Курсовая теория на тему Особенности межличностных отношений детей с задержкой психического развития.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы исследования межличностных отношений у детей 5
1.1. Основные понятия и особенности межличностных отношений 5
1.2. Специфика межличностных отношений детей 9
Выводы по первой главе 19
Глава 2. Теоретические основы исследования межличностных отношений у детей с задержкой психического развития 21
2.1. Понятие задержки психического развития: причины, виды 21
2.2. Межличностные отношения у детей с задержкой психического развития 25
Выводы по второй главе 30
Заключение 31
Список использованной литературы 32
Введение:
Актуальность исследования. В исследованиях ученых, проведенных в последние годы, намечена тенденция роста числа детей, развивающихся с отклонениями в психическом развитии. Дети с задержкой психического развития (ЗПР) составляют значительную часть среди таких детей. Понятие это употребляется по отношению к детям, которые имеют слабо выраженную органическую недостаточностью ЦНС. Детям данной категории свойственны специфические нарушения опорно-двигательного аппарата, слуха, зрения, тяжелые речевые нарушения, при этом они не являются умственно отсталыми детьми, что негативно сказывается на их межличностных отношениях с окружающими (сверстниками и взрослыми).
Сущность задержки психического развития в общем виде заключается в том, что у таких детей замедленно происходит развитие памяти, мышления, восприятия, внимания, речи, эмоционально-волевой сферы, отмечается отставание от норм. Ограниченность психических и познавательных возможностей не дают возможности таким детям успешно справляться с задачами и требованиями, предъявляемыми им обществом.
Проблема общения и взаимодействия детей с ЗПР не теряет своей актуальности на протяжении многих лет. На современном этапе развития общества ее актуальность возрастает при изучении проблемы межличностных отношений. Положительные отношения между детьми с ЗПР, благоприятный социально-психологический климат – одно из условий их успешного развития и коррекционной работы.
Проблема межличностных отношений изучалась таким исследователями, как Г.М. Андреева, А.А. Бодалев, А.Д. Глоточкин, А.И. Донцова, И.В. Дубровина, А.Л. Журавлева, Ю.М. Забродин, Я.А. Коломинский, Е.С. Кузьмин, А.К. Маркова и др. Многочисленные зарубежные и отечественные исследователи занимаются разработкой проблемы организационно-психологического исследования процессов управления персоналом (Л. Джуэлл, К. Дэвис, Л. Карамушка, Ф. Лютенс, Д. Ньюстром, В.А. Чикер, Е. Шейн).
Цель исследования состоит в выявлении и описании специфики межличностных отношений детей с задержкой психического развития.
Объектом исследования являются межличностные отношения.
Предметом исследования являются особенности межличностных отношений детей с задержкой психического развития.
Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что межличностные отношения имеют ряд особенностей и существенно отличается от межличностных отношений у детей с развитием в норме.
Достижению поставленной цели способствует решение ряда задач исследования:
1. Рассмотреть основные понятия и особенности межличностных отношений.
2. Описать специфику межличностных отношений детей.
3. Раскрыть сущность понятия задержки психического развития, описать его причины и виды.
4. Дать характеристику межличностным отношениям детей с задержкой психического развития.
Практическая значимость исследования состоит в том, что собранный нами теоретический материал можно использовать в дальнейших разработках данного вопроса, а также в качестве лекционного материала для студентов психологических специальностей.
Заключение:
Межличностные отношения наиболее значимы для личности. У детей общение со взрослыми и сверстниками играет важнейшую роль в их развитии. Взаимодействие со взрослыми влияет на отношение детей к реальному миру, самому себе и другим людям, и выступает средством организации индивидуального опыта детей, выполняя следующие функции: ставит перед ребенком цель осознания, а иногда и вербализации своего личного опыта; подсказывает в некоторых случаях способы решения различных задач в индивидуальном опыте; способствует систематизации и обобщению этого опыта.
Взаимодействие со сверстниками дает детям возможность приобрести основные навыки коллективной жизни, сформировать положительные межличностные отношения, служит для сравнения себя с другими детьми, при этом является одновременно средством взаимного обмена оценочными действиями, опыта. Именно взаимодействие детей возраста с окружением способствует развитию личности и межличностных отношений в социуме.
Задержка психического развития представляет собой отставание психического развития от возрастной нормы, обусловленное негрубыми нарушениями функционирования центральной нервной системы, неблагоприятными условиями воспитания и развития, эмоционально бедным общением и дефицитом информации. Детям с ЗПР характерно недоразвитие коммуникативных навыков в целом, и таких его компонентов, как речевые умения, и социальное взаимодействие, в частности, что, в свою очередь, негативно сказывается на межличностных отношениях таких детей.
Межличностным отношениям детей с ЗПР свойственны эмоциональная лабильность, легкая смена настроения, внушаемость, безынициативность, безволие, аффективные реакции, агрессивность, конфликтность, повышенная тревожность. Дети с ЗПР часто бывают замкнутыми, предпочитают играть в одиночестве, не стремятся контактировать со сверстниками и взрослыми.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические основы исследования межличностных отношений у детей
1.1. Основные понятия и особенности межличностных отношений
В современной психологии фигурирует множество мнений относительно места межличностных отношений в жизнедеятельности людей. Определяющим для личности является отношение к людям, то есть взаимоотношения [Коротенко 2016, с. 1765].
А.В. Карушева под межличностными отношениями понимает такие непосредственные связи и отношения, которые складываются между людьми в реальной жизни. Иначе говоря, межличностные отношения являются эмпирическими отношениями реальных людей в ходе их реального общения [Карушева 2016 б, с. 1005]. Я.Л. Коломинский под межличностными отношениями понимает такой специфический вид между людьми, позволяет осуществлять непосредственное (либо опосредованное техническими средствами) одновременное не отложенное личностное отношение в ответ [Коломинский 2010, с. 37].
А.Д. Сергеева описывает понятия «психологические отношения», отмечая, что в их основе лежит взаимная готовность индивидов к осуществлению определенного типа неформального взаимодействия и общения, сопровождаемые чувством симпатии или антипатии и могущие быть оценочными и действенными, что предполагает реализацию взаимодействия [Сергеева 2016, с. 756-758].
По мнению В.В. Завражного, отношения людей предполагают наличие связи минимум между двумя людьми. На характер этой связи непосредственно оказывают влияние характеры и психологические особенности участников процессе взаимодействия. Наряду с этим отношения, через которые реализуется субъективный психологический фактор, влияют и на определенную социальную ситуацию [Завражнов 2017, с. 400].
Психологическим словарем [Межличностные отношения 1999, с. 198] межличностные отношения определяются в качестве связей между людьми. Эти связи люди субъективно переживают и объективно проявляются в способах и характере межличностного взаимодействия, проявляющегося во взаимных влияниях людей друг на друга в общения и совместной деятельности. С.П. Акутина под межличностными отношениями понимате систему установок, ориентации и ожиданий, стереотипов и других диспозиций, позволяющие людям воспринимать и оценивать друг друга [Акутина 2014, с. 60-63]. Содержание, цели, ценности и организация совместной деятельности, составляющие основу формирования социально-психологического климата в коллективе, опосредуют данные диспозиции.
Г.М. Андреева, отмечает, что правильно понять природу и характер межличностных отношений можно, если они не будут стоять в одном ряду с общественными отношениями. Необходимо в межличностных отношениях видеть специфические отношения, возникающие внутри каждого вида общественных отношений [Андреева 1998, с. 72].
Таким образом, сущность межличностных отношений в значительной степени отличается от сущности общественных отношений, так как они возникают и складываются на основе определенных чувств, которые рождаются у людей по отношению друг к другу. Межличностным отношениям свойственны эмоциональная и социальная стороны. К эмоциональной стороне относятся чувства, эмоции и аффекты. К социальной стороне относятся ощущения, набор которых не имеет границ.
Межличностные отношения реализуются прежде всего, во взаимодействии. Смысл явления взаимодействия раскрывается через несколько понятий, среди которых И.В. Бокова отмечает «взаимоотношения», которые могут быть конструктивными или деструктивными; «взаимопомощь», как содействие людей друг другу; «взаимопонимание», что свидетельствует о согласованности и согласии между людьми, которые взаимодействуют [Бокова 2019, с. 2].
Каждое из этих понятий указывает на аффективную (эмоциональную), гностическую (когнитивную, информационную), поведенческую (практическую, регулятивную) составляющие реального взаимодействия людей. Первая (эмоциональная) отражает их эмоциональные состояния, возникающие в процессе взаимодействия. Вторая – когнитивная – включает все психические процессы, связанные с познанием окружающей действительности и самого себя: ощущение, восприятие, память, мышление, воображение. Поведенческая составляющая характеризует внешние проявления взаимодействия: результаты деятельности, поступки, мимику, жесты, речь. Таким образом, Н.Н. Обозов обосновывает взаимоотношения как составляющую взаимодействия, благодаря взаимопониманию и через взаимопомощь обеспечивает ее результат. Конструктивность или деструктивность последнего зависит от степени достижения между партнерами согласия и согласованности в процессе взаимодействия. Такое выделение составляющих межличностного взаимодействия позволяет глубже проникнуть в природу и механизмы многих социально-психологических феноменов: общение, восприятие и понимание человека человеком, совместимости и износа, эмпатии, характерно межличностным отношениям [Цит. по: Есиркепов 2014, с. 61].
Система общественных отношений, в которую включен каждый человек с момента своего рождения и до смерти, формирует его субъективные отношения ко всем явлениям действительности [Скрипкина 2014, с. 500]. Эта система отношений человека к окружающему миру и к самому себе является наиболее специфической характеристикой личности, более специфической по ряду других ее компонентов, таких, как характер, темперамент, способности. Категория личности, понимания ее жизненного пути, особенностей самооценочных отношений дает возможность понять, почему и как она выстраивает определенные межличностные отношения, или является самодостаточной в создании себя и мира вокруг нее, каким образом способна противостоять социальному давлению извне и пр.