Курсовая теория на тему Особенности общей, мелкой и артикуляционной моторики у дошкольников со стертой дизартрией.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
1.1. Общая
характеристика дизартрии
1.2. Характеристика общей, мелкой и артикуляционной моторики у дошкольников
Введение:
Диагностика вопросов дизартрии в логопедии
так и остается дискуссионной. При этом недостатке,
вернее даже дефекте, речи есть нарушения в общей моторике и прочих
процессах моторного осуществления вербальной
деятельности: голосе, мимике, мелодико—тональной область речи, и, кроме
того, мелкой и артикуляционной моторике.
Очень многое зависит то того, насколько
рано обнаружены нарушения в работе речи и когда начата работа специалиста по
логопедии с ребенком, имеющим подобные дефекты. Раннее речевое развитие ребенка
и проблемы дефектологии рассматриваются в работах таких специалистов, как
Винарской Е.Н., Гвоздева А.Н., Архиповой Е.Ф. В случае нарушений или вообще
отсутствия гуления, лепета и двигательной реакций у ребенка в возрасте до
одного года, необходимо срочное вмешательство дефектолога или логопеда. Вопрос
раннего вмешательства логопеда в координацию развития речи до сих пор спорно
воспринимается врачами педиатрами, поэтому родители, у которых есть детки с
проблемами с развитием речевого аппарата в течении первого года жизни ребенка,
редко обращаются к профильным специалистам за помощью. А ведь дизартричечкие
расстройства должны быть выявлены рано для позитивной динамики речевого и
двигательного развития ребёнка в будущем благодаря логопеду.
Вышеописанные вопросы позволяют определить
проблемы дефектов моторных функций у деток с дизартрией достаточно актуальной. Работа
над коррекцией данных проблем педагогическими способами с детками, у которых
уже определены дизартрические нарушения, также чрезвычайно интересна.
Происхождение данных нарушений до сих пор
не до конца понято и обнаружено специалистами, из-за чего у этого дефекта
речевого аппарата нет конкретного и обозначенного определения. Некоторые
специалисты определяют к дизартриям только те случаи патологии речи, когда проблемы
стороны речи, связанной с произношением звуков, вызваны парезами и параличами
артикуляционных мышц. Другие определяют термин «дизартрия» шире и все проблемы
артикуляции, фонации и речевого дыхания, которые появляются из-за вопросов в
развитии в разных уровнях центральной нервной системы, относят к нему. Гутцман
определяет дизартрию как неправильное развитие артикуляции и выделяет отдельно
центральную и периферическую дизартрию, относя к нарушениям речи
дизартрического свойства негативные свойства музыкального речевого звуковоспроизведения
и малую модуляцию голоса.
Дизартрия –
это неправильное развитие речи, произносительной её части, вызванное
недостаточной иннервацией аппарата речи. Сам термин «дизартрия» произошел от
слов греческого языка arthson– сочленение и dys –нарушение.
Дискуссии в логопедии нынешнего времени до
сих пор ведутся касательно термина, так как он не передаёт полностью
самостоятельность этой группы нарушений расстройства речи, учитывая их
клинические и нозологические самостоятельности и состоятельности.
Объект
исследования данной работы – дизартрия как речевое
нарушение.
Предмет
исследования работы – развитие и состояние
общей, мелкой и артикуляционной моторики у детей с дизартрией.
Гипотеза работы: рассматривая
термин дизартрии, как сложный психофизиологический дефект речи, мы думаем, что особенными
нюансами общей, мелкой и артикуляционной моторики будут нарушения общего
мышечного тонуса и ложная координация движений.
Цель
исследования – определение особенностей общей,
мелкой и артикуляционной моторики у деток с дизартрией.
Задачи данного исследования:
1. Сделать теоретическую аналитику научной
логопедической и педагогической литературы, освещающей тематику проблемы
исследования и определить основные понятия: дизартрия, её формы и причины,
физиологические и анатомические процессы дизартрии;
2. детально изучить характер речевых нарушений
при дизартрии и определить особенности общей, мелкой и артикуляционной моторики
у деток с дизартрией;
3. сделать выводы о нарушениях моторных
функций у деток с дизартрией.
В исследовании будут применяться такие
методы:
1)теоретика: аналитика литературы, формулировка
отдельных и общих гипотез исследования, прогнозирование итоговых результатов и детализация
процесса их достижения на разных стадиях работы.
Заключение:
Дизартрия разных форм развития является одним из самых распространенных
нарушений речи у детей от рождения до дошкольного возраста. На данный момент
замечена тенденция роста случаев данного нарушения. Другие расстройства речи
также часто встречаются в совместимости с этим нарушением (общее речевое
недоразвитие, заикание). Дизартрия, как патология речи, являющая собой расстройство
фонетического и просодического компонентов функциональной системы речи, возникает
из-за микроорганического поражения головного мозга. Проблемы функций моторики
при дизартрии коррекции поддаются с большим трудом и оказывают сильное влияние
как на развитие фонетического аппарата, формирование грамматической и
лексикологической формы речи, как и делают более трудным весть процесс обучения
новому. Своевременное обнаружение и достаточная коррекция нарушения развития
речи выступает обязательным условием готовности в психологическом плане деток к
школе, а в некоторых случаях даже делает возможной раннюю социализацию дошколят
с речевыми нарушениями.
Аналитика литературы
смогла выявить, что дизартрия является речевым расстройством, которое характеризуется
комбинацией нарушений процесса моторики и деятельности речи. Частым и, как
правило, основным показателем дефекта речи при дизартрии есть нарушения
фонетики, как следствие недоразвитости лексикологического и грамматического
речевого строя. Данные нарушения корректируются с огромным трудом, оказывают
негативное влияние на обоснование практически всех компонентов системы
функциональной речи, вызывая вторичные отклонения внутри отдельных систем.
Своевременное обнаружение и достаточная коррекция нарушения развития словообразования
выступает обязательным условием к усвоению школьных норм, учитывая
разнообразность предметов обучения.
Выраженные нарушения артикуляционной моторики функций
с трудом поддаются коррекции и отрицательно влияют на формирование
фонематической и лексико-грамматической сторон речи, затрудняют процесс
школьного обучения детей. Своевременная коррекция нарушений речевого развития
является необходимым условием психологической готовности детей к обучению в
школе. Это крайне важно, так как от постановки правильного диагноза зависит
выбор адекватных направлений коррекционно-логопедического воздействия на
ребенка с дизартрией. Анализ теоретических источников показывает, что дизартрия
представляет собой расстройство речи, характеризующиеся комбинаторностью
множественных нарушений процесса моторной реализации речевой деятельности.
Основным симптомом речевого дефекта при дизартрии является фонетическое
нарушение, которое часто сопровождается недоразвитием лексико-грамматического
строя речи. Нарушение фонетической стороны речи с трудом поддаются коррекции,
отрицательно влияют на формирование фонетической, лексической и грамматического
компонентов речи, вызывая вторичные отклонения в их развитии. Отмечается
недостаточность словообразовательных умений у этих детей, которые затрудняют
процесс школьного обучения.
Цель работы была
достигнута, а именно определены особенности общей, мелкой
и артикуляционной моторики у деток с дизартрией.
Задачи данного
исследования, также были достигнуты, а именно:
1. Сделана теоретическая аналитика научной
логопедической и педагогической литературы, освещающей тематику проблемы
исследования;
2. детально изучен характер речевых нарушений
при дизартрии и определены особенности общей, мелкой и артикуляционной моторики
у деток с дизартрией;
3. сделаны выводы об особенностях
нарушений развития общей и мелкой
моторики у деток с дизартрией.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. Стертая
дизартрия у дошкольников.
Особенности развития общей, артикуляционной и мелкой моторики
1.1.
Общая характеристика дизартрии
В литературе, посвященной вопросам дизартрии,
симптомы, механизм и этиология данной проблемы описаны достаточно конкретно и
полноценно. Рассматривались такие авторы, как М. Е. Хватцев, К. Л. Семенова, О.
В. Правдина, Е. Ф. Соботович, Р. И. Мартынова, М. В. Ипполитова, Л. А.
Данилова, Е. М. Мастюкова, Е. Ф. Архипова, Л. В. Лопатина, Н. В. Серебрякова,
Л. В. Мелехова, Р. А. Белова-Давид.
В данных о ребенке, проявляющем симптомами
дизартрии, обычно, часто встречаются очень активное беспокойство двигательного
аппарата, частый и затяжной плач без причины, отсутствие стабильного графика сна,
тихий и слабый окрик, отсутствие здорового принятия груди, слабое удерживание
самого соска при этом, вялое его сосание, частое повторение поперхания, постоянное
срыгивание, высокая скорость утомления.
Психомоторное развитие деток, по показателям,
варьируется от привычного нормального значения до определенного сильного отставания.
Детки, обычно, достаточно слабые, периодически у них встречается синдром
судорог[17].
У младенцев, у которых присутствуют симптомы
дизартрии, развитие речи утруднено, происходит медленнее. Впервые слова формируются
около полутора или даже двух лет отроду. В два, три, а иногда, в сложных
случаях, и в четыре года начинают звучать фразы, но они не соответствуют
фонетическим нормам.
В случае дизартрии обычно встречаются симптомы
неврологии, выявляющиеся с помощью обследований, применяющих функциональные
нагрузки. Основным критерием диагностики дизартрии является присутствие
негативных показателей и симптомов центральной нервной системы, особенно
органические. Данные показатели обычно особенно видны в расстройстве
двигательной системы, а именно в слабости артикуляционных и мимических мускулов,
недоразвитости общей и мелкой моторики.
Сфера моторики у деток с
дизартрией проявляется с медлительными, неопределёнными движениями. Бывает,
встречаются ограничения в движениях отдельно ручек и ножек, обыкновенно
отличаются в движении конечности с одной стороны, мышечный тонус нарушен,
двигательная сфера находится в экстрапирамидной недостаточности. Иногда,
наоборот, очень активизируется подвижность, но сами движения непродуктивны и
хаотичны. В позе Ромберга детки являются положительными, проявляется увеличение
тонуса в мышцах рук при движениях ими вверх, наличие тремора в пальчиках, ясные
движения языка в слаборазвитую сторону и его гиперкинез.
Особенно чётко можно наблюдать недостаток в
моторике у дошколят с дизартрией, когда они выполняют какие либо движения,
требующие четкого и конкретного управления, координации, правильно выстроенных
пространственных действий[2]. Ручная моторика также нарушена, не проявлены
пальцевые пробы, так как кинестетическая память очень слабая. Присутствует
большая корреляция между уровнями моторики, ручной и артикуляционной, так как
она не сформирована окончательно.
Касательно мускулатуры артикуляции и мимики, у
деток с дизартрией присутствуют, обычно, парезы, гиперкинезы, наличие тонуса в
мышцах. Симптоматика характерна для детей без явных нарушений опорно-двигательного
аппарата и форма проявления выражена не
резко.
Согласно некоторых авторов, нарушения моторики
речи у дошкольников с дизартрией связаны с нарушением в правильной форме функционирования
нервов движения, которые принимают участие в артикуляции.
Движения язычной мышцы ограничены, обычно из-за
слабости или болезни двенадцатой пары подъязычных нервов, настолько, что
движения вверх, вперед слабо выражены, корень язычной мышцы часто пассивный,
спинка язычной мышцы, наоборот, пребывает постоянно в напряжении. Часто
наблюдается слабость одной половины язычной мышцы, весь язык не спокойный, под
постоянным напряжением, его движения нескоординированы с движениями мимики,
амплитуда движений сокращена до минимума, постоянно просматривается утомление и
повышенная саливация.
В случае наличия проблем с одиннадцатой
(глоточные) и десятой (блуждающие) парой нервов, языковая мышца демонстрирует
малые сокращения мягкого неба, легкое отклонение малого язычка в больную сторону
с легким парезом небной занавески с противоположной от него стороны[21].
Слабая иннервация в органах артикуляции влияет как
на произнесение отдельных определенных
звуков, так и на вариативность отдельных движений,
В случае асимметрии седьмой пары (лицевых) нервов,
присутствует небольшая гладкость носогубных складок справа и слева, что провоцирует
надувание щек ребенка на одной из сторон. Так же может наблюдаться постоянное
открытие ротовой полости из-за слабой иннервации нижней челюсти.