Курсовая теория на тему Особенности обучения в специальных (коррекционных) школах 8 вида
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Глава 1. Особенности обучения и воспитания детей с
ограниченными возможностями здоровья
1.1. Специфика инклюзивного образования
1.2. Особенности воспитания в специальной (коррекционной)
школе VIII вида
Глава 2. Особенности обучения в специальных школах 8 вида
2.1. Образовательный процесс в специальной (коррекционной)
школе VIII вида
2.2. Применение коррекционно-развивающих упражнений на
уроках СБО в коррекционной школе VIII вида
Список используемой литературы
Введение:
Актуальность работы. Дети
школьного возраста, имеющие ограниченные возможности, учатся в соответствии со
специальными образовательными стандартами в различных образовательных
учреждениях или дома.
В
течение XX в. сложилась система специальных (коррекционных) образовательных
учреждений, являющихся преимущественно школами-интернатами и в которых учится
большинство детей школьного возраста с особыми образовательными потребностями.
В настоящее время существует восемь основных видов специальных школ для детей с
различными нарушениями развития.
Чтобы
исключить вынесение характеристик диагноза в реквизиты этих школ (как это было
раньше: школа для умственно отсталых, школа для глухих и т.п.), в нормативно-правовых
и официальных документах эти школы называются по их видовым порядковым номерам.
Выпускники
специальных (коррекционных) образовательных учреждений (за исключением школы
VIII вида) получают цензовое образование (то есть такое, которое соответствует уровням
образования массовой общеобразовательной школы: например, основное общее
образование, общее среднее образование), им выдается документ государственного
образца, подтверждающий полученный уровень образования или свидетельство об
окончании специального (коррекционного) образовательного учреждения.
Специальная
(коррекционная) школа-интернат VIII вида для умственно отсталых детей является
одним из звеньев общей системы образовании. Она определяет социальное и
правовое положение лиц с умственной отсталостью в обществе, узаконивает для них
равные гражданские права на получение образования и решает три основных задачи:
сформировать у обучающихся знания, умения и навыки по общеобразовательным
предмета; воспитать у них положительные личностные качества – честность и
ответственность, доброту и отзывчивость, трудолюбие, культуру общения,
доброжелательность к 3 окружающим; скорректировать имеющиеся у детей дефекты и
таким образом подготовить их к социальной адаптации и интеграции в общество.
Умственно
отсталые дети – наиболее многочисленная категория аномальных детей. Умственная
отсталость – это качественные изменения всей психики, воли, личности в целом, в
результате перенесенных органических повреждений центральной нервной системы.
Это
такая аномалия развития, при которой страдают не только интеллект, но и эмоции,
воля, поведение, физическое развитие и другие высшие психические функции. Это
необходимо учитывать педагогам при организации учебно-воспитательного процесса
в таких образовательных учреждениях.
Степень разработанности темы исследования. Теоретические
основы научного исследования проблемы выбранной нами темы были заложены в
трудах Алехиной
С.В., Воронковой В.В., Неретинаой Т.Г., Худенко Е., Барышниковой Д., Тупоногова
Б.К. и
многих др.
Объект исследования
– педагогика специальных школ.
Предмет исследования – коррекционно-образовательная деятельность в
специальных школах.
Цель исследования
– изучить особенности обучения в специальных школах VIII вида.
Для достижения поставленной цели необходимо
решение ряда взаимосвязанных задач:
1. Определить сущность специфики
инклюзивного образования;
2.
проанализировать особенности воспитания в специальной (коррекционной) школе VIII вида;
3.
изучить особенности образовательного процесса в специальной (коррекционной) школе
VIII вида;
4.
проанализировать сущность применения коррекционно-развивающих упражнений на
уроках СБО в коррекционной школе VIII вида.
Методы исследования. Анализ и обобщение научной и методической
литературы по проблеме исследования, метод экспертных оценок, метод наблюдения.
Методологической
основой для исследования послужили научные
труды известных отечественных и зарубежных исследователей.
Структура
курсовой работы включает
введение, две главы, заключение и список используемой литературы.
При
написании работы были использованы учебные пособия, статьи и научные
исследования, авторы которых рассматривают вопросы выбранной нами темы.
Заключение:
Таким
образом, можно сделать вывод, что коррекционно-воспитательная работа в
специальной школе воплощает в жизнь цель — выявление и развитие возможностей
каждого ученика, формирование личности, способной мыслить, способной
адаптироваться к условиям жизни, готовой к самоопределению в социуме,
достойного гражданина.
Исследования
подтверждают значение общеобразовательного и трудового обучения в коррекции
недостатков умственно отсталого ребенка, ведущую роль коррекции в обеспечении
развития умственно отсталых детей и подготовки их к жизни, труду.
Конкретные
методические пути использования процесса обучения с целью коррекции могут быть
очень разными. Они зависят от объективного содержания учебного материала, от
большей или меньшей возможности использования практических работ в учебном
процессе и способов сочетания практических и словесных средств обучения.
Конкретные
методические пути коррекционно — развивающей работы избираются с учетом
особенностей интеллектуальной и эмоционально — волевой сферы учащихся на том
или ином этапе их обучения.
Вышеизложенное
позволяет сформулировать направления дальнейших исследований проблемы, в
частности:
—
уточнение принципов коррекционно-педагогической деятельности;
—
характеристика содержания и основных направлений, обобщение и дальнейшая
разработка коррекционно-методических приемов, детализация средств коррекции,
—
поиск путей практической интеграции дидактических и коррекционных средств
воздействия на развитие учащихся с нарушениями интеллекта и тому подобное.
Решающим
условием, обеспечивающим оптимальное построение урока для детей с недостатками
умственного развития, остается всестороннее изучение личности учащихся и
коллектива класса с целью определения типологических и индивидуальных
особенностей, достижения с помощью специальных мер успешного обучения и
развития каждого ребенка.
Принцип
индивидуального и дифференцированного подхода является важнейшим принципом
специального обучения и залогом его оптимизации. В прикладном аспекте
коррекционно-образовательное обучение реализуется на уроках в специальной
школе.
Правильно
составленный и структурированный урок способствует достижению педагогических
целей и развивает ребенка.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Особенности обучения и воспитания
детей с ограниченными возможностями здоровья
1.1. Специфика инклюзивного образования
Образовательный
процесс, помимо своей основной цели – дать знания, имеет много других, не менее
важных задач. Он должен способствовать личностному развитию, обеспечивать
прирост социальных контактов и включенность обучаемого в коллектив. Каждый
человек имеет на это право. Дети с особыми потребностями, а также дети,
являющиеся представителями каких-либо миноритарных групп, должны иметь те же
возможности, что и обычные дети. Игнорировать их потребность в образовании,
исключать их из общественной жизни – значит нарушать их базовые права, от
рождения присущие всем людям. Поэтому включение всех детей в образовательный
процесс – важный компонент качественного образования.
Дать
точное определение понятию «качество образования» довольно сложно. Данный
термин можно толковать по-разному в зависимости от того, какие цели мы
преследуем, и с чьей точки зрения мы рассматриваем данную проблему. Люди,
живущие в разных странах, развитых и развивающихся, имеющие разный уровень
дохода и относящиеся к различным социальным слоям, говоря о качестве
образования, будут иметь в виду не одно и то же.
Идея
обеспечения качества образования получает все более широкую поддержку, однако в
вопросе определения практических целей данной задачи единства мнений не
существует. Несмотря на это, большинство попыток охарактеризовать качество
образования основывается на двух принципах. Первый из них определяет уровень
когнитивного развития обучаемых, что является главной целью для преобладающего
числа систем образования в разных странах. Соответственно, единым показателем
качества системы выступает ее успех в достижении данной задачи. Второй принцип
акцентирует внимание на роли образования в вопросе продвижения универсальных
ценностей, на том, как оно содействует творческому и эмоциональному развитию
обучаемых[1].
Некоторые
отечественные ученые, такие, как С.В. Алехина, А.С. Пугачев, Д.З. Ахметова,
З.Г. Нигматов, Т.А. Челнокова, Г.В. Юсупова и др. в своих работах попытались
осветить проблему инклюзивного образования в целом, а также осуществление
данной идеи в нашей стране.
Единства
мнений по поводу того, что следует понимать под термином «инклюзивное
образование», не существует. Толкование, приведенное в докладе ЮНЕСКО, на наш
взгляд, наиболее полно отражает суть инклюзивного образования в контексте
качественного образования. Данная организация определяет инклюзивное
образование как отклик на многообразие нужд всех обучаемых, который выражается
в их возрастающем участии в процессе обучения, культурной жизни и жизни
общества, а также в сокращении случаев исключения из учебного процесса и
случаев проявления дискриминации во время образовательного процесса[2].
Определение
отечественного исследователя А.С. Пугачева, которое он дает в своей статье,
также рассматривает инклюзивное образование как важное условие осуществления
качественного образования. По его мнению, инклюзивное образование – это
«процесс развития общего образования, который подразумевает доступность
образования для всех в плане приспособления к различным нуждам всех учащихся, что
обеспечивает доступ к образованию для учащихся с особыми образовательными
потребностями»[3].
[1] ЮНЕСКО (2004). Императив качества.
Резюме Всемирного доклада по мониторингу ОДВ 2005: [Электронный ресурс]. URL: http://unesdoc.unesco.org/images/0013/001373/137334r.pdf
(Дата обращения: 22.04.2020).
[2] ЮНЕСКО (2004). Императив качества.
Резюме Всемирного доклада по мониторингу ОДВ 2005: [Электронный ресурс]. URL:
http://unesdoc.unesco.org/images/0013/001373/137334r.pdf (Дата обращения:
22.04.2020).
[3] Пугачев А.С. Инклюзивное
образование // Молодой ученый. – 2012. – №10. – С. 374-377.