Курсовая теория на тему Особенности организации работы по проведению музыкальной гостиной в системе дополнительного образования
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
1. Теоретические и методические основы организации музыкальной гостиной 5
2.
Особенности организации работы по проведению музыкальной гостиной. 10
3. Условия по организации и постановки музыкальной гостиной в
учреждении дополнительного образования. 22
Заключение. 24
Список
используемой литературы.. 26
Введение:
В последние
десятилетия в системе дополнительного образования особое внимание уделяется
культурно — досуговой деятельности детей, которая реализуется в различных
формах: концертная деятельность, фестивали и конкурсы, театрализованные
праздники и мероприятия.
Культурно — досуговые программы обладают яркой
образностью, зрелищностью, стимулируют эмоции, эстетические переживания,
организуют общение зрителей между собой и участниками программы. Особо важное
значение приобретают мероприятия с использованием интеграции искусств, так как
это способствует воссоединению целостности их мировосприятия, эстетического и
духовного развития. В этом направлении большими возможностями обладает такая
форма досуговой деятельности как музыкальная гостиная, которая органично формирует
у детей интерес к искусству,
под влиянием которого все психические процессы протекают особенно
интенсивно и напряженно, а деятельность становится увлекательной и
продуктивной.
По моему убеждению, оптимизировать процесс
эстетического воспитания детей может музыкальная гостиная — творческий процесс,
результатом которого становится художественно-эстетическое, познавательное,
нравственное воспитание детей младшего, среднего и старшего возраста.
Актуальность
выбранной мною темы подтверждается и тем фактом, что интерес к музыке в
настоящее время чрезвычайно высок.
Проблема исследования: каковы
особенности постановки музыкальной гостиной в условиях учреждениях
дополнительного образования.
Цель исследования: создание
условий для организации и проведения музыкальной
гостиной в системе дополнительного образования. Объект
исследования: музыкальная
гостиная.
Предмет
исследования: особенности
организации и проведения музыкальной гостиной в системе дополнительного образования.
Для достижения цели моего исследования, мною были
поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть теоретические и методические основы
организации музыкальной гостиной.
2. Выявить особенности организации
музыкальной гостиной в учреждении дополнительного образования
3. Сформулировать
условия по организации и постановки музыкальной гостиной в учреждении
дополнительного образования
Методы
исследования:
1. Теоретический
анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме
исследования.
2.Обобщение и формулировка этапов организации музыкальной гостиной в условиях
учреждения дополнительного образования.
Структура курсовой работы: введение, 3 параграфа,
заключение, список используемой литературы.
Заключение:
Подводя итоги работы, в которой теоретические основы
использования музыкальных гостиных как инновационной формы обучения могут стать
фундаментом для повышения профессионального и творческого потенциала дошкольников,
профессионализма преподавателя, в
соответствии с требованиями современного этапа развития культурологии и
музыкального искусства, предлагаю использовать эту форму работы в ДОО. «Музыкальная гостиная» в системе
дополнительного образования – это организация совместной деятельности,
творческое сотрудничество преподавателей и обучающихся вне учебного процесса.
Музыкальная деятельность — уникальное средство формирования единства
эмоциональной и интеллектуальной сфер психики, поскольку она оказывает огромное
влияние не только на эмоциональное, но и познавательное развитие ребенка.
Межвидовая интеграция областей искусства, в органичном сочетании позволяет
расширить рамки обучения, тем самым значительно повысить качество и
продуктивность самого образовательного процесса, осознание воспитанниками его смысла. Именно внеклассная деятельность
пробуждает интерес к самому процессу художественного творчества, является
мотивацией обучающихся для дальнейшего обогащения своих знаний, стремления
развиваться и совершенствовать уровень исполнительского мастерства.
Разнообразные формы проведения внеклассных мероприятий способствуют привлечению
детей к многообразному миру искусства, формируя потребность в дальнейшем с ним
общении, а так же позволяет получить новую, дополнительную информацию,
реализовать свой творческий потенциал, проявить коммуникативные способности,
повысить исполнительский уровень и общую музыкальную культуру. Музыкальная
гостиная, как форма дополнительной работы
открывает широкие возможности творческого вдохновения, применение различных
видов самостоятельной и коллективной деятельности. От других форм внеклассных
мероприятий музыкальная гостиная отличается особой духовной атмосферой,
эстетикой оформления (особая аудитория — камерный концертный зал, музейный или
библиотечный зал и т.п.), возможностью погружения в ту или иную историческую
эпоху, своеобразное путешествие во времени. Предполагает разговор — диалог,
совместное обсуждение какой-либо музыкальной темы с непременным оформлением
стихотворными и прозаическими литературными текстами. Музыкальная гостиная
включает слушание музыкальных и литературных произведений, теоретическую
(информационную) часть, в которой представлены интересные сведения об
исполняемых сочинениях, композиторах, эпохах, наглядная презентация с
демонстрацией репродукций картин, портретов и практическую (исполнительскую)
часть с иллюстрацией произведений в разнообразных исполнительских составах
(солисты-инструменталисты, вокалисты, камерные и вокальные ансамбли, хоровые
коллективы). Музыкальная гостиная как форма дополнительной работы имеет особенную, свойственную только ей
специфику – синтезирует не только различные специализации Детской школы
искусств, но и различные виды искусства – литература, поэзия, музыка, театр.
Участники музыкальной гостиной – это воспитанники
старшего дошкольного возраста, программу гостиной возможно включить в общий план работы ДОО или
осуществлять как дополнительное образование с воспитанниками, местом проведения послужит музыкальный зал, оснащенный современной
техникой.
Музыкальные гостиные являются частью всей модели
воспитательного, образовательного, просветительного процесса, обогащающего
систему человеческих взаимоотношений. Это малая форма художественного
творчества дает большие плоды интеллектуального общения. XXI век прогнозируют как век интеллигенции совершенного искусства и творчества.
В этом смысле возрождение современной литературно-музыкальной гостиной как формы становления духовного облика
человека актуально и несет в себе обогащение всех элементов его внутреннего
духового мира.
Фрагмент текста работы:
1. Теоретические
и методические основы организации музыкальной гостиной Система дополнительного образования отличается
разнообразием типов заведений (А.С. Асмолов, А.К. Бруднов, Е.Б. Евладова, Г.И.
Фролова и др.). Разнообразие содержания музыкального образования и воспитания в
системе дополнительного образования определяет богатство его организационных
форм. В педагогической теории и практике нет однозначного решения вопроса о
классификации форм занятий музыкой в учреждениях дополнительного образования.
Существенным признаком или критерием музыкальных занятий являются виды творческой
деятельности: сотворчество-восприятие, творчество-интерпретация,
творчество-творчество. [12].
Большинство
ученых рассматривают творчество
как процесс, в
результате которого создается нечто новое, оригинальное, значимое для
общества в целом или для творца в
частности . Детское
творчество в сфере
искусства имеет свою специфику:
•непосредственное эмоциональное реагирование,
•силу воображения,
•образность мышления.
Ведущим мотивом творчества является интерес к
искусству, под действием которого все мыслительные процессы протекают особенно
интенсивно и интенсивно, а деятельность становится увлекательной и
продуктивной. В музыкальной деятельности, прежде всего, есть такая сторона, как
сотворчество-восприятие музыкального произведения.
Совместное творчество возможно только тогда, когда
эмоциональные переживания автора музыки созвучны эмоциональным переживаниям
слушателя, экстраполированным на самих себя. Таким образом, субъективность
музыкального восприятия потенциально заложена в объективном содержании
музыкального произведения. Творчество-интерпретация имеет место и в музыкальном
исполнении: в детском хоре, оркестре и т. д., а также предполагает актуальную
интерпретацию различных вариантов исполнения.
Такие формы музыкальной деятельности, как музыкальный
конкурс, викторина, музыкально-интеллектуальный марафон, олимпиада, музыкальный
фестиваль, органично связаны с вариативным содержанием произведений —
составление сценариев к праздникам, вечерам, музыкальных и литературных
сочинений, составление головоломок, викторины.
Творчество —
это непосредственное участие воспитанника в работе по воплощению музыкального
образа в роли исполнителя музыкального произведения, импровизатора,
композитора. В этом виде творчества
усиливается фантазия и воображение дошкольников, выражается их личная
художественная инициатива, пробуждается настоящая поэтизация чувств. Творчество
реализуется на занятиях, концертах, слушание
оркестра, ансамбля, а также в процессе выступления воспитанника на
концерте, музыкальной гостиной и других формах воспитательной работы [12].
Занятия музыкой в учреждениях дополнительного
образования помогают учащимся лучше понимать окружающий мир, развивать
духовную, нравственную и чувственную культуру личности, пробуждают способность видеть,
ценить и творить красоту в жизни и искусстве, развивать творческое воображение.
И исполнение, и творчество детей основаны на ярких музыкальных впечатлениях.
Развитое восприятие обогащает все музыкальные проявления детей, является
наиболее развивающим и одновременно самым сложным видом музыкальной
деятельности.
Прослушивание музыки — одна из лучших форм работы
по развитию способности активно воспринимать музыку и внимательно
прислушиваться к различным ее особенностям. Кроме того, прослушивание музыки
позволяет детям познакомиться с музыкой, которая намного сложнее, чем музыка,
которую они сами исполняют. Дети получают возможность услышать прекрасные
вокальные, инструментальные, оркестровые произведения в хорошем исполнении. Слух
дает возможность услышать музыку