Методика преподавания математике Курсовая теория Педагогика/Психология

Курсовая теория на тему Особенности организации устного счета на уроках математики в начальной школе

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы изучения особенностей организации устного счета на уроках математики в начальной школе 6
1.1. Устные вычисления на уроках математики в начальной школе 6
1.2. Формы восприятия устного счета учащимися младшего школьного возраста 8
Глава 2. Методические основы организации и проведения устного счета на уроках математики в начальной школе 11
2.1. Место устного счета в структуре урока математики в начальной школе 11
2.2. Особенности организации устного счета на уроках математики в младших классах 13
Заключение 27
Список литературы 29

 

  

Введение:

 

Актуальность темы курсовой работы заключается в том, что внедрение в программу младших классов современных педагогических технологий, разработка авторских программ, разного рода концепций обучения, большое количество учебников по математике оказало огромное влияние на принятие учителями новой парадигмы в образовании. Но нельзя не отметить то, что в своей практике множество педагогов затрудняется использовать основные принципы развивающего обучения. Именно это и остро обозначает противоречие в практике формирования вычислительных навыков и умений учащихся.
Целью проведения устного счета является обеспечение интенсификации учебной деятельности обучающихся на уроках математики и создание условий для проверки усвоения математических понятий, сформированности вычислительных навыков на основе требований ФГОС НОО к планируемым образовательным результатам. В соответствии с требованиями ФГОС НОО устный счет с учащимися начальных классов должен проводится в игровой занимательной форме.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования в изучении предметной области «Математика» указывает на необходимость овладения навыками устных, письменных, инструментальных вычислений. Однако, учителями средней ступени, развитию и закреплению этих навыков, зачастую не уделяется достаточного внимания, в силу большого объёма нового материала и убеждённости, что эти навыки учащимися уже приобретены при освоении программы начальной школы. При этом, как показывает практика, ученики по окончании начальной школы, не всегда имеют прочные вычислительные навыки. Этому способствует, во-первых, широкая доступность калькуляторов, имеющихся у каждого ученика в мобильном телефоне. Учащиеся при выполнении домашних заданий, идут по пути наименьшего сопротивления и выполняют вычисления с помощью калькулятора. И во-вторых приоритетное направление у учителей начальной школы на развитие в первую очередь логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения, проектной деятельности. Поиск новизны в образовательных методиках, стремление показать свою современность, уклон в проектные технологии оставляет слишком мало времени на закрепление базовых вычислительных навыков. Учителям, преподающим в среднем звене, помимо подачи нового материала, приходится восполнять упущенное, выкраивая часть урока на устный счёт.
Возникает противоречие между потребностями в усвоении нового материала и наработкой «механических» навыков вычисления, потребностями учащихся в творческой самореализации в учебно-познавательной деятельности и скучными для многих из них арифметическими действиями. Некоторые ученики считают, что навыки устного счёта не нужны, атавистичны, в силу возможности выполнить вычисления на калькуляторе мобильного телефона. Учителю необходимо убедить учащихся, что вычислительные навыки, в том числе умение считать в уме, не только практически полезны, но и развивают память, способность воспринимать информацию на слух, логическое мышление, быстроту реакции, математическую интуицию. Быстрый счёт без использования бумаги и счётных устройств позволяет при решении задач не тратить время и усилия на вычисления, а направлять все мысли на анализ, выявление закономерностей, понимание логики решения, а также быстрое выявление сделанных ошибок. Правильные вычисления и решение задач требует доведения до автоматизма выполнения простейших арифметических действий.
Изучению темы устного счета занимались многие методисты, педагоги-новаторы такие как: Бурлыга А.Я., Волошина М.И., Жикалкина Т.К., Зайцева О.П., Зимина С.В., Зимовец К.А., Пащенко В.А., Иванова Т., Истомина Н.Б., Коваленко В.П., Куличкова О.П., Уланова К., Липатникова Н.Г., Мишенева Т.С., Узорова О.В. Данными авторами разработано множество интерестных новых методик обучения устному счету детей, разработано большое количество пособий для учащихся, но к сожалению на практике педагогами используются устаревшие, неэффективные приемы и методы.
Предметом работы выступает процесс образования в начальной школе.
Объектом исследования является процесс обучения учащихся устному счету на уроках математики в начальной школе.
Цель работы — изучение устных приемов, применяемых на уроках математики в младших классах.
Для достижения поставленных целей были решены следующие задачи:
1. Изучить теоретические основы особенностей организации устного счета на уроках математики в начальной школе;
2. Рассмотреть методические основы организации и проведения устного счета на уроках математики в начальной школе
Структура работы: работа состоит с введения, двух глав, заключения, списка литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Анализ литературных источников и методической литературы позволил сделать следующие выводы:
1. Устные упражнения являются одним из средств, способствующих лучшему усвоению курса математики в школе. Они развивают у учащихся внимательность, наблюдательность, инициативу, повышают дисциплину и вызывают интерес к работе. С их помощью учитель устанавливает на уроке оперативную и эффективную обратную связь, которая позволяет своевременно контролировать процесс овладения учащимися конкретными знаниями и умениями.
2. Существуют такие виды устного счета как устные (слуховые) упражнения, так и полу-устные (зрительно-слуховые), когда задача заранее записывается на доске, или проектируется с помощью технических средств на экран, при этом возможны записи отдельных числовых данных, промежуточных результатов, рисунков и т.д. Зрительное восприятие делает фактически ненужным запоминание данных цифр, чем существенно облегчает процесс вычисления.
3. устные упражнения при умелом их использовании играют большую роль в повышении эффективности урока. Учитель, зная класс, индивидуальные особенности учеников, может подобрать оптимальный темп, оптимальное содержание, формы, методы и средства проведения устного счета.
Устный счет должен проводиться в быстром темпе, если речь идет об отработке навыков. Но если устные упражнения используются с целью закрепления только что изученного, то в этом случае не целесообразно торопить учеников. Чем сознательные будут их действия в начале формирования навыков, тем глубже и прочнее будет их усвоение.
Во время выполнения устных упражнений учителю не следует опрашивать только учеников, которые хорошо успевают по математике — это ослабляет инициативу и активность учащихся, которым математика дается труднее. Чтобы дать возможность поразмышлять всем, сильным ученикам можно предложить писывать ответы и показывать их учителю.
Устные задачи должны быть, по возможности, связаны с практическими, жизненными вопросами, отличаться легкостью построения, ясностью и конкретным содержания.
Таким образом, применение разных видов и форм устного счета на уроках математики помогают учителю получить оптимальное решение педагогических задач на всех этапах обучения.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретические основы изучения особенностей организации устного счета на уроках математики в начальной школе

1.1. Устные вычисления на уроках математики в начальной школе
Устные упражнения являются одним из средств, способствующих лучшему усвоению курса математики в школе. Они развивают у учащихся внимательность, наблюдательность, инициативу, повышают дисциплину и вызывают интерес к работе. С их помощью учитель устанавливает на уроке оперативную и эффективную обратную связь, которая позволяет своевременно контролировать процесс овладения учащимися конкретными знаниями и умениями [1].
Устные упражнения дают возможность без больших затрат времени многократно «проигрывать» типичные ситуации и приемы рассуждений, проводить работу по формированию логичной и языковой культуры учащихся. Самыми целесообразными устные упражнения являются при повторении учебного материала.
Хорошо развитые у учащихся навыки устного счета — одно из условий их успешного обучения в старших классах [3].
Известный математик Н.И. Лобачевский сказал: «Математику следует изучать в школе еще и с той целью, чтобы полученные знания были достаточны для обычных потребностей в жизни». Это именно можно сказать и об устной математике. Иногда наши ученики не могут даже правильно найти цену купленного товара в магазине.
Проблема устного счета чрезвычайно актуальна сейчас, когда каждый ученик имеет калькулятор. И если на уроке учитель запрещает проводить вычисления с его помощью, то дома, выполняя домашнее задание, дети им пользуются. Учась в старшей школе, ученики испытывают трудности во время устных вычислений, например, при вычислении суммы членов арифметической или геометрической прогрессии (9-й кл.), вычисления площади фигуры, ограниченной данными линиями (11-й кл.) и др. [15]

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы