Методика обучения математике в начальной школе Курсовая теория Педагогика/Психология

Курсовая теория на тему Особенности обучения математике по системе обучения Л.В. Занкова в начальной школе.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ МАТЕМАТИКИ 5
1.1 Роль изучения математики в процессе формирования общего развития обучающихся 5
1.2 Современные концепции развивающего обучения при изучении математики (Л.В. Занкова и Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова) 13
Глава 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ МАТЕМАТИКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ ПО СИСТЕМЕ Л.В. ЗАНКОВА 18
2.1 Характеристика и концептуальные основы системы Л.В. Занкова 18
2.2 Особенности обучения математике в начальной школе по системе Л.В. Занкова 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 29

  

Введение:

 

Актуальность темы. На сегодняшний день главной задачей методики обучения математике есть поиск новых методов и концепций построения учебного процесса, которые бы позволили сориентировать учащегося на совместную деятельность с учителем и смогли привести к изменениям в учебном процессе, а именно переориентировать обучения на личность и позволить учащемуся творчески развиваться. Одним из таких подходов является развивающее обучение математике.
В разное время высказывались различные мнения о преподавании математики и ее месте в системе школьного образования. В 30-х годах ХХ в. Л.С. Выготский сформулировал один из принципов современного обучения, который говорит об отсутствии плетения в хвосте развития самого обучения, а ведении его за собой. Данный принцип характеризуется связью развития и обучения, рассмотренными психологическими механизмами развивающего обучения, которые обеспечивают важность роли обучения. Авторами концепции развивающего обучения есть Л.В. Занков, Д.Б. Эльконин, Л. С. Выготский, В.В. Давыдов [25].
Поэтому одной из главных задач преподавания математики является задача планомерного развития математического мышления, восприятие математики не только как школьного предмета, но и как феномена человеческой культуры. Математическое образование должно начинаться с первых шагов пребывания ученика в школе.
В связи с этим возникает вопрос о совершенствовании методики изучения математики в начальной школе, основываясь на теории развивающего обучения по системе Л.В. Занкова. Все это и определяет актуальность и тему дипломной работы: «Особенности обучения математике по системе обучения Л.В. Занкова в начальной школе».
Степень разработанности проблемы исследования. На современном этапе исследованием, разработкой основ развивающего обучения как психолого-педагогической проблемы занимались Л.В. Занков, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов и другие. В своих исследованиях они показывали всю значимость использования развивающего обучения в учебной работе, предусматривающей самостоятельное выведение учащимися формул и закономерностей, решение нестандартных задач по математике, выполнение практических и лабораторных работ. Также учеными были разработаны средства развивающего обучения в виде дидактических конструкций (систем).
Цель работы заключается в рассмотрении особенностей применения инструментов математики для реализации развивающего обучения по системе Л.В. Занкова в начальной школе.
Достижение цели будет предполагать решение следующих задач:
1. Изучить и проанализировать научную литературу по теме.
2. Теоретически исследовать основные понятия развивающего обучения, а также концепции развивающего обучения при изучении математики.
3. Описать особенности математике по системе обучения Л.В. Занкова в начальной школе.
4. На основе полученных результатов сделать выводы.
Объект исследования: методика преподавания математики.
Предмет исследования: развивающее обучение.
Методология исследования:
— теоретические методы: анализ научной литературы;
— практические методы: анализ, синтез, систематизация.
Объем и структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников. Общий объем составляет 31 страница.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Таким образом, на основе проведенного исследования можно сделать следующие выводы:
1. Развитие – это процесс, требующий времени. Развивать можно любые качества личности. При этом следует помнить о том, что любому процессу присущи инерционность и латентные (скрытые) периоды.
2. Развивающее обучение математике осуществляется в форме учебно-математической деятельности. На этой основе развивально-задачный метод обучения математике обеспечивает актуализацию мышления, решение проблемы происхождения теоретических знаний, в то же время, представляет задачный подход к формированию учебно-математической деятельности и развития математических способностей, обеспечивает субъектное поведение и создание зон ближайшего математического развития учащихся (на основе систем Л.В. Занкова и В.В. Давыдова).
3. Математика имеет весомый аппарат для развития учащегося не только интеллектуально, но и развивает способности анализировать информацию, думать логично и рационально, что не менее важно даже в обыденной жизни младшего школьника.
4. Система развивающего обучения, разработанная Л.В. Занковым, отличается от традиционной системы, прежде всего, формулировкой цели обучения. В этой системе выдвигается цель общего развития личности школьника, а усвоение же знаний, умений и навыков осуществляется на основе продвижения детей в общем развитии, то есть является средством достижения основной цели.
Технология Л.В. Занкова предполагает участие школьников в различных видах деятельности, использование в преподавании дидактических игр, дискуссий, а также методов, направленных на обогащение воображения, мышления, памяти, языка. Она эффективная на всех этапах организации процесса обучения, прежде всего, в развитии психических функций младших школьников.
5. Чтобы полноценно реализовать развивающее обучение, в наше время учитель должен перейти от информационно-объяснительного обучения к деятельному, развивающему. Этого можно достичь при условии:
— демократизации методов обучения и разрушение барьеров между учителями и учащимися;
— перехода от типичной для традиционного обучения схемы «услышал – запомнил – пересказал» к такой: «нашел вместе с учителем и товарищами – осмыслил – запомнил – способен формулировать свою мысль – умею применить полученные знания в жизни».
6. На основе полученных результатов можно говорить о том, что цель курсовой работы достигнута, а задачи, поставленные в начале, выполнены.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ МАТЕМАТИКИ

1.1 Роль изучения математики в процессе формирования общего развития обучающихся

Для того чтобы определить роль изучения математики в процессе формирования интеллектуального развития необходимо сначала разобраться в психологическом аспекте развития учащегося. В своем развитии ребенок проходит ряд качественно своеобразных ступеней.
Дети разного возраста отличаются друг от друга не только количеством приобретенных знаний и навыков, но и качественными особенностями психических процессов, а также личности в целом [11].
Так, например, дошкольник отличается от детей раннего возраста не только большим объемом знаний и умений, но и появлением простейших форм логического, рассудительного мышления, возникновением произвольной организации своего поведения, развитием высших нравственных и эстетических чувств, формированием новых потребностей и интересов и тому подобное [13].
На протяжении детства происходит созревание организма ребенка, в частности созревание его нервной системы, увеличение массы мозга, совершенствование его внутреннего строения, а также повышения работоспособности нервных клеток, возрастные изменения динамики процессов высшей нервной деятельности. Такого рода изменения создают новые возможности для образования и дифференцировки нервных связей, а тем самым и для обогащения опыта, для психического развития ребенка [11].
Нормальный ход созревания нервной системы является необходимым условием психического развития ребенка и создает необходимые анатомо-физиологические предпосылки для перехода с одной возрастной ступени развития на другую. Однако надо иметь в виду, что созревание детского организма создает лишь определенные предпосылки, лишь определенные возможности для психического развития. Для того чтобы эти возможности были реализованы, для того чтобы они превратились в настоящие психические свойства, необходимы определенные условия жизни и воспитания. Особенности психики ребенка того или иного возраста решающим образом зависят от условий жизни и воспитания [11].
Дети разного возраста имеют разный опыт, достигают разного уровня развития тех или иных способностей, характеризуются разными видами деятельности, имеют разные потребности и интересы и соответственно этому по-разному усваивают новые знания и умения. Так, например, если на ранних ступенях развития ребенок учится в основном путем непосредственного восприятия окружающего и подражания действиям взрослых, то в старшем возрасте все большую роль в этом процессе приобретают словесные указания и объяснения [13].
Ребенок не пассивное существо. Он активно взаимодействует с вещами и окружающими людьми, и лишь в процессе этого взаимодействия, в процессе детской деятельности обогащается опыт ребенка, происходит его психическое развитие.
При переходе от одной возрастной степени к другой существенно изменяются взаимоотношения ребенка с окружающими, изменяется характер его деятельности. Так, в дошкольном возрасте важное место в жизни ребенка занимают игры, дошкольные занятия и тому подобное. В раннем школьном возрасте ребенок переходит к более сложным видам деятельности – к систематическому обучению, к выполнению определенных трудовых обязанностей. Согласно этому у него появляются новые психические особенности, происходит дальнейшее развитие его личности. Такого рода возрастные изменения должны учитываться при организации педагогического процесса. Для успешного достижения педагогических целей необходимо согласовывать методы воспитания с возрастными психологическими особенностями ребенка [13].
Согласовывая педагогические воздействия с возрастными психологическими особенностями детей, учитель должен учитывать не только тот уровень развития, который уже достигнут ребенком, но и дальнейшие перспективы этого развития, возможности его движения в ближайшем будущем. Только в этом случае учитель сможет управлять психическим развитием ребенка, активно формировать у него новые психические качества, руководствуясь целями воспитания.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы