Психология детей с интеллектуальными нарушениями Курсовая теория Педагогика/Психология

Курсовая теория на тему Особенности личности дошкольников с умственной отсталостью

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ. 3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ5

1.1 Понятие о личности и ее формировании в психологической
науке. 5

1.2 Психолого-педагогическая характеристика детей с
умственной отсталостью   10

1.3 Особенности развития речи у умственно отсталых дошкольников. 23

1.4 Особенности развития коммуникативных способностей и
личностных качеств дошкольников с умственной отсталостью.. 26

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 39

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.. 41

 

  

Введение:

 

Проблема развития личности дошкольников с умственной
отсталостью представляется на сегодняшний день довольно актуальной и
практически значимой проблемой, так как на практике является для большинства
педагогов и психологов довольно сложным разделом в работе, который требует
большой настойчивости, четкой структуры и целостной последовательности в работе
с данной категорией детей.

В настоящее время просто невозможно
переоценить формирование и развитие личности детей, в том числе и детей с
умственной отсталостью. Это значительный фактор интеллектуального формирования
и целостного развития ребенка, его познавательных и творческих способностей.
При этом развитие личности ребенка с умственной отсталостью в существенно большей степени зависит от системного
качества психолого-педагогических условий, в которых он обучается, нежели
развитие его нормально развивающихся
сверстников — это было отмечено еще такими исследователями-практиками как М.С. Певзнер, Т.А. Власова, К.С. Лебединская.

Также это связано с тем, что коррекционное воздействие на ребенка с
проблемами в развитии предполагает
целенаправленное и систематическое развитие психологических механизмов
деятельности: потребностно-мотивационного, содержательного,
операционного и результативного
компонентов.

В данной связи многочисленные
исследования У.В. Ульенковой, С.Г.
Шевченко подтверждают идею о том, что ребенок
с умственной отсталостью вполне способен овладеть коммуникативными навыками при наличии адекватной и своевременной коррекционно-развивающей помощи, а также
системной целенаправленной работе с ним.

Таким образом, вышеуказанными положениями определяется
актуальность и значимость настоящего исследования.

Цель настоящей работы – проанализировать основные компоненты
развития личности детей дошкольного возраста с с умственной отсталостью.

Объект исследования – дети с умственной отсталостью.

Предмет исследования – особенности развития личности детей
дошкольного возраста с умственной отсталостью.

Поставленная цель обусловила формулирование следующих задач
исследования:

         1. Дать общую характеристику личности и
особенности ее формирования.

         2. Проанализировать понятие об
умственной отсталости.

         3. Определить особенности речи
дошкольников с умственной отсталостью.

         4. Охарактеризовать особенности
коммуникаций и личностных качеств данной категории дошкольников.

Основные методологические
подходы к осуществлению настоящего исследования включают в себя следующие направления:

1.      Основные
постулаты культурно-исторической концепции Л.С. Выготского;

2.        
Идеи об активности и единстве сознания и деятельности,
сформулированные в концепции отечественных исследователей А.Н.
Леонтьева и С.Л. Рубинштейна;

3.           
Основы системного строения человеческой психики (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, В.П.
Зинченко) и развития системы умственных
действий П.Я. Гальперина;

4.              
Идеи и принципы о специфических чертах психического и умственного развития и обучения детей с
умственной отсталостью.

Значимость настоящего исследования состоит в
возможности разработки и внедрения эффективной и оптимальной методики развития
личности детей с умственной отсталостью.



 

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В настоящее время
развитие системы образования основано на практической необходимости
целенаправленного формирования и развития эффективных социальных навыков, а
также обеспечения условий для конструктивного взаимодействия ребенка
с умственной отсталостью с
окружающим миром. Детский возраст, а в особенности, дошкольный, очень важен для
включения ребенка
с умственной отсталостью в мир общественных отношений, для
процесса его социализации, который, по мнению Л.С. Выготского, определяется как
врастание в человеческую культуру.

Многочисленные теоретические и практические исследования
обнаруживают, что для дошкольников с различными нарушениями психического
развития характерны разного рода сложности понимания событий окружающего мира,
целенаправленности и смысла поступков взрослых и детей. Кроме этого,
затруднения возникают и при интерпретации чувств и эмоций людей, некотором
овладении социальными нормами поведения, развитии и формировании
морально-нравственных представлений и чувств.

Индивидуальная системная
организация обучения и развития таких детей, в процессе которой происходят
знакомство с окружающей многогранной общественной действительностью, развитие
отношений между детьми и взрослыми, определение ребенком своего собственного
положения в окружающем мире, сама по себе представляется главным фактором
общественного воздействия на дошкольников с
умственной отсталостью, приобщения их к
культурным и морально-нравственным ценностям.

Таким образом, можно сказать, что социальное развитие
личности ребенка с умственной отсталостью в процессе воспитания и обучения
носит комплексный характер, имеет влияние на различные сферы его жизни и его
отношений со взрослыми и сверстниками. В исследованиях с позиций педагогической
психологии детей с умственной отсталостью в социальном воспитании можно
определить следующие задачи:

1) развитие конструктивного взаимодействия и общения
ребенка со взрослыми;

2) комплексное формирование процессов общения ребенка со
своими сверстниками и общее развитие межличностных отношений таких детей;

3) формирование и развитие сферы самосознания;

4) формирование образа самого себя.

Подобные линии общественно-психологического развития и
воспитания детей с умственной отсталостью самым прямым образом связаны с
развитием и формированием морально-нравственных представлений и этических
позиций такого ребенка, овладением социальными нормами поведения, развитием его
эмоционально-чувственной сферы, развитием различных личностных качеств.

 

 

 

 



 

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ

 

 

1.1 Понятие о личности и ее формировании в психологической
науке

 

Анализируя особенности личности дошкольников с умственной отсталостью,
представляется целесообразным прежде всего дать характеристику понятия о
личности и ее формировании в психологической науке.

В современных условиях развития общества проблема социальной потребности
в психологически зрелых, успешных и здоровых людях занимает довольно важное
положение. Поэтому на глобальном уровне встает вопрос о комплексном анализе
проблематики понятия личности и ее ведущих характеристиках.

За последние годы произошла огромная трансформация социальных институтов
и социальных отношений. При этом существенно важным представляется переход
экономики на рыночную модель, что в свою очередь оказывает влияние на
формирование качественно нового поколения, меняет ценности и мотивы,
морально-нравственные установки и стереотипы, а также и саму поведенческую
модель современного человечества. И в данном аспекте понимания считается
целесообразным обратиться к рассмотрению понятия о личности.

К настоящему времени в науке существует
большое количество подходов к пониманию определения о личности. Следует
отметить, что исследованиями различного плана о личности и ее основных
характеристиках занимаются серьезно в русле философии и социологии. В рамках
данных направлений определение личности имеет свое определенное значение и
смысл [7, с. 116].

Так, в философской науке личность
представляет собой совокупность всех общественных взаимоотношений, а в
социологии – это устойчивая система социально значимых черт, которая
характеризует индивида, продукт социального развития и включения человека в
систему общественных отношений с помощью деятельности и взаимодействия с
окружающими людьми.

 В
рамках психологической науки также присутствует большое число подходов к
личности, или теорий личности. Каждая из теорий определяет личность по-своему,
что связано с различным пониманием ее частей и отношений [15, с. 78].

В рамках данной работы мы будем придерживаться
следующего определения о личности, которое отражает наиболее существенные для
данной работы аспекты: личность представляет собой основные особенные
характеристики человека, отвечающие за согласованные проявления его эмоций,
чувств, мышления и поведения в целом.

Стоит отметить, что личность имеет свои
отношения и специфические черты и особенности. Так, отечественный исследователь
А.Н. Леонтьев сделал вывод о том, что личность представляет собой особое
качество, которое приобретается
человеком в социуме, в совокупности отношений, социальных по своей природе, в
которые индивид вовлекается постоянно
в процессе своего развития, воспитания и обучения [13, с. 211].

Таким образом, личность представляет собой
системное и так называемое сверхчувственное качество,
хотя при этом носителем данного качества является чувственный и телесный
индивид со всеми прирожденными и приобретенными качествами.

С такой точки зрения вопрос о личности
формирует новое измерение: а именно иное,
чем измерение, в котором ведутся изучения различных психических процессов,
свойств и состояний человека; это — исследование его места и позиции в системе, которая
представляет собой систему социальных связей и всего многообразия
взаимодействия в процессе общения с окружающими людьми.

Далее считается целесообразным рассмотреть
основные этапы формирования личности.
В
1968 году была опубликована фундаментальная монография Л.И. Божович под
названием «Личность и ее формирование в детском возрасте». Стоит заметить, что
в то время данная работа подверглась серьезной критике со стороны властей.
Подобное недовольство было определено следующими основаниями – в работе было
очень мало ссылок на К. Маркса и В.И. Ленина; анализируя психоаналитическую
теорию 3. Фрейда, Л.И. Божович вместе с недостатками обратила внимание на
позитивные стороны данной теории [11, с. 67].

Так, она подчеркнула,
что четкое желание определить динамику побудительных сил поведения
человека, их взаимозависимостей и внутренних конфликтов, объяснить значительную
роль бессознательных процессов и их влияние на человеческое поведение
представляется серьезной заслугой 3. Фрейда. Следует отметить, что ее критиков
не устраивало не столько малое число цитат В.И. Ленина и К. Маркса, а сколько
именно открытое признание профессиональных заслуг 3игмунда Фрейда.

Но основное в критике
состояло в том факте, что видение Л.И. Божович в отношении развития
человеческой личности абсолютно не коррелировало с официальной идеологией и
полностью противоречила ведущим установкам тех лет в аспекте педагогической
воспитательной стратегии.

В те годы основа
воспитательной концепции состояла в том, что ей была свойственна четкая
абсолютизация общественного компонента в личностном развитии и существенная
недооценка природного и индивидуального. На практике воспитания и развития подрастающего
поколения тех лет это выражалось в так называемом «подравнивании» всех детей
под унифицированный среднестатистический стандарт «среднего ученика» и в
фиксированном проценте общей успеваемости [11, с. 69].

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы