Курсовая теория Педагогика/Психология Теория и методика физической культуры

Курсовая теория на тему Особенности методики обучения двигательным действиям старшеклассников с нарушением слуха

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3
Глава 1. Адаптивная физическая культура как средство развития учащихся с нарушениями слуха 6
1.1 Определение понятия адаптивная физическая культура, ее роль и задачи 6
1.2 Особенности методики обучения двигательным действиям старшеклассников с нарушением слуха 10
Глава 2. Особенности использования современных ИТ-технологий в процессе обучения двигательным действиям старшеклассников с нарушением слуха 19
2.1 Особенности использования мультимедийных презентаций в процессе физического воспитания детей с нарушениями слуха 19
2.2 Информационные технологии в процессе физического воспитания детей и молодежи с нарушениями слуха 22
Заключение 27
Список использованной литературы 29

 

  

Введение:

 

Актуальность темы. Ведущей идеей современного специального образования является достижение такого уровня образованности, который соответствует потенциальным возможностям детей с особыми образовательными потребностями, их подготовке к адаптации и интеграции в современное общество, формированию активных черт личности, которая способна не только потреблять, но и создавать социально-культурные и материальные ценности.
Физическая реабилитация детей с нарушениями слуха — одно из важных направлений работы специальных учреждений — является главной частью оздоровительной и воспитательной работы и выступает мощным способом укрепления здоровья и правильного физического развития детей.
На современном этапе развития общества очень остро стоит проблема инвалидизации детей с различными нарушениями в развитии, в том числе с расстройствами слуха. По данным ЮНЕСКО, в мире насчитывается 250 000 000 детей с ограниченными возможностями в возрасте до 16 лет, в том числе 42 миллионов человек с расстройствами слуха, которые имеют умеренные, тяжелые и глубокие нарушения [2, 4].
Потеря слуха, особенно в раннем возрасте, отрицательно сказывается на формировании индивидуальности человека, развития функциональных систем и тормозит ее социальную, бытовую и психологическую адаптацию, поэтому изучение изменений в функциональных системах, взаимодействующих и влияющих на слуховой анализатор, имеет существенное значение не только для диагностики болезни и вызванных ею осложнений, но и для обоснования и выбора эффективной методики коррекции двигательных нарушений у слабослышащих.
Объект исследования. Старшеклассники с нарушениями слуха.
Предмет исследования. Методики обучения двигательным действиям старшеклассников с нарушением слуха.
Цель исследования: Провести комплексный теоретический анализ особенностей методик обучения двигательным действиям старшеклассников с нарушением слуха.
Задачи исследования:
1) изучить понятие адаптивная физическая культура, ее роль и задачи;
2) проанализировать особенности методики обучения двигательным действиям старшеклассников с нарушением слуха;
3) проанализировать особенности использования современных ИТ-технологий в процессе обучения двигательным действиям старшеклассников с нарушением слуха.
Гипотеза исследования: Способно ли детальное изучение литературных данных относительно особенностей методик обучения двигательным действиям старшеклассников с нарушением слуха, усовершенствовать данный процесс, а также облегчить его, как со взгляда занимающихся, так и педагогов?
Теоретическая значимость исследования, заключается в обобщении и систематизации уже имеющихся в литературе данных посвященных особенностям методик обучения двигательным действиям старшеклассников с нарушением слуха, которые раннее проводились не в достаточном объеме, а также без учета новейших исследовательских и научных данных, посвященных процессу ведения АФК с подростаками, имеющими проблемы слухового восприятия.
Методология исследования. В работе сочетаются общенаучные и частнонаучные методы исследования. Междисциплинарный подход, избранный автором для решения поставленных цели и задач, позволил провести комплексный анализ, который автор построил на сочетании различных методов исследования.
А именно: Анализ и обобщение данных научной, медицинской и методической литературы будет использован для теоретического исследования поставленной проблемы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Адаптивная физическая культура — это система спортивно-оздоровительных мероприятий, направленных на адаптацию индивидов с ограниченными возможностями здоровья к окружающей социальной среде, а также на восстановление и компенсацию утраченных ими в виду болезни возможностей.
Спектр средств и методов, используемых в современной практике АФК при работе с детьми, обладающими дефектами слуха, довольно широк. Но при этом, сама системе АФК для детей данной нозологической группы, характеризируется рядом особенностей, без учета которых физическая коррекционная работа может быть мало, либо же вовсе не эффективной.
Умелое использование физических упражнений в процессе коррекционной работы позволяет предупредить двигательные недостатки, нормализовать ход физического развития глухих детей и во многом преодолеть вторичные нарушения.
Определенные в ходе данной курсовой работы особенности использования мультимедийных презентаций концентрируются в качестве важных форм изучения теоретических знаний и практических умений в процессе физического воспитания детей с недостатками слуха, поскольку дают возможность использовать все составляющие проблемы наглядности и в сочетании с другими методами и формами работы в перспективе будут представлять залог успешного усвоения учащимися основных программных требований дисциплины.
Итак, компьютерная поддержка позволяет вывести современный урок на качественно новый уровень, повысить статус учителя, использовать различные виды деятельности на уроке, эффективнее организовать контроль и учет знаний учащихся. За использованием информационных технологий будущее. Рано или поздно использования компьютера в учебной деятельности станет массовым, повседневным явлением.
Следует заключить, что при организации и проведении современного урока физкультуры необходимо использование информационных технологий, что позволяет успешно сочетать не только физическую, но и умственную работу, развивать интеллектуальные и творческие способности школьника, расширять их общий кругозор.
Таким образом, цель работы была достигнута, задачи реализованы, а гипотеза доказана в полном объеме.
По итогам выполнения исследования были сформулированы следующие рекомендации:
1. На занятиях адаптивной физической культурой важно создавать положительный настрой и атмосферу доброжелательности, чтобы участвующие дети могли раскрепоститься, захотели заниматься и начали стремиться к новому опыту.
2. Повышению активности детей в процессе занятий адаптивной физической культурой способствует использование игровых форм, поэтому необходимо обязательно подбирать игры на развитие этих параметров и включать их в ход занятия.
3. Эффективности занятий адаптивной физической культурой будет способствовать моторно-двигательное соответствие содержанию музыкального сопровождения. В связи с этим важно уделять внимание не только обучению двигательным навыкам, но и учету музыкального фона. Особенно важно учитывать возможности детей с нарушением слуха к восприятию музыкального сопровождения и выбирать такой вариант, который будет доступен большинству занимающихся.
4. Повышению эффективности занятий адаптивной физической культуры способствует словесное соответствие, т.е. выразительное пояснение характера движений.

   

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Адаптивная физическая культура как средство развития учащихся с нарушениями слуха
1.1 Определение понятия адаптивная физическая культура, ее роль и задачи
Под адаптивной физической культурой в современной науке понимается система спортивно-оздоровительных мероприятий, направленных на адаптацию индивидов с ограниченными возможностями здоровья к окружающей социальной среде, а также на восстановление и компенсацию утраченных ими в виду болезни возможностей [2].
В процессе создания комплексов адаптивной физической культуры для различных категорий граждан в обязательном порядке учитываются основополагающие принципы международной социальной ответственности, утвержденные в Российской Федерации.
Между человеком с ограниченными возможностями здоровья и обществом нередко возникают преграды, препятствующие полноценной жизни:
— преграды к свободному передвижению;
— коммуникативные преграды;
— преграды к ориентации в пространстве;
— преграды к самообслуживанию;
— преграды к осуществлению контроля над своим поведением;
— преграды для реализации прав на труд [8].
Вышеперечисленные преграды возникают перед человеком с ограниченными возможностями здоровья потому, что в виду нарушений работы в организме он отличается двигательными, ментальными, психологическими и иными дефектами, которые препятствуют реализации традиционных жизненных ролей и сужают ролевой репертуар. Помимо тех преград, что возникают из-за нарушений развития самого человека, немало барьеров возникает из-за неготовности общества к толерантному восприятию и неразвитой безбарьерной среды окружающего пространства [1].
Для организации адекватного процесса реабилитации и восстановления индивида с ограниченными возможностями здоровья средствами адаптивной физической культуры необходимо, в первую очередь, конкретно определить проблемные поля, т.е. выделить те нарушения, которые создают барьеры для конкретного человека.
В первую очередь целесообразно обратиться к изучению функциональных нарушений, имеющих место быть у инвалида. Эти нарушения могут носить физический, сенсорный или психический характер.
Затем целесообразно поддержать готовность самого человека с ограниченными возможностями здоровья к самоизменению и преодолению нарушения возможностей [21].
Указанный аспект выступает важнейшим для проведения успешной реабилитации потому, что именно инициатива самого человека, его старания и усердие позволят достичь восстановления утраченных функций, социальной и иной реадаптации.
Препятствием для эффективного внедрения комплекса адаптивной физической культуры может стать развитие нарушения самовосприятия. Основной причиной подобного нарушения является неадекватная реакция на нарушения здоровья и текущий статус, предполагающий ограничения жизнедеятельности. Подобная неадекватная реакция проявляется, как правило, через следующие признаки:
— постоянное напряжение, вызванное ожиданием ухудшения состояния здоровья;
— повышенная агрессивность, сопровождающаяся вспышками недовольства и злости;
— развитие депрессивного фона настроения, сопровождающееся плаксивостью, угрюмостью, пассивностью и пр.;
— сниженные волевые способности, выражающиеся в недостаточной готовности к действию [13].
В данной курсовой работе в качестве детей с ограниченными возможностями здоровья, нуждающимися в организации и проведении реабилитации средствами адаптивной физической культуры, выступили дети с нарушением слуха. Наиболее выраженные проблемы в отношении физического развития у данной категории детей (помимо основного дефекта в виде нарушения слуха) имеют место в отношении скоростно-силовых и координационных способностей. В связи с этим в рамках занятий адаптивной физической культурой с детьми с депривацией слуха основной упор делается именно на развитие скоростно-силовых и координационных способностей.
В основу коррекционной деятельности по стимулированию координационных способностей у школьников с депривацией слуха ложиться реализация комплекса упражнений скоростно-силового характера [16].
Ведущим принципом методики развития скоростно-силового компонента физического развития школьников с нарушением слуха является принцип одновременного развития координации и физической кондиции. Усилению потенциала комплекса адаптивной физической культуры в этом случае способствуют включения упражнений, направленных на поддержание равновесия, активизацию психических процессов при учете нарушенной слуховой функции (например, использование ритмичных ударов в бубен, барабан и пр.). Первоначально звук детьми воспринимается по двум каналам – зрительному и слуховому каналу, но затем постепенно дети переходят только к слуховому восприятию. Для развития скоростно-силовых качеств в процессе коррекционного воздействия посредством адаптивной физической культуры используются различные виды бега, упражнения с мячами разного размера, пряжки, метания. Основными методами такой деятельности мы считаем соревновательный и игровой метод, которые включают подвижные игры, эстафеты, задания с повторением, сюжетные игровые композиции, круговую тренировку. При этом в рамках каждого из заданий содержатся в обязательном порядке какой-либо элемент обучения тем видам физических упражнений, что определены программой [20].
Перечислим основные средства коррекции и развития координационных способностей с помощью скоростно-силовых упражнений, коррекции равновесия и вестибулярной функции у школьников с нарушением слуха:
1) прыжки через предметы (позволяют дифференцировать расстояние и развивать глазомер);
2) многоскоки (развивают согласованность движения рук и ног);
3) прыжки на одной ноге (развивают динамическое равновесие);
4) пряжки на двух ногах (развивают дифференциацию динамических параметров);
5) прыжок в длину с места (развивает координацию и контроль динамических усилий);
6) бег на 5 м и 10 м (развивает согласованные действия рук и ног);
7) бег по разметке (10 м) (развивает динамическое равновесие и дифференциацию пространственных параметров);
8) челночный бег 3*5 м (развивает ориентацию в пространстве);
9) метание (развивает дифференциацию пространственных и динамических параметров);
10) упражнения с набивным мячом (0,5 – 1 кг) (развивает координацию движений, согласованность движений рук и ног) [17].
Таким образом, мы видим, что спектр средств и методов, используемых в современной практике АФК при работе с детьми, обладающими дефектами слуха, довольно широк. Но при этом, сама системе АФК для детей данной нозологической группы, характеризируется рядом особенностей, без учета которых физическая коррекционная работа может быть мало, либо же вовсе не эффективной. Ввиду этого, особенности методики обучения двигательным действиям старшеклассников с нарушением слуха, требуют детального изучения.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы