Курсовая теория на тему Особенности личностного развития дошкольников и младших школьников
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Теоретические представления о социализации и личности 5
1.1. Понятие о социализации 5
1.2. Личность как социально-психологический феномен 8
Глава 2. Теоретические аспекты изучения особенностей личностного развития детей дошкольного и младшего школьного возраста 13
2.1. Личностное развитие дошкольников 13
2.2. Развитие личности у младших школьников 20
Заключение 26
Список литературы 28
Введение:
Тема данной курсовой работы посвящена изучению особенностей личностного развития дошкольников и младших школьников.
Актуальность данной темы обуславливается, прежде всего, тем, что социализация личности человека происходит на протяжении всей его жизни, однако дошкольный и младший школьный периоды занимают в этом процессе особое место, поскольку именно в данном возрасте ребенок открывает для себя мир социальных отношений и у него происходит осознание своего места в данных отношениях. При этом в дошкольном возрасте для ребенка важно общение, как со сверстниками, так и взрослыми людьми, что отражается на активном формировании у дошкольников различных коммуникативных навыков и умений.
В свою очередь в младшем школьном возрасте у школьника возникает новая социальная ситуация развития, связанная с систематической учебной деятельности и формируется так называемая внутренняя позиция школьника, которая во многом обуславливает дальнейшее личностное развитие ребенка. Также надо заметить, что социализация личности предполагает усвоение ребенком социального опыта, развитие личностных свойств, формирование деятельности и общения.
Кроме того, в дошкольном и младшем школьном возрастах в основном оформляется характер ребенка, складываются его основные черты, которые в дальнейшем влияют на практическую деятельность ребенка и его общение с людьми. И от знания особенностей личностного развития дошкольников и младших школьников зависит понимание дальнейшего психического развития, формирования личности человека в последующие возрастные периоды.
Следовательно, проблема особенностей личностного развития дошкольников и младших школьников является актуальной и значимой.
Объект исследования – социализация.
Предмет исследования – особенности личностного развития дошкольников и младших школьников.
Цель исследования – изучение особенностей личностного развития дошкольников и младших школьников.
Задачи исследования:
1. Раскрыть понятие о социализации в психологии.
2. Проанализировать личность как социально-психологический феномен.
3. Описать личностное развитие дошкольников.
4. Рассмотреть развитие личности у младших школьников.
В исследовании мы применяли теоретические методы.
В качестве теоретических методов использовались:
— методы анализа и синтеза научной информации;
— методы логического вывода (индукция, дедукция и др.);
— историко-логический метод и др.
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав заключения и списка литературы.
В первой главе анализируются теоретические представления о социализации и личности. В частности раскрывается понятие о социализации и анализируется личность как социально-психологический феномен.
Во второй главе представлены теоретические аспекты изучения особенностей личностного развития детей дошкольного и младшего школьного возраста. В частности, описывается личностное развитие дошкольников, а также рассматривается развитие личности у младших школьников.
Список литературы включает 28 источников. Общий объем курсовой работы без списка литературы составляет 25 страниц.
Заключение:
Проведенное исследование ставило своей целью изучение особенностей личностного развития дошкольников и младших школьников.
В рамках исследования были решены поставленные перед ним задачи. В частности, было раскрыто понятие о социализации в психологии. Также был осуществлен анализ личности как социально-психологического феномена. Кроме того, удалось произвести описание личностного развития дошкольников, а также рассмотреть развитие личности у младших школьников.
В результате проведенного исследования было выявлено, что социализация есть двусторонний процесс, в рамках которого с одной стороны индивид усваивает социальный опыт через вхождение в социальную среду, систему социальных связей, а с другой стороны – индивид активно воспроизводит систему социальных связей за счет собственной активной деятельности, активного включения в социальную среду. Также исследование показало, что личность есть специфичное качество человека, которое им приобретается в рамках социализации как процесса передачи социокультурного опыта с помощью таких средств, как совместная деятельность и общение. Под психологической структурой личности в психолого-педагогической науке понимается целостная совокупность социально значимых свойств, качеств, отношений и поступков человека, которые сформировались у него в процессе жизнедеятельности и определяют реализацию им своего поведения и деятельности. А характер человека есть совокупность устойчивых черт личности, определяющих отношение человека к людям, к выполняемой работе.
Кроме того, исследование выявило, что к концу дошкольного возраста происходит перестройка всей психической жизни ребенка и его отношения к окружающей действительности. И суть данной перестройки в следующем — в дошкольном возрасте мы наблюдаем возникновение внутренней психической жизни и внутренней регуляции поведения, становление которых обуславливается определенными новообразованиями в психике и сознании старшего дошкольника. Что касается младшего школьного возраста, то данный возрастной период личностное развитие ребенка осуществляется динамично и по различным направлениям в тесной связи с центральными психическими новообразованиями данного возраста. В младшем школьном возрасте у школьника возникает новая социальная ситуация развития, связанная с систематической учебной деятельности и формируется так называемая внутренняя позиция школьника, которая во многом обуславливает дальнейшее личностное развитие ребенка.
В заключение проведенного исследования нужно отметить, что изучая особенности личностного развития дошкольников и младших школьников, можно отметить два ключевых положения на основе проанализированных теоретических источников.
Во-первых, нужно подчеркнуть, что существует реальная зависимость культуры ребенка от культуры родителей. Дело в том, что человек является биосоциальным существом, которое наряду со своей биологической природой приобретает в процессе социализации социальные качества. Данные качества и делают человека полноценным членом общества. Как известно, в рамках социализации с самого рождения протекает процесс инкультурации, когда ребенок начинает усваивать ценности культуры общества, общественные стереотипы поведения, соответствующие определенным культурным нормам.
Во-вторых, нужно отметить, что поскольку человек является биосоциальным существом, которое включает в себя и биологическую и социальную природу, вполне уместна постановка проблемы соотношения биологического и социального в человеке. При этом становление личности, как интегрального результата развития и образования человека, осуществляет в процессе его социализации.
Таким образом, на основе теоретического анализа психологической литературы мы изучили особенности личностного развития дошкольников и младших школьников.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О СОЦИАЛИЗАЦИИ И ЛИЧНОСТИ
1.1. Понятие о социализации
Социализацией в социальных науках обычно обозначается процесс, в рамках которого происходит вхождение индивида в социальную среду, осуществляется взаимодействие человека и общества, индивиду усваивает различные социальные влияния и тем самым приобщается к социальному опыту и всей совокупности социальных связей, имеющихся в обществе.
Согласно В.В. Зеньковскому социализация представляет собой ничто иное, как процесс, сущность которого заключается в том, что индивид усваивает социальный опыт и в результате данного процесса происходит формирование конкретной личности.
По Л.С. Выготскому социализация есть процесс, который направлен не на организацию и создание каких-либо внешних правил и обстоятельств, а на психику самого индивида как субъекта деятельности. В рамках социализации ребенок в последовательном порядке овладевает высшими психическими функциями и процессами. И социальность ребенка в первую очередь находит свое проявление в том, какие средства он использует в качестве субъекта собственной психической деятельности. У ребенка постепенно появляется осознание самого себя («Я», «Я сам») и, следовательно, он становится способным к сознательному противопоставлению себя взрослым людям, либо совместной деятельности с ними. Когда ребенка научается выделять себя из окружающей действительности в данный момент для него открывается мир социума и социальных взаимоотношений. Одновременно с этим ребенок начинает усваивает определенные социальные нормы своего поведения в обществе. Благодаря данным процессам возникает так называемая экстериоризация как один из ключевых механизмов социализации, который был предметом различных психологических исследований в русле культурно-исторической теории развития высших психический функций, создателем которой является Л.С. Выготский, а дальнейшую разработку данной теории осуществляли такие отечественные ученые, как А.Н. Леонтьев, А.В. Запорожец и др. Нужно заметить, что согласно культурно-историческому подходу вхождение ребенка в социум возможно лишь тогда, когда он не находятся в позиции подчинения каким-либо внешним факторам социальной среды, а, наоборот, сам стремится подчинить себе различные внешние условия и обстоятельства посредством процессов осмысления и переосмысления. В этом и заключается сущность экстериоризации, через механизм которой у ребенка появляются чувство сопричастности другим людям и ощущение себя членом данного социума.
Как отмечает Л.С. Выготский, именно общение ребенка с другими людьми представляет собой основное средство и источник развития его психики в рамках онтогенеза. А результатом общения считается формирование у ребенка способности контролировать и выстраивать свое поведение – действия и поступки – в соответствии с актуальными для общества социальными нормами и отношениями. В процессе социализации происходит усвоение ребенком социальных навыков, умений, норм поведения, ценностей, убеждений, которые свойственны конкретной культуре общества, в рамках которого данные социальные нормы, ценности и убеждения являются желательными и необходимыми.
Нужно иметь в виду, что посредством социализации обществу удается воспроизводить имеющуюся социальную систему, сохранять текущие социальные структуры. Кроме того, благодаря социализации у людей как членов общества формируются определенные социальные эталоны поведения, стереотипы и стандарты, присущие как социуму в целом, так и различному роду социальным группам (национальным, профессиональным и т.д.). И для того, чтобы не находиться в оппозиции к данному обществу и успешно в нем адаптироваться, личности необходимо усваивать социальный опыт через вхождение ее в социальную среду и систему имеющихся на в обществе социальных связей и отношений.
В процессе социализации отечественные ученые выделяются по крайней мере три ключевые стадии. Данные стадии были выделены исходя из критерия развития и выполнения трудовой деятельности. Итак, выделяются следующие стадии: дотрудовая, трудовая и послетрудовая.
Кратко остановимся на каждой из данных стадий.
Дотрудовая стадия социализации начинается с рождения и длится до начала трудовой деятельности человека. Данная стадия включает два периода:
— период ранней социализации (от рождения ребенка до начала школьного обучения);
— период обучения.