Курсовая теория на тему Особенности коммуникативной компетентности и креативности у студентов, обучающихся по направлению подготовки «дизайн» и «реклама и связи с общественностью»
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
1 Теоретические основы исследования коммуникативной
компетентности и креативности в студенческом возрасте. 5
1.1 Понятие и составляющие коммуникативной компетентности. 5
1.2. Психологическая характеристика креативности. 11
2. Исследование оособенностей
коммуникативной компетентности и креативности у студентов, обучающихся по
направлению подготовки «дизайн» и «реклама». 18
2.1. Описание процедуры и методик исследования. 18
2.2. Эмпирическое изучение оособенностей коммуникативной
компетентности у студентов, обучающихся по направлению подготовки «дизайн» и
«реклама». 19
2.3. Эмпирическое изучение оособенностей креативности у
студентов, обучающихся по направлению подготовки «дизайн» и «реклама». 21
Введение:
Современные
стандарты образования нацелены на формирование определенного типа личности:
свободной, уверенной в себе, разносторонне развитой, гармоничной личности. В
качестве значимых личностных качеств, которые входят в структуру такой личности
можно назвать коммуникативную компетентность и креативность.
Под
коммуникативной компетентностью понимается способность личности грамотно
выстраивать коммуникацию, понимать ее закономерности, оказывать определенное
влияние на процесс коммуникации, продуктивно разрешать конфликтные ситуации.
Коммуникативная компетентность в некоторой мере связана с социальной
успешностью человека, продуктивностью его социализации. Креативность
представляет собой одну из форм мышления. Данную форму мышления можно описать,
как умение мыслить нестандартно, взглянуть на ситуацию или проблему с разных
точек зрения. Креативность и коммуникативная компетентность необходимы всем
людям, как фактор, обеспечивающий ту или иную степень функционирования их в
обществе либо в профессии. Однако можно говорить о том, что существуют
профессии, для которых указанные качества являются профессионально важными. К
таким профессиям можно отнести педагогические профессии, творческие профессии,
а также такую профессию, как специалисты в сфере дизайна и рекламы и связей с
общественностью.
Коммуникативная
компетентность и креативность являются профессионально важными качествами для
специалистов направлений «реклама и связи с общественностью» и «дизайн». Однако
следует отметить, что значимость данных качеств для представителей выделенных
специальностей неоднозначна. Можно предположить, что для обучающихся по
направлению подготовки «Реклама и связи с общественностями» является более
значимым высокий уровень развития коммуникативной компетентности, т.к.
коммуникация представляет собой основное содержание профессиональной
деятельности в данном направлении. Для обучающихся по направлению «Дизайн»
более значимым является высокий уровень развития креативности, т.к.
дизайнерское решение представляет собой завершенный творческий продукт,
требующий нестандартного и творческого подхода для того, чтобы конечный продукт
был оригинальным и уникальным.
Исследованиями коммуникативной компетентности занимались
такие ученые, как Бандура А., Бодалев А А, Богданов Е
Н, Деркач А А, Зазыкин В Г., Кузьмина Н В , Маркова А К , Омаров А М ,
Петровская Л А, Реан А А, Селезнева Е В , Синягин Ю В и др. Проблемой креативности занимались Дж. Гилфорд,
Е.Торренс, М. А. Холодная Г. М. Коджаспирова и др. В настоящее время ими
изучены особенности функционирования, структура и природа коммуникативной
компетентности и креативности, особенности сформированности данных качеств у
представителей различных социальных групп и специальностей. В данном
исследовании основной акцент делается на изучении уровня и особенностей
развития коммуникативной компетентности и креативности у обучающихся по
направлениям «Реклама и связи с общественностью» и «Дизайн», а также их
соотношения у представителей выбранных направлений подготовки.
Можно
предположить, что у студентов, которые проходят профессиональную подготовку в
данных направлениях, уровень коммуникативной компетентности и креативности
достаточно высок. Это необходимо, для того чтобы создавать новые, необычные
творческие решения, а также осуществлять коммуникации, причем речь идет не
только о коммуникации в профессиональной сфере, а и об определенных типах
массовой коммуникации, которая происходит при трансляции рекламной информации.
Соответственно, исследование уровня, особенностей и соотношения коммуникативной
компетентности и креативности в структуре личности студентов специальностей
«дизайн» и «реклама и связи с общественностью» является весьма актуальным и
перспективным в психологической науке.
Цель
исследования: эмпирически изучить особенности креативности и коммуникативной
компетентности студентов, обучающихся по направлениям подготовки «Дизайн» и «Реклама
и связи с общественностью».
Объект
исследования: креативность и коммуникативная компетентность как профессионально-значимые
характеристики личности.
Предмет
исследования: особенности развития коммуникативной компетентности и
креативности студентов, обучающихся по направлениям подготовки «дизайн» и «реклама и связи с общественностью».
Гипотеза
исследования: Существуют различия в проявлениях коммуникативной компетентности
и креативности у студентов, обучающихся по направлениям подготовки «Дизайн» и «Реклама
и связи с общественностью»
Задачи
исследования:
1.На
основе анализа литературы определить понятия и составляющие коммуникативной
компетентности и креативности
2.
Определить место коммуникативной компетентности и креативности в структуре
профессионально-значимых качеств обучающихся по направлениям «Реклама и связи с
общественностью», «Дизайн»;
3.
Эмпирически изучить проявления коммуникативной компетентности и креативности у
студентов, обучающихся по направлениям подготовки «Реклама и связи с
общественностью», «Дизайн»;
4.
Провести сравнительный анализ проявлений коммуникативной компетентности и
креативности обучающихся по направлениям подготовки «Реклама и связи с
общественностью», «Дизайн.
Методы
исследования: анализ научной литературы, систематизация и обобщение полученной
информации, психодиагностические методики: тест коммуникативных умений Л.
Михельсона (адаптация Ю.З. Гильбуха), тест-опросник Г. Дэвиса на определение
уровня креативности, непараметрический статистический U-критерий Манна-Уитни.
Характеристика базы и
выборки исследования: исследование проводилось с помощью гугл-форм; выборка
включает в себя 50 человек (49 женщин и 1 мужчина) в возраст
Заключение:
Фрагмент текста работы:
1 Теоретические основы исследования
коммуникативной компетентности и креативности в студенческом возрасте
1.1 Понятие и составляющие коммуникативной
компетентности Под компетентностью в
принципе понимается сформированная система знаний, дающая право высказывать
свое авторитетное мнение о каком-либо явлении либо объекте. В расширенном
понимании компетентность — это возможность субъекта осуществлять собственную компетенцию
в конкретном направлении деятельности.
Коммуникативную
компетентность в широком смысле можно представить как возможность личности адекватно
(т.е. в рамках определенных общественных нормативов) действовать в форме
коммуникативного фактора.
Коммуникативная
компетентность личности в широком смысле включает два компонента — общую и
специальную коммуникативную компетентность. Общая коммуникативная
компетентность описывает возможность человека к осуществлению коммуникации в
разнообразных ситуациях и воспроизводится в плоскости ежедневных коммуникаций,
повседневных ситуаций информационного взаимодействия, как в бытовой, так и в
профессиональной сфере. Специальная коммуникативная компетентность выступает
как наивысший уровень развития коммуникативных знаний, умений и навыков,
которые нужны человеку для осуществления профессиональной деятельности [10].
Определение
коммуникативной компетентности выдвигали разные исследователи. Суть данного определения
варьируется в соответствии с мнением самого автора.
Впервые определение
"коммуникативной компетенции" предложил Д. Хаймз (1972 г.), расширив
определение "лингвистическая компетенция", выдвинутое Н.Хомским (1965
г.). Он говорил о том, что высказывание характеризуется своими нормами, которым
подчиняются правила грамматики, и овладение которыми дает возможность пользоваться
языком в процессе коммуникации. Д. Хаймз включал в это определение следующие характеристики:
-лингвистическую
(правила языка);
-социально-лингвистическую
(правила диалектной речи);
-дискурсивную (правила
построения смыслового высказывания);
-стратегическую
(правила поддержания контакта с собеседником).
А. Холлидей понимает коммуникативную
компетенцию как личностную готовность и возможность вербальной коммуникации.
Позже (1975 г.) понятие коммуникативной компетенции было представлено Ванэком
на базе спецификаций Совета Европы. Он утверждал, что коммуникативная
компетенция состоит из нескольких элементов:
-лингвистическая
компетенция (знание грамматических правил);
-социо —
лингвистическая компетенция (навык применения и понимания языковых форм в
соответствии с ситуацией);
— дискурсная
компетенция (навык осознания и последовательного расположения отдельных фраз в
целях смысловой коммуникации);
— стратегическая
компетенция (навык применения речевых и неречевых тактик для восполнения
недостающих знаний);
— социо-культурная
компетенция (конкретная степень знакомства с социо-культурным контекстом);
-социальная компетенция
(желание и готовность к совместной деятельности с другими, навык регулирования
ситуацией) [1].
Самое подробное определение
коммуникативной компетенции выдвинул Л. Бахман (1990 г.). Он применил понятие "коммуникативное
языковое умение" и описал такие основные компетенции:
-лингвистическую (реализация
высказываний происходит только на базе сформированных знаний, понимания языка
как системы);
-дискурсную
(связанность, логичность, организация);