Курсовая теория на тему Особенности логопедического сопровождения детей раннего возраста
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ И ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА 5
1.1 Особенности развития речи детей раннего возраста в онтогенезе 5
1.2 Речевое развитие детей раннего возраста с задержкой речевого развития 12
Выводы по первой главе 20
Глава 2 Логопедическое сопровождение детей раннего возраста 22
2.1 Специфика логопедического сопровождения детей раннего возраста. Принципы логопедического сопровождения 22
2.2 Направления логопедического сопровождения 27
Выводы по второй главе 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 35
Введение:
Проблема исследования организации работы по коррекции и компенсации предпосылок речевых нарушений у детей раннего возраста приобретает сегодня особую значимость. В период глобализации информации, ребенок учится объясняться с другими людьми, вступает в контакт. Выявление и коррекция отклонений процесса речевого развития является важным условием модернизации системы специального образования, а логопедическая реабилитация и последующее логопедическое сопровождение позволит максимально рано предотвратить тяжелые нарушения речи детей с особенностями развития и включить их в современное образовательное пространство.
В настоящее время существует большое количество методической литературы по логопедической работе с детьми раннего возраста, однако все исследования в этой области ориентированы на детей с нормой речевого развития. В связи с этим возникает острая необходимость в создании модели логопедической реабилитации детей-сирот раннего возраста с задержкой речевого развития.
В период модернизации современной системы специального образования приоритетными задачами выступают обеспечение качественной диагностики и коррекции дефицитарного речевого развития детей в соответствии с их состоянием здоровья, компенсаторными возможностями и уровнем развития, а также гарантия защиты прав личности детей, независимо от их социального статуса.
Вопрос речевого развития детей раннего возраста не новый. Указанный аспект как важный научно-педагогическая составляющая современных исследований отражен в трудах А. Богуш [2; 3], С. Карповой [12], Л. Федоренко [20] и др.
Ученые разносторонне изучали проблему речевого развития детей и его особенности, отмечая важную роль общения детей в их психическом и личностном развитии.
Несколько меньшее внимание специалистов уделялось изучению вопроса речевого развития детей раннего возраста с ЗРР. Имеющиеся исследования из специальной педагогики (Е. Соботович [17; 18]) не решают всех проблем речевого развития указанной категории. Этим и обусловлена актуальность темы данной курсовой работы.
Цель исследования заключается в рассмотрении особенностей логопедического сопровождения детей раннего возраста.
Объект исследования – речевое развитие детей раннего возраста.
Предмет исследования – особенности логопедического сопровождения детей раннего возраста.
Задачи исследования:
1. Описать особенности развития речи детей раннего возраста в онтогенезе.
2. Описать особенности развития речи у детей раннего возраста.
3. Дать характеристику специфике логопедического сопровождения детей раннего возраста
4. Описать направления логопедического сопровождения.
Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы; синтез и обобщение.
Практическая значимость состоит в возможности применения результатов настоящего исследования в процессе обучения логопедов и специалистов по раннему развитию, кроме того, настоящее исследование способствует оптимизации работы с детьми первого года жизни.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.
Заключение:
В результате написания данной работы нами была достигнута ее цель: рассмотрены особенности логопедического сопровождения детей раннего возраста.
Достижению поставленной цели способствовало решение ряда задач исследования:
1. Описаны особенности развития речи детей раннего возраста в онтогенезе. Анализ литературы по данному вопросу показал, что речь, как и любая другая функциональная система, – это наиболее чувствительная к воздействию неблагоприятных факторов в период ее интенсивного формирования.
Из этого следует, что сегодня ярко выражена потребность в изучении особенностей становления и развития речи у детей раннего возраста для предупреждения выраженных речевых отклонений, отставания в психическом развитии (замедление формирования всех уровней познавательной деятельности, появления нарушений в эмоционально-волевой сфере), ограниченных коммуникативных способностей и социальной адаптации ребенка в обществе.
2. Описаны особенности развития речи у детей раннего возраста с ЗРР. Анализ специальной литературы по исследуемой проблеме позволил выявить факторы нарушений речевого развития у детей от 1 до 3 лет (биологические и социально-психологические), а также основные виды задержки речевого развития: функциональная незрелость речевых зон мозга (темповая задержка), соматические нарушения.
Вполне мотивированным отмечаем суждения ученых о целесообразности учета причин ЗРР, тормозящих факторов, а также учета медицинских показаний, правильное понимание структуры речевого недоразвития, создание благоприятных условий развития ребенка в семье и, оказания своевременной коррекционной и медицинской помощи.
Наше исследование подтверждает: развитие речи детей раннего возраста с ее задержкой является важной социально-педагогической проблемой, которая должна решаться комплексно работниками дошкольных учебных заведений, логопедами, родителями, врачами, психологами.
3. Дана характеристика специфике логопедического сопровождения детей раннего возраста. В контексте данной работы мы рассматриваем логопедическое сопровождение детей раннего возраста с ЗРР как самостоятельное направление. Ему свойственны собственные методологические принципы, цели, задачи и пути реализации в системе медико-психолого-педагогического сопровождения ребенка раннего возраста с ЗРР. Считаем, что логопедическое сопровождение – является специально организованной логопедом технологией патроната становления речи и логокорекционного влияния на его развитие у детей раннего возраста. Основная задача логоедического сопровождения состоит в предупреждении более тяжких нарушений речевой сферы и достижения ребенком максимально возможного индивидуального уровня речевого развития, что станет залогом возможности учебной деятельности и социальной адаптации в будущем.
4. Описаны направления логопедического сопровождения.
В современной коррекционной педагогике подход к решению проблемы задержки речевого развития строится на целостном, комплексном подходе развития различных сторон деятельности ребенка на основании диалектической концепции развития речи и психики.
Перспективой дальнейших исследований видим целесообразность изучения содержания коррекционной работы с детьми с ЗРР в условиях инклюзивного образования, взаимосвязи семьи и ДОУ в развитии речи детей раннего возраста с ЗРР, использование инновационных технологий.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1 РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ И ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА
1.1 Особенности развития речи детей раннего возраста в онтогенезе
В наше время все более актуальной становится проблема речевой подготовки детей к школьному обучению, профилактики дислексий и дизграфий. Одним из существенных критериев готовности детей к учебному процессу является уровень развития их речи (А. Богуш, М. Вашуленко, Г. Каше, Е. Соботович, М. Шеремет).
Речь рассматривается учеными как «овладение и применение личностью определенного языка во время его общения с другими людьми и в процессе речевой деятельности» (М. Жинкин, Эльконин, А. Маркова, Г. Леушина, А. Леонтьев, Г. Костюк, Ф. Шохин, Г. Розенгард-Пупко). Ведущую роль речевой компетенции личности, которая формируется на этапе дошкольного детства, доказано и рядом исследований (А. Богуш, Н.В. Гавриш [2], М.К. Шеремет [15], Е.Ф. Соботович, И.Э. Соботович [18].
Из выше сказанного следует, что речевое общение – это один тех видов деятельности, которым ребенок из первых овладевает в онтогенезе. Речевое общение – это универсальное условие, обеспечивающее развитие личности ребенка в дошкольном возрасте.
Овладение речью в качестве средства познания и способа общения в обществе является значимым достижением дошкольного детства. К возрасту 4,5 лет дети усваивают падежные окончания и основные грамматические формы (А.А. Гвоздев), до 5-летнего возраста осваивают звуковую систему родного языка, приходит осознание звукового строения слова (Д.Б. Эльконин), овладевают умения монологической речи (С.Л. Рубинштейн).
А.М. Богуш и Н.В. Гавриш отмечают, что возраст от 1 до 6 лет считается сензетивным по отношению речевого развития детей, иначе говоря, в данный период дети являются особенно чувствительными к восприятию речи окружающих взрослых, а также к различным факторам окружающей среды, как внутренней, так и внешней. При отсутствии данных факторов нарушается нормальное речевое развитие.