Курсовая теория на тему Особенности организации коллективно-творческих дел в начальной школе
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 2
Глава 1. Основы организации учебного процесса в начальной
школе. 4
1.1. Психолого-педагогические особенности младших
школьников. 4
1.2. Внеурочная
деятельность как форма обучения в школе для организации коллективных творческих
дел. 11
Глава 2. Особенности осуществления
коллективной творческой деятельности с младшими школьниками. 17
2.1. Коллективная
творческая деятельность, как средство формирования ученического коллектива
младших школьников. 17
2.2 Формы и методы организации
коллективной творческой деятельности младших школьников. 22
Заключение. 27
Список
литературы 28
Введение:
Актуальность
курсовой работы. Изменение образовательной парадигмы,
которое заключается в переходе к личностно-ориентированной модели обучения, а
также появление новых образовательных стандартов, предполагает кардинальную
перестройку всего образовательного процесса. Нацеленность на гармоничное
личностное развитие каждого ребенка, и подготовка к быстро изменяющейся жизни в
условиях быстрого развития науки и техники, ставит проблемы развития творческих
способностей детей на важное место при развитии личности.
Развитие современного
общества так же предполагает наличие сформированной творчески активной
личности, которая будет обладать способностями эффективно и нестандартно решать
те или иные жизненные вопросы и проблемы. В связи с этим перед образовательным
учреждением стоит важная задача в развитии творческого потенциала подрастающего
поколения. Одним из эффективных средств развития творческой активности является
применение нетрадиционных форм проведения внеурочной деятельности.
Следует заметить, что в
последнее время интерес к проведению нетрадиционной внеурочной деятельности в
рамках начальной школы значительно вырос. Такое положение можно связать с
разными преобразованиями, которые протекают в стране, создающие условия для
переосмысления процессов сферы образования, создания новых типов уроков и
внеурочной деятельности, активного использования разных педагогических методов
и способов развития интереса младших школьников.
Таким образом, целью курсовой работы является
использование технологии коллективных творческих дел в начальной школе.
Поставленная цель
предполагает необходимость решить следующие задачи исследования:
1. Охарактеризовать
психолого-педагогические особенности младших школьников.
2. Изучить внеурочную
деятельность как форму обучения в школе для организации коллективных творческих
дел.
3. Описать коллективную
творческую деятельность как средство формирования ученического коллектива
младших школьников.
4. Выделить формы и
методы организации коллективной творческой деятельности младших школьников.
Объектом
курсовой работы является организация учебной деятельности в начальной школе.
Предметом
выступают коллективные творческие дела младших школьников.
Методы
исследования:
1. Теоретический анализ и
обобщение психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.
2. Наблюдение за
образовательным процессом и его анализ.
Структура работы
определяется ее целью и задачами и состоит из введения, двух глав, заключения,
списка литературы.
Заключение:
Изменение
образовательной парадигмы, которое заключается в переходе к
личностно-ориентированной модели обучения, а также появление новых
образовательных стандартов, предполагает кардинальную перестройку всего
образовательного процесса. Нацеленность на гармоничное личностное развитие
каждого ребенка, и подготовка к быстро изменяющейся жизни в условиях быстрого
развития науки и техники, ставит проблемы развития творческих способностей
детей на важное место при развитии личности.
С
формированием общего уровня развития ребенка происходит рост самостоятельных
форм поведения. При этом важно понимать, что творческая переработка ранее
пережитых впечатлений, их комбинирование и построение из них новой
действительности, которая будет отвечать увлечениям самого ребенка, находит свою
реализацию именно в творческой деятельности.
КТД — это такое взаимодействие взрослых
и детей, которое опирается на коллективную организацию деятельности,
коллективное творчество её участников, формирует отношения общей заботы и
эмоционально насыщает жизнь коллектива. Что касается формирования коммуникативных
навыков посредством коллективных творческих дел, то они обеспечивают социальную
компетентность и сознательную ориентацию учащихся на позиции других людей.
Другими словами, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном
обсуждении проблем и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество как
со сверстниками, так и со взрослыми.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Основы
организации учебного процесса в начальной школе
1.1. Психолого-педагогические особенности младших школьников
Начало
обучения в школе ведет к коренному изменению социальной ситуации развития
ребенка. Он становится «общественным» субъектом и имеет теперь социально
значимые обязанности, выполнение которых получает общественную оценку.
Детский младший школьный возраст не даром
называют вершиной детства. Ребенок в этот период сохраняет много специфических
детских качеств таких, как особое легкомыслие, определенную наивность,
специфический взгляд на взрослого снизу-вверх. Но младший школьник уже начинает
и утрачивать свою детскую непосредственность в обычном поведении, у него уже
появляется совершенно другая логика мышления. Теперь обучение для него – это
значимая деятельность. Ведь в школе он уже приобретает не только новые
неизвестные знания и умения, но и четкий и определенный социальный статус. Уже
меняются его интересы, общие ценности, весь уклад его новой жизни.
И независимо от того, когда маленький ребенок
пошел в школу, в шесть или семь лет, он в какой-то определенный момент своего
комплексного развития проходит через конкретный кризис. Этот перелом может
начаться и в 7 лет, а может даже сместиться к 6 или 8 годам. Но как всякий
любой кризис, кризис семи лет не очень жестко связан с объективным и конкретным
изменением жизненной ситуации. Важно, как ребенок именно переживает всю ту
систему отношений, в которую он теперь включен, – будь то стабильные взаимные
отношения или резко и часто меняющиеся. Теперь изменилось полное восприятие
своего собственного места в четкой системе отношений – а это значит, меняется и
социальная ситуация гармоничного развития, и ребенок теперь уже оказывается на
границе нового неизвестного возрастного периода [16].
Если прошедший уже кризис трех лет был по
большей части связан с полным осознанием себя как отдельного активного субъекта
в новом мире различных предметов, то есть ребенок понимал, что может влиять на
него и менять по своему усмотрению, то теперь он пришел к осознанию своего
нового места в мире общественных взаимных отношений. Это уже более глубокий
кризис. Ребенок открывает для себя новую субъективную социальную позицию –
позицию школьника, ученика. Это накладывает на него новые обязательства. И вот
именно формирование этой новой позиции кардинальным образом меняет его сознание.
Данное изменение сознания приводит к полной
переоценке уже установленных ранее ценностей. То есть то, что казалось важным
раньше, тем уже становится второстепенным. И, наоборот. Ребенок теряет свои
старые интересы, но на их место обязательно приходят новые. Теперь, то связано
с учебным процессом, например, получение хороших оценок выходит на первый план,
а все, что связано с игрой – на второй.
Но изменения сознания не ограничиваются только
лишь переоценкой системы ценностей и уровня мотивации. В этом возрасте
происходят более глубокие процессы, связанные с его переживаниями, которые были
подготовлены в период дошкольного личностного развития. Если в последний год
дошкольного возраста они у ребенка только наметились, то теперь стали более
устойчивыми [6].
Ребенок уже четко разделяет свой внутренний и
внешний мир. Из-за этого и меняется его поведенческая структура. Другими
словами, у каждого поступка есть теперь смысловая нагрузка. Поступок теперь
связующее звено между конкретным желанием что-то эдакое сделать и дальнейшим
развитием событий. Ребенок уже способен на интеллектуальном уровне оценить
качество своего поступка и его последствия. Но одновременно на первый план
выходит и эмоциональное отношение к нему. Ведь каждый поступок определяет его
место в социуме, то есть в системе отношений с родителями, со сверстниками, с
учителями и так далее. В этом возрасте из действий ребенка исчезает
импульсивность и непосредственность.
Что касается детской непосредственности, то она
утрачивается именно из-за того, что ребенок теперь размышляет о последствиях
своих действий. Он начинает скрывать свои мысли, чувства. Пытается не показать
другим, что где-то колеблется, что ему может быть плохо и так далее. Внешне
дети младшего школьного возраста точно такие же, как и были, но внутреннее –
это уже совершенно другой ребенок. В действительности ребенок становится
школьником именно тогда, когда приобретает нужную внутреннюю позицию. Учебная
деятельность становится важной для него [2].
Таким образом, из всего вышесказанного можно
сделать вывод, что в младшем школьном возрасте учебная деятельность на ребенка
выходит на первый план, она занимает ведущее место в его жизни. Мышление
становится доминирующей функцией в данном возрасте. Это способствует развитию
мыслительных процессов и интеллекта, а также некоторых других психических
функций организма.
В данном возрасте происходит функциональное
совершенствование мозга ребенка. В этот момент развивается
аналитико-систематическая функция коры головного мозга, происходит постепенное
изменение соотношения процессов возбуждения и торможения, другими словами,
процесс торможения становится более сильным, но процесс возбуждения,
по-прежнему, является преобладающим, так как младшие школьники легко возбудимы
и импульсивны [7].
Именно поступление в школу носит важный
характер для изменения жизни ребенка, всего уклада его жизни. При этом меняется
его социальное положение в коллективе и семье. Обучение становится основной и
ведущей деятельностью его жизни, у ребенка появляется обязанность – учеба и
приобретение знаний. Эта обязанность говорит о серьезном труде, который требует
от ребенка организованности, дисциплины, а также волевых усилий.
Следует отметить, что правильное отношение к
обучению у младших школьников формируется не сразу, так как требует волевые
усилия от ребенка, мобилизацию его внимания и интеллектуальной активности, а
также своего рода самоограничений. И если ребенок не привык к такому, то у него
может возникать разочарование и формируется отрицательное отношение к учению.
Но, все же, в первое время ученики начальной
школы учатся хорошо, опираясь и руководствуясь на свои отношения в семье, а
иногда ребенок может хорошо учиться по мотивам взаимоотношений с коллективом.
Основную роль здесь играет личный мотив, в частности, желание получать хорошие
оценки с целью одобрения учителей и родителей. Вначале обучения у ребенка
формируется интерес к самому процессу учебной деятельности без осознания ее
значения. И только после возникновения интереса к результатам своего учебного
труда начинает формироваться и интерес к самому содержанию учебной деятельности
и приобретению знаний. Только такая основа может являться благоприятной почвой
при формировании у младших школьников мотивов учения высокого общественного
порядка, которые связаны с ответственным отношением к учебным занятиям [13].
Любое формирование интереса к содержанию
учебной деятельности и приобретению знаний взаимосвязано с переживаниями
школьниками чувства удовлетворения от своих достижений. Одобрением и похвалой
учителя, подчеркивающего любой, даже маленький успех и продвижение вперед,
подкрепляется чувство удовлетворения от достижений. Младшие школьники могут при
этом испытывать чувство гордости и особый подъем сил. В начальных классах
учебная деятельность стимулирует развитие психических процессов в
непосредственном познании окружающего мира, его ощущения и восприятия. Младшие
школьники характеризуются остротой и свежестью восприятия, другими словами,
созерцательной любознательностью. Самой характерной чертой восприятия у младшего
школьного возраста является его малая дифференцированность, когда совершаются
неточности и ошибка в дифференцировке при восприятии сходных объектов. Другой
особенностью восприятия можно выделить его тесную связь с действиями школьника.
То есть, восприятие на данном уровне психического развития тесно связано с
практической деятельностью ребенка. Воспринять какой-либо предмет для ребенка –
это значит что-то делать с ним, что-то изменить или произвести какие-либо
действия, взять, потрогать и т.п. Характерная особенность учащихся младшего
школьного возраста – ярко выраженная эмоциональность восприятия [1].
Именно в процессе обучения и начинает
происходить перестройка восприятия ребенка. Он поднимается на более высокую
ступень развития и принимает целенаправленный характер и управляемую
деятельность. При этом, восприятие становится более углубленным и
анализирующим, дифференцирующим и принимает характер организованного
наблюдения. Постепенный переход от познания внешней стороны какого-либо явления
к познанию его сущности происходит именно в период младшего школьного возраста
под влиянием обучения. Так, мышление начинает отражать существенные свойства и
признаки предметов или явлений, что приводит к возможности делать первые выводы
и обобщения, а также проводить аналогии и строить элементарные умозаключения.
Именно на этой основе у ребенка начинают формироваться элементарные научные
понятия. Следует сказать, что аналитическо-синтетическая деятельность у ребенка
младшего школьного возраста элементарна и находится на стадии
наглядно-действенного анализа, которые основывается на непосредственном
восприятии предметов [14].
Стоит учитывать, что именно младший школьный
возраст является временем для заметного формирования личности. На этом этапе
характерным являются новые отношения со взрослыми и сверстниками, включение в
целую систему коллективов, и включение в новый вид деятельности – обучение,
требующее от ученика серьезные требования. Все вышеперечисленное решающим
образом сказывается именно на формировании и закреплении новой системы
отношения ребенка к людям, коллективу, к обучению и связанным с ним
обязанностями, а также формирует характер, волю ребенка, расширяет круг его
интересов и развивает основные способности.
Период младшего школьного
возраста считается наиболее благоприятным для развития способностей к
творчеству, так как в это время происходит закладывание психологической основы
для творческой деятельности. Дети этого возраста способны к созданию нового
рисунка, образа, фантазии, которые будут иметь оригинальность, вариативность,
гибкость и подвижность [5].
Для младшего школьника
характерна активная деятельностная позиция, любопытство, способность к речевому
комментированию процесса и результату собственной деятельности, достаточно
развитое воображение, настойчивость и стойкая мотивация.
Инициативность
детей младшего школьного возраста связана с любознательностью, способностью,
пытливостью ума, изобретательностью, способностью к волевой регуляции
поведения, умением преодолевать трудности.
Структура
творческой активности детей младшего школьного возраста в различных видах
деятельности представляет собой совокупность составляющих ее компонентов:
мотивационный, содержательный, операционный и эмоционально-волевой.
Основными
показателями творческой активности в начальной школе выступают следующие
предпосылки мотивационных, содержательно-операционных, эмоционально-волевых
компонентов деятельности:
· понимание
важности подготовки к творческой деятельности;
· наличие
интереса к творческой работе в разных видах деятельности;
· желание
активно включаться в творческий процесс;
· способность
к фантазированию и воображению;
· умение
преодолевать возникающие трудности, доводить начатую работу до конца;
· появление
настойчивости, старательности, добросовестности;
· проявление
радости при открытии новых приемов, способов, действий [13].
Развитие
творческих способностей у детей младшего школьного возраста совершается в
процессе воспитания и обучения. Способности ребёнка формируются посредством
овладения тем содержанием материальной и духовной культуры, искусства, которые
осваивает подрастающий человек в процессе обучения. Исходной предпосылкой для
такого развития способностей служат те врождённые задатки, с которыми ребёнок
появляется на свет [2].
Этот
возрастной период также является сенситивным периодом (сенситивный период – это
период особой восприимчивости ребенка к различным видам деятельности и
поведения в целом) для развития творческого воображения [6].
В период младшего
школьного возраста у детей начинают проявляться организаторские способности.
Зачатки таких способностей можно проследить, наблюдая за играми детей, в
которых они и формируются. Так, дети, имеющие организаторские способности,
зачастую выступают инициаторами игр, распределяют роли, меняют сюжет игры или
оценивают игру других сверстников [12].
Для детей младшего
школьного возраста так же характерно формирование способностей к конструктивной
деятельности, которая проявляется в умении легко устанавливать пространственные
отношения между элементами предмета, либо в быстром выделении опорных деталей и
узлов конструкции, а также в умении вносить изменения в решение различных
конструкторских задач. Такие способности можно отметить у дошкольников во время
сооружения построек, которые необходимы для игры, при конструировании по контуру,
схемам, по условиям и замыслам и т.п.
Таким
образом, именно игры дают первоначальный толчок к развитию разного рода
способностей. В процессе игры протекает развитие множества двигательных,
конструкторских, организаторских, художественно-изобразительных и других
творческих способностей детей младшего школьного возраста. При этом посредством
игры развиваются не одна, а целый комплекс способностей одновременно.
Все перечисленное убеждает в
необходимости обращения серьезного внимания педагога к ребенку, создания
условий для проявления им собственной активности. Успешному разрешению многих
проблем, возникающих при этом, служит реализация личностно-ориентированной
концепции, которая несет в себе новый взгляд на педагогические процессы и такое
отношение к организации деятельности детей, особенно внеурочной, которая
позволяет реально ориентироваться на личность ребенка, его интересы,
потребности, склонности.