Курсовая теория на тему Особенности моторных функций у дошкольников с задержкой психического развития
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОСОБЕННОСТЕЙ МОТОРНЫХ ФУНКЦИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 6
1.1 Анализ проблемы изучения моторных функций 6
1.2 Возрастные особенности развития 11
моторных функций у детей 11
1.3 Социально-психологические особенности дошкольников #
с задержкой психического развития #
1.4 Особенности моторных функций дошкольников с ЗПР #
ЗАКЛЮЧЕНИЕ #
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ: #
Введение:
Состояние моторных функций детей с задержкой психического развития является одним из значимых показателей их физического и психического развития. Вместе с тем полноценное развитие общей моторики и мелкой моторики кистей и пальцев рук является необходимым условием подготовки дошкольников к обучению письму. Вопросы развития движений у детей, имеющих различные нарушения, активно обсуждаются в научных и научно-методических работах по физиологии, психофизиологии, логопедии, специальной психологии, нейропсихологии. 
В раннем и младшем дошкольном возрасте интенсивно развиваются структуры и функции головного мозга ребенка, что расширяет его возможности в познании окружающего мира. Всестороннее представление об окружающем предметном мире у человека не может сложиться без тактильно - двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания. Именно с помощью тактильно-двигательного восприятия складываются первые впечатления о форме, величине предметов, их расположении в пространстве. Уровень развития моторных функций - один из показателей готовности ребенка к школе. 
Таким образом, вышеуказанными положениями определяется актуальность и значимость настоящего исследования.
Работу по развитию моторики следует начинать до поступления в школу, то есть в дошкольном детстве. Физические упражнения улучшают память, умственные способности ребенка, устраняют его эмоциональное напряжение, развивают координацию движений, силу и ловкость рук. Все движения организма и речевая моторика имеют единые механизмы, поэтому развитие моторных навыков благотворно сказывается на развитии речи ребенка. 
Краткий обзор литературы: исследования отечественных физиологов подтверждают связь развития рук с развитием мозга. Учёными Т.Н.Андриевской, Л.В. Антаковой-Фоминой, Г.В. Беззубцевой, М.М.Кольцовой и другими было показано, что систематическая целенаправленная работа по развитию мелкой моторики помогает преодолеть различные недостатки и отклонения в психофизической сфере ребёнка. Развитие движений пальцев рук тесно связано с речевой функцией. 
Дошкольникам с ЗПР свойственны особенности развития моторных функций: недостаточность статической и динамической координации крупных и мелких движений, низкий уровень сформированности сложных параметров движения, таких как праксис позы, темпоральные и ритмические его составляющие. Указанные проявления неполноценного развития движений дошкольников рассматриваемой категории являются значимым барьером на пути к овладению ими письмом. 
Цель исследования – определение особенностей развития моторных функций у дошкольников с ЗПР. 
Объект исследования - моторные функции детей с ЗПР. Предмет исследования - процесс формирования моторных функций детей дошкольного возраста с ЗПР. 
Задачи исследования: 
1. Осуществить анализ проблемы изучения моторных функций.
2. Определить возрастные особенности развития моторных функций у детей.
3. Охарактеризовать социально-психологические особенности дошкольников с задержкой психического развития.
4. Определить особенности моторных функций дошкольников с ЗПР.
Основные методы теоретического анализа рассматриваемой проблематики включают в себя следующие направления:
Основные постулаты культурно-исторической концепции Л.С. Выготского;
Идеи об активности и единстве сознания и деятельности, сформулированные в концепции отечественных исследователей А.Н. Леонтьева и С.Л. Рубинштейна;
Основы системного строения человеческой психики (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, В.П. Зинченко) и развития системы умственных действий П.Я. Гальперина;
Идеи и принципы о специфических чертах психического и умственного развития и обучения детей с задержкой психического развития (В. И. Лубовский и др.);
Объем и структура работы: работа включает 41 страницу, состоит из введения, теоретической главы, заключения и списка литературы из 33 источников.
Заключение:
Проблема развития моторных функций у детей с задержкой психического развития представляется на сегодняшний день довольно актуальной и практически значимой проблемой, так как на практике является для большинства педагогов и психологов довольно сложным разделом в их работе, который требует большой настойчивости, четкой структуры и целостной последовательности в работе с данной категорией дошкольников. 
В настоящее время просто невозможно переоценить формирование и развитие моторных функций и навыков у детей, в том числе и детей с задержкой психического развития. Это значительный фактор интеллектуального формирования и целостного развития ребенка, его познавательных и творческих способностей. При этом развитие моторных способностей ребенка с задержкой психического развития в существенно большей степени зависит от системного качества психолого-педагогических условий, в которых он обучается, нежели развитие его нормально развивающихся сверстников - это было отмечено еще такими исследователями-практиками как М.С. Певзнер, Т.А. Власова, К.С. Лебединская. 
Также это связано с тем, что коррекционное воздействие на ребенка с проблемами в развитии предполагает целенаправленное и систематическое развитие психологических механизмов деятельности: потребностно-мотивационного, содержательного, операционного и результативного компонентов. В данной связи многочисленные исследования подтверждают идею о том, что ребенок с задержкой психического развития вполне способен овладеть моторными навыками при наличии адекватной и своевременной коррекционно-развивающей помощи, а также системной целенаправленной работе с ним.
Детский возраст, а в особенности, дошкольный, очень важен для включения ребенка с задержкой психического развития в мир общественных отношений, для процесса его социализации, который, по мнению Л.С. Выготского, определяется как врастание в человеческую культуру. И в данном аспекте развитие и совершенствование моторных функций таких детей имеет существенное значение.
Таким образом, в процессе развития моторных функций и навыков развитие компетентности подрастающего ребенка с задержкой психического развития представляет собой довольно важный и необходимый этап социализации в процессе освоения опыта общественной жизни и различных отношений в социуме. При этом социальный опыт усваивается ребенком в общении и его характер зависит от многообразия социальных отношений, которые ему показываются его ближайшим окружением. 
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОСОБЕННОСТЕЙ МОТОРНЫХ ФУНКЦИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
1.1 Анализ проблемы изучения моторных функций
Проблема формирования и развития движения интересует ученых, физиологов, психофизиологов и врачей уже продолжительный период времени. Двигательные функции человека развиваются под воздействием как биологических законов, так и под воздействием воспитательно-педагогического процесса. В зависимости от возраста ребенка и его биологических характеристик педагоги развивают и совершенствуют моторную сферу ребенка. Но следует заметить, что до того, как ребенок попадает под воспитательное влияние педагогов, существенную роль для формирования его двигательных функций имеет его ближайшее окружение и та среда, в которой он растет и развивается.
Как обращают внимание Е.М. Мастюкова и Н.С. Жуков, психомоторное развитие ребенка в первые годы жизни во многом зависит от его наследственности, общего состояния здоровья организма, внешней среды, пола ребенка. Помимо этих факторов, следует обращать внимание на то, что развитие и формирование двигательных функций у ребенка осуествляется неравномерно и требует в связи с этим определенного динамического наблюдения [24, с. 17].
Двигательный анализатор представляет собой сложную нейрофизиологическую систему. Эта система обеспечивает всю двигательную сферу человека на системном уровне, формируется динамично и достигает в собственном развитии высокого уровня, что дает возможность совершать многочисленные тонкие и точные движения. Здесь можно привести такой пример как письмо, игра на музыкальном инструменте, рисование, занятия определенными видами спорта и т.п., которые требуют с одной стороны дифференциальную деятельность мышц, а с другой - наоборот слаженной работы.
Развитие двигательных функций имеет важнейшее значение для взаимодействия и взаимосвязи различных функциональных систем, которые представляют собой основу нервнопсихической деятельности. В исследованиях В.М. Бехтерева, Н.А Бернштейна, И.П. Павлова, И.М. Сеченова сформированы современные представления развития движений человека в общем [27, с. 17].
Существенную роль в объяснении природы произвольных движений сыграло учение об условных рефлексах И.М. Сеченова и И.П. Павлова. Согласно данной теории, в моторной сфере задействованы как чувствительные, так и двигательные импульсы, а в головном мозге осуществляется анализ проприоцептивных импульсов, обратив внимание на то, что так называемое «мышечное чувство» вполне может усиливать ощущения и объединять их [11, с. 15]. 
Отечественный исследователь П.К. Анохин в 1978 году разработал понятие «рефлекторного кольца», которое несло принципиальное отличие от рефлекторной дуги. Данное отличие состояло в наличие обратной афферентации, т.е. обратной связи между эффектором и нервным центром [25, с. 5].
Не подлежит сомнению тот факт, что полное представление об окружающей действительности не может быть полноценно сложенным без тактильно-двигательного восприятия, т.е. чувственного, которое и дает возможность изначально воспринять форму предмета, объем, размер, расположение этого предмета среди других, цвет и многое другое. 
В этой связи И.М. Сеченов высказал известную мысль о том, что рука «учит» глаз, по причине того, что человеческий зрительный анализатор предоставляет возможность дифференцировать определенные предметы не сразу, нам помогает оценить окружающий нас мир тактильно – двигательные рефлексы. В качестве примера можно привести первый хватательный рефлекс ребенка, который позволяет ему определить все вышеперечисленные свойства предмета. 
Учение И.П. Павлова о двигательном анализаторе, о взаимоотношениях коры и подкорковых структурах находятся в основе концепции о функциональной локализации в центральной нервной системе. Любая функция головного мозга является совместной работой разных отделов центральной нервной системы. Регуляция движений, которые делает человек, определяется звеньями сложнейшей функциональной системы [28, с. 11].
А.Р. Лурия показал важную роль отдельных областей мозговой коры в проведении действий двигательных актов. Теменно-затылочные области заведуют пространственной ориентацией; постцентральные, чувствительные зоны стимулируют кожно-кинестетическую и проприоцептивную афферентацию двигательного действия, а также адресацию двигательных импульсов к мышечной периферии [20, с. 33]. 
Премоторные отделы детерминируют временную серийную организацию движений. А отделы головного мозга, которые созревают позже всего, т.е. лобные отделы, несут ответственность за психорегуляторную функцию двигательного акта [32, с. 116].
Исследования ученого Н.А. Берштейна обнаружили, что движения определяются двигательной задачей, которая складывается на разных уровнях регуляции. Движения, которые человек выполняет, различны по уровню произвольности, по силе и степени управления всеми движениями тоже различна. Данный исследователь предложил теорию уровневой организации движений, которая на практике дает возможность структурировать двигательный акт на части и определить состояние церебральных уровней, а также их непосредственное значение в регуляции движений. Следует отметить, что практически любое действие, которое человек совершает, имеет два компонента, которые имеют отношение к разным видам деятельности [29, с. 62]:
1) умственная деятельность;
2) физическая деятельность.
Формирование и развитие умственной и двигательной сферы складывается в различные возрастные этапы человека с различными характеристиками, но прохождение последовательности данных этапов формирования для всех людей одинаково. Иначе говоря, каждый человек в своем отногенезе проходит и повторяет филогенез.
Развитие нормально развивающегося ребенка в психомоторной сфере осуществляется в несколько этапов. Данное развитие начинается с непроизвольных манипуляций с окружающими предметами и продолжается до того периода, когда деятельность уже приобретает произвольный, осознанный характер, т.е. деятельность ребенка становиться целенаправленной, планируемой и более четкой.
Само развитие движений в отногенезе детерминируется анатомически, а кроме этого, важное значение имеет функциональное дозревание нервных волокон и совершенствование координационной деятельности всех систем человеческого организма. При этом анатомическое дозревание центрально-нервных субстратов (т.е. пирамидной моторной системы и настроенных над ней фронтальных систем полушарий) завершается примерно к 2-2,5 годам [22, с. 16].
Отечественный исследователь Бернштейн Н.А. так же в своих исследования обнаруживает тот факт, что естественный онтогенез моторики формируется из двух резко разновременных фаз. Первой фазой представляется анатомическое дозревание центрально-нервных субстратов, которое завершается к 2-2,5 годам [16, с. 7]. 
Вторая фаза, которая может переходить порой далеко за границы возраста полового созревания, - это фаза функционального дозревания и совершенствования деятельности координационных уровней. В данной фазе развитие моторики не всегда идет прямым путем прогрессивно: так, в определенные моменты и по отношению к некоторым классам движений (т.е. уровням) могут обнаруживаться временные остановки и порой даже регрессы, которые создают сложные колебания пропорций и равновесия между координационными уровнями [12, с. 66].
В исследованиях Е.М. Мастюковой выделяются основные законы развития движения [21, с. 188]:
1. Закон последовательной дифференциации.
Этот закон выражается в том, в процессе сенсомоторного развития формируется и реализуется практическая возможность дифференциации и изоляции отдельных движений. Так, например, становление функции удержания предмета и хватания его пальцами без участия руки развивается постепенно.
2. Закон преемственности функций.
Согласно этого закона, становление двигательных навыков и действий осуществляется планомерно и по этапам, при помощи механизма преемственности. Для того чтобы научиться какой-либо функции, человеческий организм должен перейти несколько подготовительных этапов, во время которых идет закладка фундамента с целью того, чтобы сформировалась определенная моторная функция. Так, например, сначала ребенок в своем развитии учиться переворачиваться, затем сидеть, и лишь после данных этапов он может уже начать ходить.
3. Закон перекрытия стадий.
Закон перекрытия стадий определяет, что последовательные стадии в развитии двигательных функций определенным образом перекрывают друг друга. При выполнении определенных двигательных актов человек одновременно осваивает и другие движения.
4. Проксимо-дистальный закон.
Данный закон выражает следующее положение: формирование двигательных функций совершенствуются от проксимального направления к дистальному. Движения частей тела, которые находятся ближе к средней линии тела развиваются раньше, чем те, которые расположены дальше от данной линии. Так, например, человек начинает контролировать собственные движения плеч раньше, чем движения своих пальцев.
5. Цефало-каудальный закон. 
В соответствии с этим законом, развитие движений берет свое начало от головы к верхним конечностям и лишь потом - к нижним. К данному принципу можно отнести и всю целостную координацию движений. Так, вначале маленький ребенок удерживает положение головы, и лишь в дальнейшем учится полностью контролировать движения своих ног.