Курсовая теория на тему Особенности мировоззрения женщин с различным уровнем удовлетворенности браком
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ
МИРОВОЗЗРЕНИЯ ЖЕНЩИН С РАЗЛИЧНЫМ УРОВНЕМ УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ БРАКОМ.. 7
1.1. Удовлетворенность
браком и факторы, ее определяющие. 7
1.2. Мировоззрение
женщин как предмет психологического исследования…… 12
ГЛАВА II. ПРАКТИЧЕСКОЕ ОСМЫСЛЕНИЕ МИРОВОЗЗРЕНИЯ ЖЕНЩИН С
РАЗЛИЧНЫМ УРОВНЕМ УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ БРАКОМ.. 21
2.1. Особенности мировоззренческой позиции женщин. 21
2.2. Постановка проблемы и задач исследования. 24
ВЫВОДЫ.. 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 33
БИБЛИОГРАФИЯ.. 35
Введение:
Семья один из самых древних социальных институтов. Она
образовалась намного раньше религии, государства, армии, образования, рынка.
Институт семьи всегда находился и продолжает находиться в центре внимания различных
наук и дисциплин.
Представить полную картину происхождения брака и семьи
очень затруднительно. Ещё давным-давно философы, изучающие брак и семью, как и
современные учёные, придерживались различных точек зрения. Наука о браке и
семье как теоретическая форма изначально зародилась в античности. Её изучением
занимались философы. В их трудах были положены все представления, которые
получили распространение в дальнейшем. Первоначальными были представления о
патриархальной семье, такой, где главную роль играл мужчина.
На смену открытой родовой семье пришел тип семьи,
названный изолированной патриархальной, который существовал с начала 16 по 17
век. Появление такого типа семьи имело существенную значимость, поскольку
ознаменовало распространение отношений, ставших затем более или менее
всеобщими. Нуклеарная семья стала более обособленной и утратила свою связь с
другими родственниками и местной общиной [3, с. 271].
Изолированные патриархальные семьи были постепенно
вытеснены замкнутыми привязанными к дому нуклеарными семьями, для которых были
характерны тесные эмоциональные связи между их членами, высокий уровень
обособленности семьи и повышенное внимание к воспитанию детей. Этот тип
просуществовал до 20 века. Появление замкнутых привязанных к дому нуклеарных
семей отмечено ростом эмоционального индивидуализма, т.е. заключением брака на
основе личного выбора, который определяли нормы эмоциональной, романтической любви.
Чувственная любовь заняла должное место не только во внебрачных отношениях, но
и в браке.
Хочется отметить, что в первой половине 19 века кроме
семьи большее внимание ранних исследователей начинает привлекать род. Тогда
началась работа над этой проблемой вследствие чего появилась знаменитая триада:
семья — род — племя. Почти все учёные представляли род как совокупность
связанных общностью происхождения семей. [8, с. 9]
Среди круга отношений, связывающих родственников, прежде
всего выделяется семейное родство. Термин родство обозначает целостность
социальных отношений, которые основаны на некоторых факторах. Это могут быть
биологические связи, брак и правовые нормы, правила, которые касаются
попечительства или же усыновления и тому подобное. [9, с. 397]
Актуальность темы исследования. К началу 20 века
социальные институты все более совмещают с семьей и берут на себя функции
образования и воспитания защиты и охраны, функции благосостояния и передачи
социального статуса и т.д. Однако единого перечня основных функций семьи не
имеется, и разные авторы предлагают тот или иной набор функций и терминов, их
определяющих.
Противоречие. Несмотря на это исследователи едины
в том мнении, что функции дают представление об историческом характере
взаимодействия между семьей и обществом, а также тенденцию семейных изменений
на различного рода исторических этапах.
Проблема исследования. К концу же 20 столетия во
всех обществах было признанно, что семья представляет собой (или должна
представлять) изолированный для посторонних мир, в котором первостепенное
значение имеет эмоциональная и сексуальная близость между мужем и женой.
Степень разработанности темы исследования. Ранее
подобные темы поднимали такие исследователи, как А. Г. Харчева, Э. Берн, В.
Сатир, К, Витакер, А. Ю. Тавит, В. А. Сысенко, С. И. Голод, Дж. Медлинг, М.
МакКери, Е. Н. Спирева, А. Г. Лидерс, Е. В. Гроздова, Т. В. Андреева, А. В.
Толстова, Е. Б. Назарова, О. В. Бузина, Е. Н. Новосельцева, И. С. Адмиральская.
В нашем исследовании мы будем опираться на полученные ими данные.
Объект исследования: особенности личности в период
взрослости.
Предмет исследования: личностные особенности
супругов удовлетворенных брачными отношениями.
Цель работы: выделить и структурировать личностные
характеристики супругов с различным уровнем удовлетворѐнности браком.
Гипотеза исследования состоит в предположении, что
у супругов удовлетворенных брачными отношениями преобладают такие личностные
особенности как: эмоциональная устойчивость и уверенность в себе.
Достижение поставленной цели и выдвинутых гипотез
предполагает решение следующих задач:
1. Провести теоретический анализ научной психологической
литературы по проблеме особенностей личности в период взрослости.
2. На теоретическом уровне определить условия и факторы
удовлетворенности брачными отношениями у супругов.
3. На эмпирическому уровне определить степень
удовлетворенности брачными отношениями у супругов.
4. Выявить и описать достоверные различия в личностных
особенностях у супругов с разной степенью удовлетворенности брачными
отношениями. Теоретико-методологическая основа исследования: в данном
исследовании мы будем основываться на следующих положениях.
Методологические основы исследования. Понятие
брака А. Г. Харчева, определение понятия «удовлетворѐнность браком» С. И.
Голод, классификацию факторов удовлетворѐнностью браком А. Ю. Тавит, принципы
чертографического подхода (Г. Оллпорт, Г. Айзенк, Р. Кеттелл, Р. Маккрей, П.
Коста и др.).
Методы исследования: Теоретический анализ
литературных источников по теме исследования; метод математической статистики.
Методики исследования: метод математической
статистики.
Этапы эмпирического исследования: работа
теоретического характера.
Описание выборки исследования: женщины с различным
уровнем удовлетворенности браком.
Теоретическая значимость: Практически во всех
обществах мы можем выделить нуклеарные семьи, состоящей из двух взрослых,
живущих друг с другом, которые ведут свое домашнее хозяйство и имеющих
собственных либо приемных детей. Когда родственники, которые не являются
супружеской парой с детьми, живут вместе либо находятся в близкой взаимосвязи —
это означает, что семья расширенная. Расширенную семью можно идентифицировать
как группу людей, в которую входят от трёх и более поколений, живущих либо в
одном и том же помещении, либо очень близко друг от друга.
Научная новизна данного исследования заключается в
выявлении различий личностных особенностей (черт) у мужчин, состоящих в браке и
имеющих высокую степень удовлетворенности брачными отношениями, в отличие от
мужчин с низким уровнем удовлетворенности браком.
Практическая значимость благодаря данному
исследованию станет возможным для психолога-консультанта выносить более
достоверные гипотезы о наличии и структуре проблем в семье.
Структура: работа состоит из введения, двух глав,
заключения и списка использованной литературы
Заключение:
Брачные отношения занимают центральное место в семье при
оценке брака с точки зрения успеха или неудачи. Социально-психологический
климат является основой взаимоотношений и в большей степени влияет на развитие
членов семьи. От усилий каждого из супругов зависит, будет ли психологический
климат благоприятным. Отношения между партнерами оказывают наибольшее влияние
на благополучие всей семьи. Удовлетворенность браком зависит от удовлетворения
потребностей партнеров. В психологии феномен удовлетворенности браком
определяется как характеристика субъективной оценки каждым из супругов
характера супружеских и семейных отношений.
С.И. Голод
наиболее полно определяет феномен семейного удовлетворения. Придерживаясь его
позиции, мы будем рассматривать удовлетворение браком как результат адекватной
реализации идеи семьи, которая сложилась в сознании человека под влиянием
различных событий, составляющих его опыт в этой сфере деятельности.
В первую очередь человек руководствуется моделью
поведения родителей в родительской семье. Ребенок наблюдает за поведением и
отношением родителей друг к другу.
Так формируется представление о семье, какой она должна
быть, ребенок перенимает модели поведения своих родителей. В сознательном
возрасте человек уже может по-другому оценивать отношения в родительской семье.
В более зрелом возрасте, вступая в отношения, формируется собственный опыт
построения отношений с противоположным полом. Определяются положительные
качества, которые каждый человек хочет наблюдать в своем партнере. Таким
образом, выстраивается идеальный образ будущего супруга и личные отношения. Идеальный
образ не всегда совпадает с реальным. Поэтому перед браком партнеры общаются,
узнавая друг друга.
По результатам корреляционного анализа можно сделать
следующие выводы: — Существует прямая корреляция между отдельными показателями
самоотношения и удовлетворенности браком. — У мужчин и женщин есть своя
индивидуальность в соотношении отношения к себе и удовлетворенности браком. —
Удовлетворенность мужчин браком коррелирует с особенностями психологического
пола человека. — Гипотеза о том, что положительное отношение к себе и
адекватность психологического пола человека соответствуют более высокой удовлетворенности
браком, в целом подтвердилась.
Полученные результаты рекомендуется использовать в
практической психологической работе с супружескими парами как на этапе
диагностики, так и на этапе психокоррекции. Полученные данные можно
использовать в эмпирических исследованиях, посвященных проблемам
удовлетворенности браком.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ
МИРОВОЗЗРЕНИЯ ЖЕНЩИН С РАЗЛИЧНЫМ УРОВНЕМ УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ БРАКОМ 1.1. Удовлетворенность браком и факторы, ее
определяющие Одним из фундаментальных вопросов в
изучении семьи является исследование взаимоотношений между членами данного
института. Этот вопрос включает в себя как межличностное общение, так и
определенные законодательные аспекты взаимоотношений – регулирование бракосочетания,
бракоразводных отношений, личные и имущественные права членов семьи и др.
Заключение брака имеет особое значение в системе семейных взаимоотношений. Семейное законодательство в Российском
государстве формируется на протяжении длительного периода, и сводится в единый
комплекс гражданских законов в XIX
веке.
Однако и на протяжение XIX столетия оно продолжает развиваться в соответствии с
трансформацией общественной жизни страны. Стоит отметить, что в XIX — начале XX вв.
заключение брака находилось в ведение церкви, поэтому венчание являлось
единственной церемонией, которая имеет юридическое значение для регистрации
брака [7].
Среди первых, кто даёт научное определение
института брака, был теоретик права, историк философской правовой мысли,
общественный и политический деятель Габриэль Феликсович Шершеневич: «С точки
зрения юридической, брак есть союз мужчины и женщины с целью сожительства,
основанный на взаимном соглашении и заключенный в установленной форме». [14]
Цель брака, по Г. Ф. Шершеневичу, «постоянное сожительство, не только в смысле
физическом, но и нравственном, – «сочетание, сбытие во всей жизни, божественные
же и человеческие правды общение» [14]. В то же время в учебнике церковного
права русского юриста, профессора церковного права Императорского Московского
университета Николая Семёновича Суворова брак описывается так: «Брак, как образ
таинственного союза Христа с Его церковью, есть таинство, соединяющее мужа и
жену для полного неделимого общения жизни и низводящее на них дары Божией
благодати». [15]
Теперь попробуем проанализировать основные
положения семейного законодательства, которые касались процедуры заключения
брака, а также документы, сопровождающие данный процесс.
В первом разделе Свода законов — «О союзе
брачном», — содержатся основные правила вступления в брак. Примечательно, что
вступать в брак могут люди всех сословий, проживающие на территории Российской
империи, также разрешается вступать в брак российским поданным с иностранцами,
которые были Православного вероисповедания [5]. Безусловно, в законодательстве
существует и ряд причин, которые препятствовали процедуре вступления в брак.
Так, в том же разделе «О союзе брачном», одной из причин невозможности заключить
брак является брачный возраст: мужского полу запрещается вступать в брачные
отношения ранее восемнадцати, а женскому ранее шестнадцати. Это объясняется
следующим: «ввиду предотвращения тех вредных, известных из опыта, последствий,
которые происходят от бракосочетания несовершеннолетних, — как сказано в
Высочайшем повелении» [13]. Если же данные условия не выполняются, то брачный
союз не признаётся законным и действительным по существу. Другим препятствием
для вступления в брак является кровное родство. Брак был запрещён, если жених и
невеста были связаны узами родства или свойства [5]. Недействительным считается
брак, в которых супруг, вновь желающий вступить в него, достигает 80-летнего
возраста, также запрещается четвёртый по счёту брачный союз. Брак был запрещён
и с лицами, чьё здоровье само по себе является препятствием по вступлению в
брак – с безумными и сумасшедшими запрещено было вступать в брачные отношения
[5]. По Своду законов Российской империи, недействительным считались браки
монашествующих и посвящённых в сан. Данный запрет был обусловлен тем, что
принятие обета безбрачия при вступлении в сан или монастырь подразумевает
«бракосочетание» с Богом. Соответственно, провинившиеся лишаются сана, неся в
дальнейшем ответственность за свой обман. Следует учитывать и тот факт, что
заключение брака – это дело добровольное, и принуждение к вступлению в брак
делает его, как правило, недействительным. Брак не может быть законно совершён
без взаимного и непринуждённого согласия сочетающихся лиц, поэтому запрещается
родителям своих детей и опекунам лиц, вверенных их опеке, принуждать к
вступлению в брак против их желания [5].