Курсовая теория на тему Особенности лексико-грамматической стороны речи у детей с ОНР
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 2
Глава 1. Теоретические аспекты изучения лексико-грамматической стороны речи у детей с ОНР 1.1Онтогенез речи ребенка 4
1.2Формирование лексико-грамматической стороны речи 9
1.3Особенности формирования лексико-грамматической стороны речи детей с ОНР 11
Вывод по 1 главе 16
Глава 2. Обзор методик лексико-грамматической стороны речи у детей с ОНР 17
2.1 Методы развития лексической стороны речи у детей с ОНР 17
2.2 Анализ методик лексико-грамматической стороны речи у детей с ОНР 19
2.3 Система коррекционной работы лексико-грамматической стороны речи у детей дошкольного возраста с ОНР 21
Вывод по 2 главе 25
Заключение 26
Список используемой литературы 27
Введение:
Актуальность. В современной логопедии, понятие “общее недоразвитие речи” (ОНР) понимают различные сложные речевые расстройства, при которых у детей с нормальным слухом и интеллектом наблюдаются отклонения в формировании речевой деятельности (деятельности усвоения и использования языка), нарушенное усвоение всех компонентов речевой системы: лексики, грамматики, фонетики (Г.Левина, В.Орфинская, Г.Жаренкова, В.Воробьева, Б.Гриншпун, Л.Спирова, Е.Соботович, Л.Ефименко, А.Мастюкова, Г.Каше, Г.Чиркина, Т.Филичева).
Как показывает статистика, в настоящее время увеличивается количество детей с дефектами речи. Поэтому остро встают вопросы раннего распознавания, квалифицированной диагностики и выбора адекватных методов коррекционного воздействия в работе с детьми. Среди дошкольников с речевой патологией дети с ОНР составляют самую многочисленную группу — около 40%.
Форма речевой патологии, при которой у детей с нормальным слухом и интеллектом не сформированы фонетика, лексика, грамматика, связная речь, называется общим недоразвитием речи (ОНР). Впервые термин ОНР был введён в 50-60 годах 20 века основоположником дошкольной логопедии в России Р.Е. Левиной.
Развитие речи занимает одно из центральных мест в системе специального дошкольного образования, особенно в связи с подготовкой детей к школьному обучению, поскольку речь играет важную роль в формировании психической, учебной деятельности ребенка и его социальной адаптации. Даже незначительные отклонения в речевом развитии ребенка вызывают трудности в усвоении учебных программ по предметам языкового цикла.
Современный уровень научных знаний о языке и речевой деятельности, нашли отражение в лингвистических, психолого-педагогических, психо – и нейролингвистических, лингво-дидактичных исследованиях, требует переоценки и уточнение основных подходов, принципов и средств организации и проведения коррекционных мероприятий по преодолению речевых нарушений у детей дошкольного возраста.
Цель исследования заключается в изучении особенностей и специфики формирования речевой системы в дошкольном возрасте, особенностей лексико-грамматической стороны речи у детей с ОНР.
Объектом исследования является характеристика детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Предмет исследования – Особенности лексико-грамматической стороны речи у детей с ОНР.
Для достижения поставленной цели и проверки целесообразности определенной гипотезы необходимо было решить следующие задачи:
1. осуществить анализ отечественных и зарубежных психолого-педагогических литературных источников по проблеме речи у детей с ОНР дошкольного возраста;
2. выявить структурные компоненты речи и охарактеризовать их особенности у детей с ОНР дошкольного возраста;
3. определить направления и содержание формирования речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР;
4. изучить направления и содержание логопедической работы с детьми с ОНР.
В нашей работе мы использовали следующие методы исследования:
-теоретические (изучение и анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования).
Практическая значимость исследования состоит в том, что полученные материалы могут быть использованы в методических пособиях, адресованных специалистам, работающим с детьми с общим недоразвитием речи, в практической работе учителя-логопеда, воспитателей, родителей.
Заключение:
Общее недоразвитие речи является сложным системным речевым нарушением, которое задерживает, замедляет и искажает спонтанное речевое развитие, вследствие чего различные звенья речевой системы остаются несформированными.
Для дошкольников с ОНР характерны:
— стойкое и длительное отсутствие подражания речи взрослых и появления новых лексем;
— трудности выбора фонем и порядка их расположения;
— воспроизведение, в основном, сокращение слов за счет пропуска отдельных фрагментов;
— многочисленные ахроматизмы;
— значительная диспропорция в формировании инпресивного и экспрессивного вещания;
— трудности в программировании высказывания и синтезировании отдельных структурных элементов в единое целое;
— низкая речевая активность.
Это свидетельствует о не сформированности языковых операций процесса порождения речевых высказываний при относительной сохранности смысловых и сенсомоторных операций (Б.М. Гриншпун, А.М. Мастюкова, Т.Б. Филичова, Е.Ф.Соботович и др.)
Знание особенностей речевого развития детей дошкольного возраста с ОНР оказываются важными и необходимыми как для более глубокого понимания детей этой категории, выяснения психологических механизмов речевых нарушений, так и для создания новых подходов к определению наиболее оптимальных и адекватных направлений коррекционно-развивающего и упреждающего обучения дошкольников.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические аспекты изучения лексико-грамматической стороны речи у детей с ОНР
1.1Онтогенез речи ребенка
Формирование и становление речевого развития в первые годы жизни ребенка влияет на все ее последующее его жизни. Своевременное и полноценное овладение речью является первым важным условием становления у ребенка здоровой психики и дальнейшего правильного развития. Своевременное, то есть начатое с первых минут жизни ребенка, полноценное – значит достаточное по объему языкового материала, которое побуждает ребенка к овладению речью в полной мере его возможностей на каждом возрастном периоде. Понимание речи окружающих и личная активная речь сопровождает все деятельности ребенка. От уровня развития речи ребенка зависит успешность обеспечения целей ее коммуникации с другими участниками взаимодействия.
Анализ литературных источников за последние годы по проблеме развития речи дошкольников, как самостоятельной проблемы педагогической психологии, предоставляет возможность констатировать, что на сегодняшний день эта проблема является актуальной. Проблемой развития речи дошкольников активно занимаются и посвящают свои исследования, как известные ученые, так и начинающие [11, c.34].
Речевое развитие ребенка – это составляющая и показатель общего психического развития человека. Развитие речи детей имеет большую социальную значимость. Но ни для кого не является открытием то, что для того, чтобы заговорить, недостаточно родиться человеком. «От того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его ум и сердце, что окружает его, — от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш» (В.Сухомлинский). Социально-психологическая сфера личности развивается при включении индивида в систему взаимоотношений с окружающим миром в процессе усвоения общественно-исторического опыта человечества. Личность является динамической системой и находится в состоянии непрерывного изменения и развития.