Курсовая теория на тему Особенности методики подготовки конькобежцев-спринтеров
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 2
ГЛАВА 1 Теоретические основы конькобежного спорта. 5
1.1 Особенности техники и методики подготовки
конькобежцев-спринтеров и ее эволюция. 5
1.2 Физиологические параметры подготовки
конькобежцев-спринтеров. 8
1.3 Психологическая подготовка спортсменов. 11
ГЛАВА 2 Общие виды тренировок и современное состояние
тренировочного процесса конькобежцев-спринтеров. 15
2.1 Общие виды тренировок. 15
2.2 Техническая и тактическая подготовка
конькобежцев-спринтеров. 19
2.3 Современное состояние тренировочного процесса
конькобежцев. 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ. 27
Введение:
Спорт — это неуклонное стремление человека
к расширению границ своих возможностей, реализуемое через специальную
подготовку, систематическое участие в соревнованиях, связанных с преодолением
возрастающих трудностей, целый мир эмоций, порождаемых успехами и неудачами на
этом пути. Спорт — это сложный комплекс межчеловеческих отношений, одно из
наиболее массовых социальных движений современности.
Конькобежный спорт — один из старейших
видов спорта. Конькобежный спорт в России был первым и до XIX в единственным
зимним видом спорта. По своей доступности, демократичности был спортом номер
один. Бег на коньках — это вид физического упражнения, при выполнении которого
человек передвигается по ледяной поверхности на специально изготовленных
приспособлениях — коньках, прикрепленных к обуви. Бег на коньках с небольшой
скоростью с целью активного отдыха, укрепления здоровья, развлечения называют
простым катанием. Простое катание включает в себя индивидуальное, парное и
групповое передвижение, а также игры на льду. При этом применяют любые модели
коньков. Простое катание, как правило, предшествует специализированным занятиям
всеми видами спортивных упражнений на коньках: скоростному бегу, фигурному
катанию (индивидуальное и парное), спортивным танцам на льду, играм в хоккей с
шайбой и с мячом. Поэтому его относят к вспомогательным упражнениям на коньках.
Скоростной бег на коньках (конькобежный
спорт) — это вид спортивного упражнения, при выполнении которого конькобежец
стремится в условиях соревнования преодолеть регламентированную правилами
дистанцию с максимально возможной для себя скоростью. При скоростном беге
используют простые и специальные (беговые) коньки.
Конькобежный спорт характеризуется
активной двигательной деятельностью с оптимальным проявлением физических и
волевых качеств. Как и всякая деятельность человека, спортивная деятельность
проходит эффективно, когда она планируется. Для того, чтобы правильно
спланировать нагрузку, очень важно знать итоги предыдущей работы и использовать
их как ориентир для планирования будущей подготовки.
До настоящего времени большинство тренеров
строят годичный цикл подготовки спортсменов, как одноцикловый. В то же время
наличие крытых катков позволяет проводить тренировки по конькам летом и
переходить на двухцикловую систему подготовки. Рост результативности в
конькобежном спорте связан и с увеличением объема специальной подготовки в
общей программе тренировки конькобежцев. Это стало возможным благодаря
использованию катков с искусственным льдом (увеличился период тренировки на
льду и общий объем бега на коньках), а также переходу на более
специализированную физическую подготовку в летне-осенний период.
Важную роль в совершенствовании российской
школы конькобежного спорта играет постоянное совершенствование
учебно-тренировочного процесса. Повышению эффективности и оптимизации
тренировочного процесса во многом способствует научное обоснование средств и методов
подготовки конькобежцев, используемых для воспитания силы, быстроты,
выносливости и гибкости.
Рост результативности в конькобежном
спорте связан и с увеличением объема специальной подготовки в общей программе
тренировки конькобежцев-спринтеров, а также появлением новых коньков с
отрывающейся пяткой — «клапы». Изобретение норвежских конькобежцев явилось
подлинной революцией в конькобежном спорте, что незамедлительно нашло отражение
и в технике бега, и в росте спортивных достижений. В дальнейшем конструкция
коньков постепенно совершенствовалась, но основная их форма оставалась прежней.
Изменения в основном касались увеличения или уменьшения длины носовой или
пяточной частей полоза конька, размеров передней и задней стоек (чашечек),
формы полоза и его размеров в поперечном сечении, качества стали, веса конька.
В настоящее время ширина лезвия конька колеблется от 1 до 1,3 мм. Все изменения
в конструкции конька с самого начала диктовались условиями бега, то есть
формами беговых дорожек, практикуемыми в отдельных странах дистанциями, а также
совершенствованием техники бега.
Увеличение объема специальной подготовки в
общем объеме программы тренировки конькобежцев стало возможным благодаря
использованию катков с искусственным льдом (увеличился период тренировки на
льду и общий объем бега на коньках), а также переходу на более
специализированную физическую подготовку в летне-осенний период.
Актуальность темы — Дальнейшее развитие
конькобежного спорта в нашей стране зависит и от совершенствования системы
подготовки конькобежцев-спринтеров, техники подготовки, что предполагает
научную обоснованность методических принципов тренировки квалифицированных конькобежцев-спринтеров.
Объект исследования: тренировочный процесс
конькобежцев-спринтеров.
Предмет исследования: средства и метолы
физической подготовки конькобежцев-спринтеров
Цель исследования: рассмотреть особенности
методики подготовки конькобежцев-спринтеров.
Задачи исследования:
— изучить особенности техники и методики
подготовки конькобежцев-спринтеров и ее эволюцию;
— выяснить физиологические параметры подготовки
конькобежцев-спринтеров ;
— рассмотреть психологическую подготовку
спортсменов;
— изучить общие виды тренировок; —
рассмотреть техническую и тактическую подготовку конькобежцев-спринтеров ;
— проанализировать современное состояние
тренировочного процесса конькобежцев.
Заключение:
Конькобежный спорт — один из старейших
видов спорта. Конькобежный спорт характеризуется активной двигательной
деятельностью с оптимальным проявлением физических и волевых качеств. Как и
всякая деятельность человека, спортивная деятельность проходит аффективно,
когда она планируется. Для того, чтобы правильно спланировать нагрузку, очень
важно знать итоги предыдущей работы и использовать их как ориентир для
планирования будущей подготовки.
Важную роль в совершенствовании советской
школы конькобежного спорта играет постоянное совершенствование
учебно-тренировочного процесса. Повышению эффективности и оптимизации
тренировочного процесса во многом способствует научное обоснование средств и методов
подготовки конькобежцев-спринтеров, используемых для воспитания силы, быстроты,
выносливости и гибкости.
Разработка новых форм и методов
организации и управления конькобежным спортом, повышение качества подготовки
льда, улучшение спортивной одежды и инвентаря конькобежцев, строительство
катков, совершенствование правил проведения соревнований — все это способствует
прогрессу школы конькобежного спорта.
Имеющиеся научно-методические материалы,
отражают общую тенденцию увеличения объема тренировочной нагрузки у спортсменов
и дают противоречивые рекомендации по их распределению в годичном цикле
подготовки. А также до сих пор не выявлены рекомендации по подготовке
конькобежцев в различных регионах страны с учетом специфики условий региона,
нет единого мнения и о методах подготовки конькобежцев-спринтеров.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1 Теоретические основы конькобежного спорта 1.1 Особенности техники и методики подготовки
конькобежцев-спринтеров и ее эволюция Впервые систематизировал тренировочный
процесс В.В. Иванов в 1923 году и подчеркнул целесообразность всесторонней
подготовки конькобежцев и прочность узкоспециализированной тренировки.
В ранний период развития конькобежного
спорта имели место различные методические направления и уклоны. Так, например,
многие конькобежцы того времени /Н. Струнников, А. Ипполитов, Я. Мельников и
др./ совмещали свои занятия конькобежным спортом с успешными выступлениями в
велосипедных гонках. Н. Найденов был чемпионом России по академической гребле.
Подобное совмещение занятий двумя или несколькими видами спорта имели место и у
зарубежных конькобежцев.
Автором многих книг, методических пособий
и различных статей по вопросам скоростного бега на коньках в 20-е 30-е годы был
П. Ипполитов. В вопросах построения тренировки П. Ипполитов был сторонником и
пропагандистом так называемого "технического" направления, считая,
что техника бега конькобежца, его "стиль" является важнейшей стороной
подготовки. Разносторонней подготовке П. Ипполитов не придавал достаточного
значения. Практика последующих лет показала ошибочность этих положений.
В 1940 году С.М. Тизгиров, подчеркивая
большое значение разносторонней подготовки конькобежца, предложил выделить в
подготовительном периоде два этапа — этап летней подготовка или общефизического
развития и этап специальной подготовки. В этот период в методике тренировки уже
четко просматривались тенденции применения целенаправленной круглогодичной
подготовки.
Послевоенные годы характеризуются бурным
ростом спортивно-технических результатов, явившихся следствием широкого
использования специализированной круглогодичной тренировки.
К.Л. Кудрявцев и М.П. Соколов, подчеркивая
огромное значение круглогодичной тренировки отмечают, что подготовительный
период является решающим в годичном цикле, так как в этот период создается база
для высоких достижений в зимнее время.
С начала 50-х годов в подготовке конькобежцев-спринтеров
стали широко применяться имитационные упражнения, бег на роликовых коньках и
различные формы беговой подготовки. К настоящему времени в тренировке
конькобежца используется около 40 упражнений различных по форме и характеру
выполнения. Однако следует отметить, что и до сих пор среди специалистов нет
единого мнения по вопросам применения отдельных средств и методов тренировки
конькобежцев.
Значительные изменения происходят в
настоящее время и в зимней тренировке. Наряду с увеличением объема
тренировочных нагрузок, выполняемых в беге на коньках, конькобежцы стали
использовать также упражнения общей физической направленности.
Существенный вклад в развитие современной
методики тренировки в конькобежном спорте внесли Б.А. Стенин, Г.М. Панов, В.И. Кащей,
Б.Ф. Васильковский, М.Г. Половцев, А.Н. Докторевич, Ю.А. Барышников. В своих
работах они обсуждают физиологические основы построения тренировки
конькобежцев, дают оценку функциональному состоянию нервно-мышечному аппарату
спортсменов, освещают вопросы, связанные с планированием круглогодичной
тренировки конькобежцев [8].
Говоря о необходимости увеличения объема
специальной подготовки, В.Г. Половцев, Г.М. Панов в то же время отмечают, что
выполнение большой по объему тренировочной нагрузки как в беге на льду, так и в
летних упражнениях является ошибкой. Такая специализация приводит к
форсированию специальной тренировки и "натаскиванию" на результат.
Имеющиеся научно-методические материалы,
отражают общую тенденцию увеличения объема тренировочной нагрузки у спортсменов
16-17 лет и дают противоречивые рекомендации по их распределению в годичном
цикле подготовки. А также до сих пор не выявлены рекомендации по подготовке
конькобежцев в различных регионах страны с учетом специфики условий региона,
что существенным образом влияет на спортивный результат.
В работе С.Ф. Сокунова предложена новая
методика тренировки, основанная на изучении влияния физических нагрузок и
гипоксии при подготовке конькобежцев высокой квалификации. Результаты серии опытов,
но оценке острого воздействия различных видов повторных нагрузок и прерывистой
гипоксии (содержание кислорода — 12-14%) показывают, что сочетание этих двух
типов раздражителен существенно видоизменяет тренировочный эффект каждого типа
нагрузок. Тренировка с ежедневным выполнением повторных нагрузок в сочетании с гипоксическим
стимулом служит эффективным средством улучшения показателей аэробной
производительности, и в частности повышает уровень МПК. Эти эффекты частично
воспроизводятся и поддерживаются в период комплексной тренировки, где частота
применения повторных нагрузок вместе с гипоксическим стимулом уменьшается до
двух раз в.
Современная система подготовки юных
спортсменов, по их мнению, предусматривает выявление основных этапов и
направленности тренировочного процесса, выбор средств и методов технической,
функциональной и психологической подготовки, определение объема и интенсивности
физических нагрузок в зависимости от возрастно-половых и индивидуальных
морфофункциональных особенностей. Важным компонентом общей системы подготовки
юных спортсменов, во многом определяющим эффективность работы
специализированных ДЮСШ, центров олимпийской подготовки и других, является
комплексный контроль [9].
Для контроля и управления технической
подготовкой юных конькобежцев-спринтеров требуется детальное изучение
закономерностей построения скользящего шага с их количественной и качественной
оценками. Выявление ведущих параметров в структуре движений и управление их
развитием на основе разработанных модельных характеристик с использованием
целевой программы позволяет повысить эффективность становления технического
мастерства юных конькобежцев. Результаты проведенных исследований позволяют
рекомендовать тренерам, работающим с юными конькобежцев-спринтеров, помнить,
что важным условием эффективного отталкивания в беге на коньках является
рациональное определение усилий, а не только их величина. Были установлены
границы оптимального усилия, за время проявления которого в рамках фазы или
целого движения достигается наивысшая для каждой возрастной группы скорость
движения. Уточнение и определение кинематических признаков фаз скользящего шага
и их граничных моментов позволяют установить оптимальные границы фаз и периодов
скользящего шага для каждой возрастной группы по продолжительности, длине пути,
импульсу силы, угловым показателям суставных звеньев толчковой ноги [14].
Развитие силы основных мышц нижней
конечности — важная задача тренировки конькобежцев-спринтеров в
подготовительном периоде. Для решения этой задачи используются разнообразные
силовые и специальные упражнения, в частности, различные виды пригибной ходьбы,
прыжковой имитации, катание на роликовых коньках, тренажерные устройства типа
"графитовой доски" и т.п. 1.2 Физиологические параметры подготовки
конькобежцев-спринтеров Выносливость. Выносливость конькобежца —
это способность выполнять мышечную работу без утомления и противостоять ему,
когда оно возникает во время бега на дистанции. Выносливость является таким
физическим качеством, уровень развития которого зависит от функциональных
возможностей всех органов и систем организма конькобежца. Для развития
выносливости важное значение имеет совершенствование аэробных и анаэробных
энергетических возможностей [6].
Аэробные возможности. Установлено, что
потребление кислорода растет с повышением мощности работы только до
определенного уровня. Этот наивысший уровень окислительных процессов
характеризует индивидуальную величину аэробных возможностей организма, одним из
основных показателей которой является максимальное потребление кислорода в
единицу времени (МПК). МПК измеряется объемом кислорода, поставляемым
организмом мышцам во время работы за одну минуту. Оно зависит от возраста,
пола, физической активности человека. Учитывая возрастные особенности развития
аэробных возможностей, необходимо целенаправленную тренировку начинать с 9 лет.
Именно с 9 до 16 лет создаются наиболее оптимальные условия для быстрого
повышения способности к МПК [1]. Это необходимо учитывать в планировании
многолетнего процесса в подготовке молодых конькобежцев.
В начальный период тренировки молодых
конькобежцев-спринтеров основная задача состоит в развитии общей выносливости
путем постепенного повышения объема тренировочной работы, выполняемой
равномерным, повторным, игровым методами и в форме общеразвивающих круговых
тренировок. В дальнейшем с ростом общего объема нагрузок в кроссовом беге, езде
на велосипеде, легкоатлетическом беге и в других средствах тренировки начинает
увеличиваться интенсивность за счет применения таких методов, как
повторно-темповый, переменный, интервальный. В фазе базовой специализированной
тренировке постепенно увеличивается объем нагрузки специфических упражнениях.
Тренировка становится все более направленной на развитие специальной
выносливости в беге на короткие средние и длинные дистанции.
Анаэробные возможности. Установлено: если
возможность работы такова, что потребление кислорода составляет свыше 50-70% от
максимального, аэробного окисления уже недостаточно для полного обеспечения
организма энергией, в этом случае в действие приводятся анаэробные процессы.
Исследования возрастной динамики показали, что у детей и юношей анаэробная
работоспособность находится на более низком уровне, чем у взрослых. В период
полового созревания организм конькобежцев весьма чувствителен к недостатку
кислорода, поэтому анаэробные формы работы отрицательно сказываются на функциях
ЦНС и приводят к снижению физической работоспособности.
Поэтому анаэробные тренировки нужно
начинать в 15 -16 лет, при наличии хорошо развитых аэробных возможностей. Но
это не означает, что в тренировке молодых конькобежцев-спринтеров не должно
присутствовать анаэробных форм работы. Такие формы допустимы: летом при
выполнении специальных упражнений или в тренировке силы и быстроты, а зимой в
беге на коньках на короткие и средине дистанции во время соревнований и при
подготовке к ним. Важно, чтобы объем анаэробной нагрузки был не значительным
[19].