Курсовая теория на тему Особенности креативности студентов разных специальностей
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
1. Формирование креативности личности как психолого-педагогическая проблема 5
2. Возрастные аспекты проявления креативности у студентов 13
3. Особенности проявлений креативности у студентов разных специальностей 19
Заключение 28
Список литературы 30
Введение:
Актуальность. Для успешного обучения в вузе необходим достаточно высокий уровень общего интеллектуального развития, в частности восприятия, памяти, мышления, внимания, уровня владения определенным кругом логических операций, креативности. Креативность — черта, качество личности, которое способствует адаптации, быстрому принятию определенных ролей, а также умению приспособиться к конкретным жизненным условиям, обстоятельств и запросам социального окружения. Креативность является необходимым условием успешного обучения, творческой деятельности и творческой профессиональной и личностной самореализации. Именно через успешную социальную адаптацию, которой способствует креативный потенциал личности, лежит путь человека к психологическому благополучию.
Наиболее плодотворную разработку идея креативности получила в прагматистском (У. Джеймс , Дж. Дьюи , Дж. Г. Мид , Ч. Пирс ) и неопрагматистском направлениям (Х. Йоас , Е. Мише, М. Емирбайер ). В работах отечественных исследователей креативный характер действия в большинстве случаев понимался как целенаправленное воздействие субъектов на окружающую действительность (Н. Наумова , В. Радаев , Т. Любимова ).
Таким образом, актуальность проблемы, обусловила выбор темы исследования: «Особенности креативности студентов разных специальностей».
Объект исследования – психологические характеристики студентов.
Предмет исследования — особенности креативности студентов разных специальностей.
Цель исследования – изучение особенностей креативности студентов разных специальностей.
Согласно поставленной цели были определены основные задачи исследования:
1. Провести анализ представления понятия «креативность» в зарубежной и отечественной литературе
2. Определить возрастные аспекты проявления креативности у студентов.
3. Проанализировать особенности креативности студентов разных специальностей
Методы исследования. При проведении исследования использовались следующие методы: анализ литературных источников (психологического, социологического, философского и социально-педагогического содержания) с целью определения научно-теоретической основы исследования, изучение и обобщение передового и зарубежного социально-педагогического опыта по данной проблеме, сравнение, классификация.
Заключение:
Таким образом, анализ зарубежных и отечественных исследований показывает многоаспектность изучения сути феномена креативности, необходимость изучения его междисциплинарного контекста в единстве философских, социологических, психологических и собственно педагогических аспектов. Обобщение научных позиций приводит следующие выводы:
— отмечается сложность понятия «креативность», существует многообразие его трактовок; креативность рассматривают как потенциал, способность к творчеству, процесс, продукт, тип творческой личности; предполагается изучение креативности в аспектах творческого мышления, общей творческой способности, характеристики свойств личности, системного психического образования, творческого воображения, творческой одаренности и тому подобное;
— креативность исследуется как существенный компонент творчества; она проявляется во всех (или отдельных) сферах жизни человека на уровнях: личность (потенциал) — процесс – результат.
Отмечается тождественность понятий «творчество» и «креативность»; первое выступает как процесс и результат, вторая — как субъективная детерминанта творчества, то есть как мотивационно-потребностной основы творчества. Принципиальное отличие творчества от креативности заключается в том, что творчество — это создание нового, самовыражение без ограничений, а креативность — это создание нового в рамках заданных ограничений, в рамках сформулированной задачи;
— рассматриваются различные виды креативности, в том числе интеллектуальная и социальная, которая включает креативность профессиональную;
— креативность признают как источник конкурентоспособности современного профессионала в сложных условиях развития общества, ресурс личностно-профессионального саморазвития будущих специалистов;
— особенно значимым для формирования креативности как профессионального и личностного качества является студенческий возраст, поскольку именно для студентов характерны: способность к риску, желание самоутвердиться, толерантность к неопределенности, толерантность к ошибкам и др.
В контексте нашего исследования мы опираемся на следующее определение креативности: системное, многомерное, динамическое образование личности, что способствует нахождению нестандартных решений, обеспечивающих возможность человека изменять свое окружение, других людей и самого себя.
Студенты как особая социальная категория молодежи отличается наиболее высоким образовательным уровнем, социальной активностью, гармоничным сочетанием интеллектуальной и социальной зрелости.
Анализ современной научной литературы по проблемам педагогики высшей школы, профессиональной подготовки будущих специалистов, психологии юношеского возраста позволяет сделать вывод, что современное поколение студенчества — это поколение независимых личностей, которые стремятся к самостоятельности, самореализации, общественному признанию в различных сферах практики. Кроме того, следует отметить, что современное студенчество склонно к риску, инновационным испытаниям в различных сферах жизни.
Фрагмент текста работы:
1. Формирование креативности личности как психолого-педагогическая проблема
В педагогической науке важное место отводится проблемам формирования личности, отсюда и неослабевающее внимание к исследованию креативности как одной из общих способностей человека, к условиям и возможностям ее формирования при обучении и воспитании, в том числе при подготовке будущих специалистов к их профессиональной деятельности, самореализации и саморазвитию. Творческая деятельность имеет социальный характер, поэтому ее проблемами занимаются такие науки, как философия, социология, психология и педагогика.
Впервые термин «креативность», как отмечает Е. Ильин, использовал Д. Симпсон в 1922 г., обозначив им «способность человека отказаться от стереотипных способов мышления» . Ускорение темпов научно-технической революции в середине ХХ века обусловило толчок в различных областях научного знания (философия, социология, психология, физиология) для изучения закономерностей творчества, природы творческих способностей и креативности человека. Е. Ильин отмечает, что именно в середине 50-х гг. ХХ в., прежде всего в США активизировались многочисленные исследования, направленные на поиск критериев творческих способностей, путей развития креативности, выявления творческих личностей (креативов) .
Учредителями теории креативности считаются Дж. Гилфорд и Е. Торренс, которые связывали это личностное качество с дивергентным мышлением, которое (в отличие от конвергентного) направлено на решение задач, предполагающих несколько нестандартных решений, несколько правильных ответов. Показательно обращение Дж. Гилфорда в Американскую ассоциации психологов (в 1950 г.) с предложением изучать креативность на обычных людях (не гений), поскольку, по его мнению, креативность присуща всем людям. Основой концепции креативности Дж. Гилфорда определена модель структуры интеллекта, которая содержит 120 различных интеллектуальных процессов, которые сводятся к 15 факторам: пять операций (познание, память, дивергентное продуктивное мышление, конвергентное мышление, оценивание), четыре вида содержания, шесть типов продуктов умственной деятельности. Именно дивергентное мышление Дж. Гилфорд соотносил с креативностью .
Социологический контекст исследования проблем креативности представлен изучением генеративного, творчески активного характера действий и деятельности, проявления потенциальной креативности субъекта в различных видах деятельности. Для нашего исследования такие позиции важны с точки зрения формирования креативности будущих специалистов. Креативность (как способность к творчеству, ее ресурс) активно изучается в психологии и педагогике, начиная с середины ХХ в. В психологии креативности сегодня выделяют когнитивный, психометрический подходы, а так же мистический, мотивационный, социально-личностный и др., на основании которых существует ряд концепций, определяющих понятие «креативность» .
При изучении «креативности» до сих пор (начиная с Дж. Гилфорда и Е. Торренса) есть разные точки зрения на ее суть. Так, Дж. Гилфорд объяснял проблемы с определением практического критерия креативности тем, что креативные акты, которые не вызывают сомнений уровня мастерства, крайне редки . В своей вступительной речи на пост президента Ассоциации американских психологов Дж. Гилфорд очертил две проблемы креативности, подлежащих изучению. Первая проблема связана с тестированием. Разрабатывая соответствующие тесты, Дж. Гилфордом и Е. Торренсом был применен психометрический подход к изучению креативности. Тесты Гилфорда предназначены для работы со взрослыми и учащимися старших классов; его метод исследования творческих способностей был принят многими психологами. Другая проблема, выделенная Дж. Гилфордом («Как мы можем способствовать развитию креативных личностей?»), инициировала разработку моделей креативности, программ, развивающих творческие способности. В связи с этим исследователи сосредоточились на проблеме формирования креативности, на причинах, препятствующих ее проявления, и условиях, способствующих ее развитию.
Эпицентром теории креативности Дж. Гилфорда является дивергентное мышление. Как отмечает Д. Богоявленская, со временем немало психологов, следуя Дж. Гилфорду, начали понимать креативность и дивергентное мышление как синонимы . Дж. Гилфорд указал на принципиальную разницу двух типов мышления: конвергентного (оно функционирует в тех случаях, когда на основании множества условий необходимо найти одно верное решение) и дивергентное (оно ориентировано на поиск как можно большего количества решений при одних и тех же условиях и характеризуется скоростью, гибкостью, оригинальностью) .
Для Э. Торренса креативность — это способность к обостренному восприятию недостатков, пробелов в знаниях, недостающих элементов, дисгармонии и так далее. Он предложил модель креативности, которая включает в себя три фактора: скорость (производительность), гибкость, оригинальность; критерием творчества является не качество результата, а характеристики и процессы, активизирующие творческую продуктивность. По мнению автора, креативность выступает как способность к творчеству, как способность осознавать проблемы и противор