Курсовая теория Педагогика/Психология Специальная психология

Курсовая теория на тему Особенности моторных функций у дошкольников с задержкой психического развития

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА&nbsp1.&nbspТЕОРЕТИЧЕСКИЕ&nbspАСПЕКТЫ&nbspОСОБЕННОСТЕЙ&nbspМОТОРНЫХ&nbspФУНКЦИЙ&nbspУ&nbspДОШКОЛЬНИКОВ&nbspС&nbspЗАДЕРЖКОЙ&nbspПСИХИЧЕСКОГО&nbspРАЗВИТИЯ 6

1.1&nbspАнализ&nbspпроблемы&nbspизучения&nbspмоторных&nbspфункций 6

1.2&nbspВозрастные&nbspособенности&nbspразвития 11

моторных&nbspфункций&nbspу&nbspдетей 11

1.3&nbspСоциально-психологические&nbspособенности&nbspдошкольников #

с&nbspзадержкой&nbspпсихического&nbspразвития #

1.4&nbspОсобенности&nbspмоторных&nbspфункций&nbspдошкольников&nbspс&nbspЗПР #

ЗАКЛЮЧЕНИЕ #

СПИСОК&nbspЛИТЕРАТУРЫ: #

  

Введение:

 

Состояние&nbspмоторных&nbspфункций&nbspдетей&nbspс&nbspзадержкой&nbspпсихического&nbspразвития&nbspявляется&nbspодним&nbspиз&nbspзначимых&nbspпоказателей&nbspих&nbspфизического&nbspи&nbspпсихического&nbspразвития.&nbspВместе&nbspс&nbspтем&nbspполноценное&nbspразвитие&nbspобщей&nbspмоторики&nbspи&nbspмелкой&nbspмоторики&nbspкистей&nbspи&nbspпальцев&nbspрук&nbspявляется&nbspнеобходимым&nbspусловием&nbspподготовки&nbspдошкольников&nbspк&nbspобучению&nbspписьму.&nbspВопросы&nbspразвития&nbspдвижений&nbspу&nbspдетей,&nbspимеющих&nbspразличные&nbspнарушения,&nbspактивно&nbspобсуждаются&nbspв&nbspнаучных&nbspи&nbspнаучно-методических&nbspработах&nbspпо&nbspфизиологии,&nbspпсихофизиологии,&nbspлогопедии,&nbspспециальной&nbspпсихологии,&nbspнейропсихологии.&nbsp

В&nbspраннем&nbspи&nbspмладшем&nbspдошкольном&nbspвозрасте&nbspинтенсивно&nbspразвиваются&nbspструктуры&nbspи&nbspфункции&nbspголовного&nbspмозга&nbspребенка,&nbspчто&nbspрасширяет&nbspего&nbspвозможности&nbspв&nbspпознании&nbspокружающего&nbspмира.&nbspВсестороннее&nbspпредставление&nbspоб&nbspокружающем&nbspпредметном&nbspмире&nbspу&nbspчеловека&nbspне&nbspможет&nbspсложиться&nbspбез&nbspтактильно&nbsp-&nbspдвигательного&nbspвосприятия,&nbspтак&nbspкак&nbspоно&nbspлежит&nbspв&nbspоснове&nbspчувственного&nbspпознания.&nbspИменно&nbspс&nbspпомощью&nbspтактильно-двигательного&nbspвосприятия&nbspскладываются&nbspпервые&nbspвпечатления&nbspо&nbspформе,&nbspвеличине&nbspпредметов,&nbspих&nbspрасположении&nbspв&nbspпространстве.&nbspУровень&nbspразвития&nbspмоторных&nbspфункций&nbsp-&nbspодин&nbspиз&nbspпоказателей&nbspготовности&nbspребенка&nbspк&nbspшколе.&nbsp

Таким&nbspобразом,&nbspвышеуказанными&nbspположениями&nbspопределяется&nbspактуальность&nbspи&nbspзначимость&nbspнастоящего&nbspисследования.

Работу&nbspпо&nbspразвитию&nbspмоторики&nbspследует&nbspначинать&nbspдо&nbspпоступления&nbspв&nbspшколу,&nbspто&nbspесть&nbspв&nbspдошкольном&nbspдетстве.&nbspФизические&nbspупражнения&nbspулучшают&nbspпамять,&nbspумственные&nbspспособности&nbspребенка,&nbspустраняют&nbspего&nbspэмоциональное&nbspнапряжение,&nbspразвивают&nbspкоординацию&nbspдвижений,&nbspсилу&nbspи&nbspловкость&nbspрук.&nbspВсе&nbspдвижения&nbspорганизма&nbspи&nbspречевая&nbspмоторика&nbspимеют&nbspединые&nbspмеханизмы,&nbspпоэтому&nbspразвитие&nbspмоторных&nbspнавыков&nbspблаготворно&nbspсказывается&nbspна&nbspразвитии&nbspречи&nbspребенка.&nbsp

Краткий&nbspобзор&nbspлитературы:&nbspисследования&nbspотечественных&nbspфизиологов&nbspподтверждают&nbspсвязь&nbspразвития&nbspрук&nbspс&nbspразвитием&nbspмозга.&nbspУчёными&nbspТ.Н.Андриевской,&nbspЛ.В.&nbspАнтаковой-Фоминой,&nbspГ.В.&nbspБеззубцевой,&nbspМ.М.Кольцовой&nbspи&nbspдругими&nbspбыло&nbspпоказано,&nbspчто&nbspсистематическая&nbspцеленаправленная&nbspработа&nbspпо&nbspразвитию&nbspмелкой&nbspмоторики&nbspпомогает&nbspпреодолеть&nbspразличные&nbspнедостатки&nbspи&nbspотклонения&nbspв&nbspпсихофизической&nbspсфере&nbspребёнка.&nbspРазвитие&nbspдвижений&nbspпальцев&nbspрук&nbspтесно&nbspсвязано&nbspс&nbspречевой&nbspфункцией.&nbsp

Дошкольникам&nbspс&nbspЗПР&nbspсвойственны&nbspособенности&nbspразвития&nbspмоторных&nbspфункций:&nbspнедостаточность&nbspстатической&nbspи&nbspдинамической&nbspкоординации&nbspкрупных&nbspи&nbspмелких&nbspдвижений,&nbspнизкий&nbspуровень&nbspсформированности&nbspсложных&nbspпараметров&nbspдвижения,&nbspтаких&nbspкак&nbspпраксис&nbspпозы,&nbspтемпоральные&nbspи&nbspритмические&nbspего&nbspсоставляющие.&nbspУказанные&nbspпроявления&nbspнеполноценного&nbspразвития&nbspдвижений&nbspдошкольников&nbspрассматриваемой&nbspкатегории&nbspявляются&nbspзначимым&nbspбарьером&nbspна&nbspпути&nbspк&nbspовладению&nbspими&nbspписьмом.&nbsp

Цель&nbspисследования&nbsp–&nbspопределение&nbspособенностей&nbspразвития&nbspмоторных&nbspфункций&nbspу&nbspдошкольников&nbspс&nbspЗПР.&nbsp

Объект&nbspисследования&nbsp-&nbspмоторные&nbspфункции&nbspдетей&nbspс&nbspЗПР.&nbspПредмет&nbspисследования&nbsp-&nbspпроцесс&nbspформирования&nbspмоторных&nbspфункций&nbspдетей&nbspдошкольного&nbspвозраста&nbspс&nbspЗПР.&nbsp

Задачи&nbspисследования:&nbsp

1.&nbspОсуществить&nbspанализ&nbspпроблемы&nbspизучения&nbspмоторных&nbspфункций.

2.&nbspОпределить&nbspвозрастные&nbspособенности&nbspразвития&nbspмоторных&nbspфункций&nbspу&nbspдетей.

3.&nbspОхарактеризовать&nbspсоциально-психологические&nbspособенности&nbspдошкольников&nbspс&nbspзадержкой&nbspпсихического&nbspразвития.

4.&nbspОпределить&nbspособенности&nbspмоторных&nbspфункций&nbspдошкольников&nbspс&nbspЗПР.

Основные&nbspметоды&nbspтеоретического&nbspанализа&nbspрассматриваемой&nbspпроблематики&nbspвключают&nbspв&nbspсебя&nbspследующие&nbspнаправления:

Основные&nbspпостулаты&nbspкультурно-исторической&nbspконцепции&nbspЛ.С.&nbspВыготского;

Идеи&nbspоб&nbspактивности&nbspи&nbspединстве&nbspсознания&nbspи&nbspдеятельности,&nbspсформулированные&nbspв&nbspконцепции&nbspотечественных&nbspисследователей&nbspА.Н.&nbspЛеонтьева&nbspи&nbspС.Л.&nbspРубинштейна;

Основы&nbspсистемного&nbspстроения&nbspчеловеческой&nbspпсихики&nbsp(Л.С.&nbspВыготский,&nbspА.Н.&nbspЛеонтьев,&nbspВ.П.&nbspЗинченко)&nbspи&nbspразвития&nbspсистемы&nbspумственных&nbspдействий&nbspП.Я.&nbspГальперина;

Идеи&nbspи&nbspпринципы&nbspо&nbspспецифических&nbspчертах&nbspпсихического&nbspи&nbspумственного&nbspразвития&nbspи&nbspобучения&nbspдетей&nbspс&nbspзадержкой&nbspпсихического&nbspразвития&nbsp(В.&nbspИ.&nbspЛубовский&nbspи&nbspдр.);

Объем&nbspи&nbspструктура&nbspработы:&nbspработа&nbspвключает&nbsp41&nbspстраницу,&nbspсостоит&nbspиз&nbspвведения,&nbspтеоретической&nbspглавы,&nbspзаключения&nbspи&nbspсписка&nbspлитературы&nbspиз&nbsp33&nbspисточников.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Проблема&nbspразвития&nbspмоторных&nbspфункций&nbspу&nbspдетей&nbspс&nbspзадержкой&nbspпсихического&nbspразвития&nbspпредставляется&nbspна&nbspсегодняшний&nbspдень&nbspдовольно&nbspактуальной&nbspи&nbspпрактически&nbspзначимой&nbspпроблемой,&nbspтак&nbspкак&nbspна&nbspпрактике&nbspявляется&nbspдля&nbspбольшинства&nbspпедагогов&nbspи&nbspпсихологов&nbspдовольно&nbspсложным&nbspразделом&nbspв&nbspих&nbspработе,&nbspкоторый&nbspтребует&nbspбольшой&nbspнастойчивости,&nbspчеткой&nbspструктуры&nbspи&nbspцелостной&nbspпоследовательности&nbspв&nbspработе&nbspс&nbspданной&nbspкатегорией&nbspдошкольников.&nbsp

В&nbspнастоящее&nbspвремя&nbspпросто&nbspневозможно&nbspпереоценить&nbspформирование&nbspи&nbspразвитие&nbspмоторных&nbspфункций&nbspи&nbspнавыков&nbspу&nbspдетей,&nbspв&nbspтом&nbspчисле&nbspи&nbspдетей&nbspс&nbspзадержкой&nbspпсихического&nbspразвития.&nbspЭто&nbspзначительный&nbspфактор&nbspинтеллектуального&nbspформирования&nbspи&nbspцелостного&nbspразвития&nbspребенка,&nbspего&nbspпознавательных&nbspи&nbspтворческих&nbspспособностей.&nbspПри&nbspэтом&nbspразвитие&nbspмоторных&nbspспособностей&nbspребенка&nbspс&nbspзадержкой&nbspпсихического&nbspразвития&nbspв&nbspсущественно&nbspбольшей&nbspстепени&nbspзависит&nbspот&nbspсистемного&nbspкачества&nbspпсихолого-педагогических&nbspусловий,&nbspв&nbspкоторых&nbspон&nbspобучается,&nbspнежели&nbspразвитие&nbspего&nbspнормально&nbspразвивающихся&nbspсверстников&nbsp-&nbspэто&nbspбыло&nbspотмечено&nbspеще&nbspтакими&nbspисследователями-практиками&nbspкак&nbspМ.С.&nbspПевзнер,&nbspТ.А.&nbspВласова,&nbspК.С.&nbspЛебединская.&nbsp

Также&nbspэто&nbspсвязано&nbspс&nbspтем,&nbspчто&nbspкоррекционное&nbspвоздействие&nbspна&nbspребенка&nbspс&nbspпроблемами&nbspв&nbspразвитии&nbspпредполагает&nbspцеленаправленное&nbspи&nbspсистематическое&nbspразвитие&nbspпсихологических&nbspмеханизмов&nbspдеятельности:&nbspпотребностно-мотивационного,&nbspсодержательного,&nbspоперационного&nbspи&nbspрезультативного&nbspкомпонентов.&nbspВ&nbspданной&nbspсвязи&nbspмногочисленные&nbspисследования&nbspподтверждают&nbspидею&nbspо&nbspтом,&nbspчто&nbspребенок&nbspс&nbspзадержкой&nbspпсихического&nbspразвития&nbspвполне&nbspспособен&nbspовладеть&nbspмоторными&nbspнавыками&nbspпри&nbspналичии&nbspадекватной&nbspи&nbspсвоевременной&nbspкоррекционно-развивающей&nbspпомощи,&nbspа&nbspтакже&nbspсистемной&nbspцеленаправленной&nbspработе&nbspс&nbspним.

Детский&nbspвозраст,&nbspа&nbspв&nbspособенности,&nbspдошкольный,&nbspочень&nbspважен&nbspдля&nbspвключения&nbspребенка&nbspс&nbspзадержкой&nbspпсихического&nbspразвития&nbspв&nbspмир&nbspобщественных&nbspотношений,&nbspдля&nbspпроцесса&nbspего&nbspсоциализации,&nbspкоторый,&nbspпо&nbspмнению&nbspЛ.С.&nbspВыготского,&nbspопределяется&nbspкак&nbspврастание&nbspв&nbspчеловеческую&nbspкультуру.&nbspИ&nbspв&nbspданном&nbspаспекте&nbspразвитие&nbspи&nbspсовершенствование&nbspмоторных&nbspфункций&nbspтаких&nbspдетей&nbspимеет&nbspсущественное&nbspзначение.

Таким&nbspобразом,&nbspв&nbspпроцессе&nbspразвития&nbspмоторных&nbspфункций&nbspи&nbspнавыков&nbspразвитие&nbspкомпетентности&nbspподрастающего&nbspребенка&nbspс&nbspзадержкой&nbspпсихического&nbspразвития&nbspпредставляет&nbspсобой&nbspдовольно&nbspважный&nbspи&nbspнеобходимый&nbspэтап&nbspсоциализации&nbspв&nbspпроцессе&nbspосвоения&nbspопыта&nbspобщественной&nbspжизни&nbspи&nbspразличных&nbspотношений&nbspв&nbspсоциуме.&nbspПри&nbspэтом&nbspсоциальный&nbspопыт&nbspусваивается&nbspребенком&nbspв&nbspобщении&nbspи&nbspего&nbspхарактер&nbspзависит&nbspот&nbspмногообразия&nbspсоциальных&nbspотношений,&nbspкоторые&nbspему&nbspпоказываются&nbspего&nbspближайшим&nbspокружением.&nbsp

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА&nbsp1.&nbspТЕОРЕТИЧЕСКИЕ&nbspАСПЕКТЫ&nbspОСОБЕННОСТЕЙ&nbspМОТОРНЫХ&nbspФУНКЦИЙ&nbspУ&nbspДОШКОЛЬНИКОВ&nbspС&nbspЗАДЕРЖКОЙ&nbspПСИХИЧЕСКОГО&nbspРАЗВИТИЯ

1.1&nbspАнализ&nbspпроблемы&nbspизучения&nbspмоторных&nbspфункций

Проблема&nbspформирования&nbspи&nbspразвития&nbspдвижения&nbspинтересует&nbspученых,&nbspфизиологов,&nbspпсихофизиологов&nbspи&nbspврачей&nbspуже&nbspпродолжительный&nbspпериод&nbspвремени.&nbspДвигательные&nbspфункции&nbspчеловека&nbspразвиваются&nbspпод&nbspвоздействием&nbspкак&nbspбиологических&nbspзаконов,&nbspтак&nbspи&nbspпод&nbspвоздействием&nbspвоспитательно-педагогического&nbspпроцесса.&nbspВ&nbspзависимости&nbspот&nbspвозраста&nbspребенка&nbspи&nbspего&nbspбиологических&nbspхарактеристик&nbspпедагоги&nbspразвивают&nbspи&nbspсовершенствуют&nbspмоторную&nbspсферу&nbspребенка.&nbspНо&nbspследует&nbspзаметить,&nbspчто&nbspдо&nbspтого,&nbspкак&nbspребенок&nbspпопадает&nbspпод&nbspвоспитательное&nbspвлияние&nbspпедагогов,&nbspсущественную&nbspроль&nbspдля&nbspформирования&nbspего&nbspдвигательных&nbspфункций&nbspимеет&nbspего&nbspближайшее&nbspокружение&nbspи&nbspта&nbspсреда,&nbspв&nbspкоторой&nbspон&nbspрастет&nbspи&nbspразвивается.

Как&nbspобращают&nbspвнимание&nbspЕ.М.&nbspМастюкова&nbspи&nbspН.С.&nbspЖуков,&nbspпсихомоторное&nbspразвитие&nbspребенка&nbspв&nbspпервые&nbspгоды&nbspжизни&nbspво&nbspмногом&nbspзависит&nbspот&nbspего&nbspнаследственности,&nbspобщего&nbspсостояния&nbspздоровья&nbspорганизма,&nbspвнешней&nbspсреды,&nbspпола&nbspребенка.&nbspПомимо&nbspэтих&nbspфакторов,&nbspследует&nbspобращать&nbspвнимание&nbspна&nbspто,&nbspчто&nbspразвитие&nbspи&nbspформирование&nbspдвигательных&nbspфункций&nbspу&nbspребенка&nbspосуествляется&nbspнеравномерно&nbspи&nbspтребует&nbspв&nbspсвязи&nbspс&nbspэтим&nbspопределенного&nbspдинамического&nbspнаблюдения&nbsp[24,&nbspс.&nbsp17].

Двигательный&nbspанализатор&nbspпредставляет&nbspсобой&nbspсложную&nbspнейрофизиологическую&nbspсистему.&nbspЭта&nbspсистема&nbspобеспечивает&nbspвсю&nbspдвигательную&nbspсферу&nbspчеловека&nbspна&nbspсистемном&nbspуровне,&nbspформируется&nbspдинамично&nbspи&nbspдостигает&nbspв&nbspсобственном&nbspразвитии&nbspвысокого&nbspуровня,&nbspчто&nbspдает&nbspвозможность&nbspсовершать&nbspмногочисленные&nbspтонкие&nbspи&nbspточные&nbspдвижения.&nbspЗдесь&nbspможно&nbspпривести&nbspтакой&nbspпример&nbspкак&nbspписьмо,&nbspигра&nbspна&nbspмузыкальном&nbspинструменте,&nbspрисование,&nbspзанятия&nbspопределенными&nbspвидами&nbspспорта&nbspи&nbspт.п.,&nbspкоторые&nbspтребуют&nbspс&nbspодной&nbspстороны&nbspдифференциальную&nbspдеятельность&nbspмышц,&nbspа&nbspс&nbspдругой&nbsp-&nbspнаоборот&nbspслаженной&nbspработы.

Развитие&nbspдвигательных&nbspфункций&nbspимеет&nbspважнейшее&nbspзначение&nbspдля&nbspвзаимодействия&nbspи&nbspвзаимосвязи&nbspразличных&nbspфункциональных&nbspсистем,&nbspкоторые&nbspпредставляют&nbspсобой&nbspоснову&nbspнервнопсихической&nbspдеятельности.&nbspВ&nbspисследованиях&nbspВ.М.&nbspБехтерева,&nbspН.А&nbspБернштейна,&nbspИ.П.&nbspПавлова,&nbspИ.М.&nbspСеченова&nbspсформированы&nbspсовременные&nbspпредставления&nbspразвития&nbspдвижений&nbspчеловека&nbspв&nbspобщем&nbsp[27,&nbspс.&nbsp17].

Существенную&nbspроль&nbspв&nbspобъяснении&nbspприроды&nbspпроизвольных&nbspдвижений&nbspсыграло&nbspучение&nbspоб&nbspусловных&nbspрефлексах&nbspИ.М.&nbspСеченова&nbspи&nbspИ.П.&nbspПавлова.&nbspСогласно&nbspданной&nbspтеории,&nbspв&nbspмоторной&nbspсфере&nbspзадействованы&nbspкак&nbspчувствительные,&nbspтак&nbspи&nbspдвигательные&nbspимпульсы,&nbspа&nbspв&nbspголовном&nbspмозге&nbspосуществляется&nbspанализ&nbspпроприоцептивных&nbspимпульсов,&nbspобратив&nbspвнимание&nbspна&nbspто,&nbspчто&nbspтак&nbspназываемое&nbsp«мышечное&nbspчувство»&nbspвполне&nbspможет&nbspусиливать&nbspощущения&nbspи&nbspобъединять&nbspих&nbsp[11,&nbspс.&nbsp15].&nbsp

Отечественный&nbspисследователь&nbspП.К.&nbspАнохин&nbspв&nbsp1978&nbspгоду&nbspразработал&nbspпонятие&nbsp«рефлекторного&nbspкольца»,&nbspкоторое&nbspнесло&nbspпринципиальное&nbspотличие&nbspот&nbspрефлекторной&nbspдуги.&nbspДанное&nbspотличие&nbspсостояло&nbspв&nbspналичие&nbspобратной&nbspафферентации,&nbspт.е.&nbspобратной&nbspсвязи&nbspмежду&nbspэффектором&nbspи&nbspнервным&nbspцентром&nbsp[25,&nbspс.&nbsp5].

Не&nbspподлежит&nbspсомнению&nbspтот&nbspфакт,&nbspчто&nbspполное&nbspпредставление&nbspоб&nbspокружающей&nbspдействительности&nbspне&nbspможет&nbspбыть&nbspполноценно&nbspсложенным&nbspбез&nbspтактильно-двигательного&nbspвосприятия,&nbspт.е.&nbspчувственного,&nbspкоторое&nbspи&nbspдает&nbspвозможность&nbspизначально&nbspвоспринять&nbspформу&nbspпредмета,&nbspобъем,&nbspразмер,&nbspрасположение&nbspэтого&nbspпредмета&nbspсреди&nbspдругих,&nbspцвет&nbspи&nbspмногое&nbspдругое.&nbsp

В&nbspэтой&nbspсвязи&nbspИ.М.&nbspСеченов&nbspвысказал&nbspизвестную&nbspмысль&nbspо&nbspтом,&nbspчто&nbspрука&nbsp«учит»&nbspглаз,&nbspпо&nbspпричине&nbspтого,&nbspчто&nbspчеловеческий&nbspзрительный&nbspанализатор&nbspпредоставляет&nbspвозможность&nbspдифференцировать&nbspопределенные&nbspпредметы&nbspне&nbspсразу,&nbspнам&nbspпомогает&nbspоценить&nbspокружающий&nbspнас&nbspмир&nbspтактильно&nbsp–&nbspдвигательные&nbspрефлексы.&nbspВ&nbspкачестве&nbspпримера&nbspможно&nbspпривести&nbspпервый&nbspхватательный&nbspрефлекс&nbspребенка,&nbspкоторый&nbspпозволяет&nbspему&nbspопределить&nbspвсе&nbspвышеперечисленные&nbspсвойства&nbspпредмета.&nbsp

Учение&nbspИ.П.&nbspПавлова&nbspо&nbspдвигательном&nbspанализаторе,&nbspо&nbspвзаимоотношениях&nbspкоры&nbspи&nbspподкорковых&nbspструктурах&nbspнаходятся&nbspв&nbspоснове&nbspконцепции&nbspо&nbspфункциональной&nbspлокализации&nbspв&nbspцентральной&nbspнервной&nbspсистеме.&nbspЛюбая&nbspфункция&nbspголовного&nbspмозга&nbspявляется&nbspсовместной&nbspработой&nbspразных&nbspотделов&nbspцентральной&nbspнервной&nbspсистемы.&nbspРегуляция&nbspдвижений,&nbspкоторые&nbspделает&nbspчеловек,&nbspопределяется&nbspзвеньями&nbspсложнейшей&nbspфункциональной&nbspсистемы&nbsp[28,&nbspс.&nbsp11].

А.Р.&nbspЛурия&nbspпоказал&nbspважную&nbspроль&nbspотдельных&nbspобластей&nbspмозговой&nbspкоры&nbspв&nbspпроведении&nbspдействий&nbspдвигательных&nbspактов.&nbspТеменно-затылочные&nbspобласти&nbspзаведуют&nbspпространственной&nbspориентацией;&nbspпостцентральные,&nbspчувствительные&nbspзоны&nbspстимулируют&nbspкожно-кинестетическую&nbspи&nbspпроприоцептивную&nbspафферентацию&nbspдвигательного&nbspдействия,&nbspа&nbspтакже&nbspадресацию&nbspдвигательных&nbspимпульсов&nbspк&nbspмышечной&nbspпериферии&nbsp[20,&nbspс.&nbsp33].&nbsp

Премоторные&nbspотделы&nbspдетерминируют&nbspвременную&nbspсерийную&nbspорганизацию&nbspдвижений.&nbspА&nbspотделы&nbspголовного&nbspмозга,&nbspкоторые&nbspсозревают&nbspпозже&nbspвсего,&nbspт.е.&nbspлобные&nbspотделы,&nbspнесут&nbspответственность&nbspза&nbspпсихорегуляторную&nbspфункцию&nbspдвигательного&nbspакта&nbsp[32,&nbspс.&nbsp116].

Исследования&nbspученого&nbspН.А.&nbspБерштейна&nbspобнаружили,&nbspчто&nbspдвижения&nbspопределяются&nbspдвигательной&nbspзадачей,&nbspкоторая&nbspскладывается&nbspна&nbspразных&nbspуровнях&nbspрегуляции.&nbspДвижения,&nbspкоторые&nbspчеловек&nbspвыполняет,&nbspразличны&nbspпо&nbspуровню&nbspпроизвольности,&nbspпо&nbspсиле&nbspи&nbspстепени&nbspуправления&nbspвсеми&nbspдвижениями&nbspтоже&nbspразлична.&nbspДанный&nbspисследователь&nbspпредложил&nbspтеорию&nbspуровневой&nbspорганизации&nbspдвижений,&nbspкоторая&nbspна&nbspпрактике&nbspдает&nbspвозможность&nbspструктурировать&nbspдвигательный&nbspакт&nbspна&nbspчасти&nbspи&nbspопределить&nbspсостояние&nbspцеребральных&nbspуровней,&nbspа&nbspтакже&nbspих&nbspнепосредственное&nbspзначение&nbspв&nbspрегуляции&nbspдвижений.&nbspСледует&nbspотметить,&nbspчто&nbspпрактически&nbspлюбое&nbspдействие,&nbspкоторое&nbspчеловек&nbspсовершает,&nbspимеет&nbspдва&nbspкомпонента,&nbspкоторые&nbspимеют&nbspотношение&nbspк&nbspразным&nbspвидам&nbspдеятельности&nbsp[29,&nbspс.&nbsp62]:

1)&nbspумственная&nbspдеятельность;

2)&nbspфизическая&nbspдеятельность.

Формирование&nbspи&nbspразвитие&nbspумственной&nbspи&nbspдвигательной&nbspсферы&nbspскладывается&nbspв&nbspразличные&nbspвозрастные&nbspэтапы&nbspчеловека&nbspс&nbspразличными&nbspхарактеристиками,&nbspно&nbspпрохождение&nbspпоследовательности&nbspданных&nbspэтапов&nbspформирования&nbspдля&nbspвсех&nbspлюдей&nbspодинаково.&nbspИначе&nbspговоря,&nbspкаждый&nbspчеловек&nbspв&nbspсвоем&nbspотногенезе&nbspпроходит&nbspи&nbspповторяет&nbspфилогенез.

Развитие&nbspнормально&nbspразвивающегося&nbspребенка&nbspв&nbspпсихомоторной&nbspсфере&nbspосуществляется&nbspв&nbspнесколько&nbspэтапов.&nbspДанное&nbspразвитие&nbspначинается&nbspс&nbspнепроизвольных&nbspманипуляций&nbspс&nbspокружающими&nbspпредметами&nbspи&nbspпродолжается&nbspдо&nbspтого&nbspпериода,&nbspкогда&nbspдеятельность&nbspуже&nbspприобретает&nbspпроизвольный,&nbspосознанный&nbspхарактер,&nbspт.е.&nbspдеятельность&nbspребенка&nbspстановиться&nbspцеленаправленной,&nbspпланируемой&nbspи&nbspболее&nbspчеткой.

Само&nbspразвитие&nbspдвижений&nbspв&nbspотногенезе&nbspдетерминируется&nbspанатомически,&nbspа&nbspкроме&nbspэтого,&nbspважное&nbspзначение&nbspимеет&nbspфункциональное&nbspдозревание&nbspнервных&nbspволокон&nbspи&nbspсовершенствование&nbspкоординационной&nbspдеятельности&nbspвсех&nbspсистем&nbspчеловеческого&nbspорганизма.&nbspПри&nbspэтом&nbspанатомическое&nbspдозревание&nbspцентрально-нервных&nbspсубстратов&nbsp(т.е.&nbspпирамидной&nbspмоторной&nbspсистемы&nbspи&nbspнастроенных&nbspнад&nbspней&nbspфронтальных&nbspсистем&nbspполушарий)&nbspзавершается&nbspпримерно&nbspк&nbsp2-2,5&nbspгодам&nbsp[22,&nbspс.&nbsp16].

Отечественный&nbspисследователь&nbspБернштейн&nbspН.А.&nbspтак&nbspже&nbspв&nbspсвоих&nbspисследования&nbspобнаруживает&nbspтот&nbspфакт,&nbspчто&nbspестественный&nbspонтогенез&nbspмоторики&nbspформируется&nbspиз&nbspдвух&nbspрезко&nbspразновременных&nbspфаз.&nbspПервой&nbspфазой&nbspпредставляется&nbspанатомическое&nbspдозревание&nbspцентрально-нервных&nbspсубстратов,&nbspкоторое&nbspзавершается&nbspк&nbsp2-2,5&nbspгодам&nbsp[16,&nbspс.&nbsp7].&nbsp

Вторая&nbspфаза,&nbspкоторая&nbspможет&nbspпереходить&nbspпорой&nbspдалеко&nbspза&nbspграницы&nbspвозраста&nbspполового&nbspсозревания,&nbsp-&nbspэто&nbspфаза&nbspфункционального&nbspдозревания&nbspи&nbspсовершенствования&nbspдеятельности&nbspкоординационных&nbspуровней.&nbspВ&nbspданной&nbspфазе&nbspразвитие&nbspмоторики&nbspне&nbspвсегда&nbspидет&nbspпрямым&nbspпутем&nbspпрогрессивно:&nbspтак,&nbspв&nbspопределенные&nbspмоменты&nbspи&nbspпо&nbspотношению&nbspк&nbspнекоторым&nbspклассам&nbspдвижений&nbsp(т.е.&nbspуровням)&nbspмогут&nbspобнаруживаться&nbspвременные&nbspостановки&nbspи&nbspпорой&nbspдаже&nbspрегрессы,&nbspкоторые&nbspсоздают&nbspсложные&nbspколебания&nbspпропорций&nbspи&nbspравновесия&nbspмежду&nbspкоординационными&nbspуровнями&nbsp[12,&nbspс.&nbsp66].

В&nbspисследованиях&nbspЕ.М.&nbspМастюковой&nbspвыделяются&nbspосновные&nbspзаконы&nbspразвития&nbspдвижения&nbsp[21,&nbspс.&nbsp188]:

1.&nbspЗакон&nbspпоследовательной&nbspдифференциации. 

Этот&nbspзакон&nbspвыражается&nbspв&nbspтом,&nbspв&nbspпроцессе&nbspсенсомоторного&nbspразвития&nbspформируется&nbspи&nbspреализуется&nbspпрактическая&nbspвозможность&nbspдифференциации&nbspи&nbspизоляции&nbspотдельных&nbspдвижений.&nbspТак,&nbspнапример,&nbspстановление&nbspфункции&nbspудержания&nbspпредмета&nbspи&nbspхватания&nbspего&nbspпальцами&nbspбез&nbspучастия&nbspруки&nbspразвивается&nbspпостепенно.

2.&nbspЗакон&nbspпреемственности&nbspфункций.

Согласно&nbspэтого&nbspзакона,&nbspстановление&nbspдвигательных&nbspнавыков&nbspи&nbspдействий&nbspосуществляется&nbspпланомерно&nbspи&nbspпо&nbspэтапам,&nbspпри&nbspпомощи&nbspмеханизма&nbspпреемственности.&nbspДля&nbspтого&nbspчтобы&nbspнаучиться&nbspкакой-либо&nbspфункции,&nbspчеловеческий&nbspорганизм&nbspдолжен&nbspперейти&nbspнесколько&nbspподготовительных&nbspэтапов,&nbspво&nbspвремя&nbspкоторых&nbspидет&nbspзакладка&nbspфундамента&nbspс&nbspцелью&nbspтого,&nbspчтобы&nbspсформировалась&nbspопределенная&nbspмоторная&nbspфункция.&nbspТак,&nbspнапример,&nbspсначала&nbspребенок&nbspв&nbspсвоем&nbspразвитии&nbspучиться&nbspпереворачиваться,&nbspзатем&nbspсидеть,&nbspи&nbspлишь&nbspпосле&nbspданных&nbspэтапов&nbspон&nbspможет&nbspуже&nbspначать&nbspходить.

3.&nbspЗакон&nbspперекрытия&nbspстадий. 

Закон&nbspперекрытия&nbspстадий&nbspопределяет,&nbspчто&nbspпоследовательные&nbspстадии&nbspв&nbspразвитии&nbspдвигательных&nbspфункций&nbspопределенным&nbspобразом&nbspперекрывают&nbspдруг&nbspдруга.&nbspПри&nbspвыполнении&nbspопределенных&nbspдвигательных&nbspактов&nbspчеловек&nbspодновременно&nbspосваивает&nbspи&nbspдругие&nbspдвижения.

4.&nbspПроксимо-дистальный&nbspзакон. 

Данный&nbspзакон&nbspвыражает&nbspследующее&nbspположение:&nbspформирование&nbspдвигательных&nbspфункций&nbspсовершенствуются&nbspот&nbspпроксимального&nbspнаправления&nbspк&nbspдистальному.&nbspДвижения&nbspчастей&nbspтела,&nbspкоторые&nbspнаходятся&nbspближе&nbspк&nbspсредней&nbspлинии&nbspтела&nbspразвиваются&nbspраньше,&nbspчем&nbspте,&nbspкоторые&nbspрасположены&nbspдальше&nbspот&nbspданной&nbspлинии.&nbspТак,&nbspнапример,&nbspчеловек&nbspначинает&nbspконтролировать&nbspсобственные&nbspдвижения&nbspплеч&nbspраньше,&nbspчем&nbspдвижения&nbspсвоих&nbspпальцев.

5.&nbspЦефало-каудальный&nbspзакон.&nbsp

В&nbspсоответствии&nbspс&nbspэтим&nbspзаконом,&nbspразвитие&nbspдвижений&nbspберет&nbspсвое&nbspначало&nbspот&nbspголовы&nbspк&nbspверхним&nbspконечностям&nbspи&nbspлишь&nbspпотом&nbsp-&nbspк&nbspнижним.&nbspК&nbspданному&nbspпринципу&nbspможно&nbspотнести&nbspи&nbspвсю&nbspцелостную&nbspкоординацию&nbspдвижений.&nbspТак,&nbspвначале&nbspмаленький&nbspребенок&nbspудерживает&nbspположение&nbspголовы,&nbspи&nbspлишь&nbspв&nbspдальнейшем&nbspучится&nbspполностью&nbspконтролировать&nbspдвижения&nbspсвоих&nbspног.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы