежно ведут к высоким результатам в деятельности.Творчески одаренный человек, как яркая индивидуальность сама влияет на социальную среду, изменяет его (процесс ассимиляции).
Проблема одаренности актуальна в течение нескольких столетий, но и до сих пор остается открытой. Не вызывает сомнения то, что потенциал одаренности является ценным ресурсом духовного развития и материального развития человечества. Поэтому, как и любой ресурс, его следует, вовремя выявить и разумно использовать.Изучение одаренности вообще сконцентрировано на проблеме психологических механизмов успешной деятельности, поскольку способности рассматривают с позиции деятельностных характеристик.
Понятие «одаренность» имеет несколько различных значений: как представление о наследственные предпосылки, об уровне развития способностей разных — общих (умственных) и специальных. Очень часто синонимом слова «одаренный» употребляется выражение «очень способный» и даже просто «способный».
Понимание одаренности только, как интеллектуальной характеристики не соответствует действительному представлению о высоком развитии возможностей человека. Одаренный, развитый не сам по себе ум человека, одарена его личность. Человек наделен развитыми способностями, другими по характеру, и по восприятию мира.
Чаще всего мы говорим об одаренности детей, если они опережают в своем развитии сверстников, очень легко усваивают человеческий опыт. Это действительно способные дети. О том есть и другая одаренность, гораздо более сложная и для учителей, и для родителей. Это одаренность не стандартного видения невозможного мышления. При этом способности к усвоению могут быть не такими уж выдающимися, что мешает окружающим вовремя угадать этот дар.
Одаренный ребенок отличается и повышенной концентрацией внимания на чем, упрямство в достижении результата в сфере, которая ему интересна. К этому следует добавить и степень углубленности в задачу. Им необходимо понимание и некоторое руководство по стороне взрослых, не следует акцентировать внимание на их неудачах, лучше попробовать вместе еще раз.
Цель работытеоретическое изучение особенностей организации воспитательно-образовательного процесса с одаренными детьми
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть сущность понятия и виды феномена одаренности.
2. Описать организацию работы с одаренными детьми.
3. Охарактеризовать систему работы с одаренными детьми и особенности организации воспитательно-образовательного процесса.
Заключение:
Проанализировав научную и учебно-методическую литературу, было выявлено, что одаренные дети требуют особого подхода. Главными направлениями по работе с ними является индивидуальный подход и работа в группах, созданных на основе отбора по уровню знаний и способностей. Творческие начала в человеке проявляются независимо от воспитания и образования, однако можно создать условия для их развития.
В результате многолетней работы по созданию методик, концепций, систем развития одаренности накопился оригинальный опыт, который должен быть использован в педагогической практике и дальнейших исследованиях. Работа по предлагаемым нами методам требует серьезной подготовки, в частности, специального обучения педагогического коллектива, создания методико-психологических служб, налаженной связи с родителями – особой организации всей работы школы в целом.
Хотелось бы обратить внимание на то, что в психолого-педагогической литературе существует множество определений одаренности. Каждый ребенок одарен по-своему и невозможно в рамках общей теории разработать подход, гарантирующий 100% успех в работе с одаренными детьми. В данной курсовой работе были приведены основные определения одаренности, используя психолого-педагогическую литературу, была раскрыта сущность понятия одаренности, были приведены классические методы и концепции, используемые в работе с одаренными детьми, а также – наиболее перспективные на наш взгляд современные методики.
От природы люди основательно различаются, в частности, за своими талантами. Следует отметить, что, несмотря на большое, длинное, и время широкую историю изучения одаренности на западе и в нашей стране, собственно, терминология еще не установилась. Понятие «одаренность» имеет несколько различных значений: как представление о наследственные предпосылки, об уровне умственного развития, характеризующее каждого человека, и тому подобное.
Итак, одаренные дети характеризуются сравнительно высоким развитием мышления, развитыми навыками самоконтроля, высокой работоспособностью. Им свойственна высокая умственная активность, повышенная склонность к умственной деятельности, неординарность, свобода самовыражения, богатство воображения, сформированность различных видов памяти, скорость реакции.
Они всегда проявляют внимательность, собранность, готовность к напряженному труду, перерастающая в трудолюбие, в необходимости работать безостановочно, без отдыха. Мышление их отличается высокой оперативностью. Круг их познавательных интересов не ограничивается одной проблемой, постоянно расширяется, что является стимулом умственной активности.
Работа с одаренными детьми чувствуется по специальным программам, которые акцентируют внимание на определенных сильных сторонах личности, или на слабых, усиливают сильные стороны, чтобы компенсировать слабые.
Как показали исследования, часть детей являются одаренными, но у них есть различные интеллектуальные данные. Но есть и такие дети, в которых есть все проявления одаренности, но они свои знания боятся показать. Уровень одаренности каждого ребенка есть неодинаковой. Это зависит от условий, в которых ребенок воспитывался.
В последнее время на уровне философии обучения все активнее утверждается представление о необходимости учета в учебно-воспитательной системе неповторимости каждого индивида.
Индивидуализация обучения оказывается одним из основных вариантов качественного изменения обучение одаренных.
Мышление ребенка, и уровень его психологического развития оказывается во всех видах деятельности, и эти специальные занятия не единственная утечка их развития. Но они не должны придать процессу развития этих сфер личности большую направленность и результативность.
В зарубежной психолого-педагогической науке ведется активная разработка и модернизация учебных программ для одаренных детей.
Специальные исследования и практика обучения неоднократно подтверждали мысль о том, что при разработке хранения обучения одаренных изменения одних только крупных параметров учебной деятельности явно недостаточно. Мысль о том, что интерес ребенка к обучению в значительной степени зависит от обучения, собственно подлежит сомнению. Поэтому данная проблема традиционно непросто изучается педагогикой, а занимает в ней одно из центральных мест.
Ребенок приходит в мир с генетическими потребностями его опознать. Поэтому мы ему должны всячески способствовать.
С диагностики мы видим, что большинство детей являются одаренными. Одаренность присуща различным типам темперамента, а также дети стремятся познать что-то новое. Родители стараются навязать свои взгляды, идеи детям. Хотя дети имеют свое мнение и свою жизнь.
Фрагмент текста работы:
Феномен одаренности: сущность понятия
Одаренность — это системное качество психики, развивается в течение всей жизни и определяет возможность достижения человеком высоких, необычных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми [8].
Одаренность — совокупность психических свойств, обусловливающих особенно успешное выполнение той или иной деятельности (художественной, музыкальной и т.п.). Отсюда — одаренный есть ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в той или иной деятельности. Но мысли на эту проблему в научных кругах не совпадают: одна группа ученых считает, что «все дети являются одаренными», другая — «одаренные дети чрезвычайно редким явлением».
Сторонники первой позиции (Я.А. Коменский и др.) отстаивают мнение, что до уровня одаренности можно развить практически любого здорового ребенка при условии создания благоприятных условий. Для остальных ученых (Ю. Гильмух, М.П. Туров) одаренность — уникальное явление, а затем основное внимание должно направляться на поиск одаренных детей. Различают разные виды одаренности, систематизация которых определяется критерием, который положен в основу классификации.
В частности, американские психологи Ионийского университета под руководством М. Карни среди критериев видов одаренности называют следующие:
1. Вид деятельности и сферы психики, обеспечивающие ее.
2. Степень сформированности.
3. Вид проявлений
4. Широта проявлений в различных видах деятельности. 5. возрастного развития
5. По первому критерию отделения видов одаренности осуществляется в рамках основных видов деятельности с учетом различных сфер психики и соответственно меры участия в них определенных уровней психической организации.
По критерию «форма проявления» можно говорить об очевидной и скрытой одаренности. Очевидна одаренность достаточно ярко и четко заявляет о себе во время деятельности ребенка (возникает якобы «сама по себе»), в том числе и в неблагоприятных обстоятельствах. Достижения ребенка до такой степени очевидны, что ее одаренность не вызывает сомнения. По следующим основаниям нетрудно адекватно оценить «зону ближайшего развития» и правильно спрогнозировать программу дальнейшей работы с таким «перспективным» ребенком. Однако бывают случаи, когда одаренность никак не проявляет себя «сама по себе», а оказывается в нетипичной, замаскированной форме. А значит, окружающие, как правило, ее не замечают, что часто приводит к ошибочным выводам об отсутствии одаренности у ребенка в то время, когда таковая имеется, считая эту ребенка «неперспективной» и лишая ее необходимой помощи и поддержки. Хотя можно привести множество примеров, когда именно такие «неперспективные» достигали в жизни высоких результатов, достаточно обратиться, например, к истории [1].
Так, бездарными считали в школе немецкого математика Фридриха Гаусса, английских писателей Джонатана Свифта и Вальтера Скотта, исследователя Карла Линнея, говорили о слабых способности английского физика и механика Исаака Ньютона, украинского писателя Николая Гоголя, немецко-американского физика Альберта Эйнштейна.
Причины феномена скрытой одаренности кроются в специфике культурной среды, в которой формируется личность ребенка, в особенностях ее взаимодействия с окружением, в ошибках воспитания и развития такого ребенка со стороны взрослых. Скрытые формы одаренности — это сложные по своей природе психические явления. Поэтому понять личностные особенности ребенка со скрытой формой одаренности довольно трудно. Однако именно своеобразные черты личности одаренного ребенка дают право предположить наличие у такого ребенка повышенных возможностей.
По критерию «широта проявлений в различных видах деятельности» можно выделить общую и специальную одаренность. Общая одаренность проявляется в любых видах деятельности и является основой их производительности. Она является следствием интеграции умственных способностей, мотивации, системы ценностей, а также совокупности эмоциональных, волевых и других особенностей личности [8].
Важнейшие аспекты общей одаренности — умственная активность и ее саморегуляция. Специальная одаренность проявляется при осуществлении таких видов деятельности, как искусство, математика, спорт и т. д.
Так, в основе одаренности к искусству лежит особое, что отношение человека к явлениям жизни и ее стремление воплотить ее ценности в выразительные художественные образы. Специальные способности к музыке, живописи и других видов искусства формируются под влиянием ярко выраженной своеобразия сенсорной сферы, воображения, эмоциональных переживаний и тому подобное [4].
По критерию «особенности возрастного развития» различают раннюю и позднюю одаренность. Решающими показателями здесь являются темп психического развития ребенка, а также те возрастные этапы, в которые обычно проявляется одаренность. Примером ранней одаренности являются дети-вундеркинды.
Вундеркинд (или «чудо-ребенок») — это ребенок, как правило, дошкольного или младшего школьного возраста, отличается от сверстников чрезвычайными, блестящими успехами в каком-либо отдельном виде деятельности — математике, поэзии, музыке, рисовании, танцах. Особое место среди таких детей занимают интеллектуальные вундеркинды. Это — не по годам развитые дети, чьи возможности определяются сверхвысоким, упреждающим темпом развития умственных способностей [6].