Педагогика Курсовая теория Педагогика/Психология

Курсовая теория на тему Особенности коммуникативной деятельности дошкольников с нарушениями речи.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3
Глава 1. Особенности и психолого-педагогическая характеристика детей с нарушением речи 4
1.1. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушением речи 4
1.2. Особенности детей с нарушением речи 6
Выводы по главе 1 10
Глава 2. Причины нарушений речи и особенности коммуникативной деятельности при нарушении речи 12
2.1. Причины нарушения речи у детей 12
2.2. Коммуникативная деятельность дошкольников с нарушениями речи 21
Выводы по главе 2 26
Заключение 27
Список использованной литературы 29

  

Введение:

 

В отечественной науке общение интерпретируется как деятельность, иногда обозначаемая синонимом «коммуникативная деятельность». Суще-ствует несколько различных теорий деятельности. Наиболее известные из них концепции Б.Г. Ананьева, Л.Г. Выготского, А.Н. Леонтьева, С.Л. Ру-бинштейна. Взяв за основу концепцию деятельности можно выделить сле-дующие основные структурные компоненты коммуникативной деятельно-сти: предмет общения; коммуникативная потребность и мотивы; единица общения; средства и продукты общения. В рамках общей концепции дея-тельности общение понимается как один из ее видов – коммуникативная деятельность – и имеет все структурные признаки (предмет, результат, по-требность, мотив, цель, задачи и операции или средства). Согласно совре-менным научным представлениям нарушение речи относится к расстрой-ствам общения и представляет собой нарушение процессов формирования коммуникации у детей с различными нарушениями речи вследствие дефек-тов восприятия и произношения фонем.
Объектом исследования являются дети с нарушением речи.
Предметом: особенности коммуникативной деятельности дошколь-ников с нарушениями речи.
Цель исследования: изучение особенностей коммуникативной дея-тельности дошкольников с нарушениями речи.
Задачи:
1. Изучить психолого-педагогическую характеристику детей с нару-шением речи
2. Рассмотреть особенности детей с нарушением речи
4. Охарактеризовать причины нарушения речи у детей
4. Проанализировать особенности коммуникативной деятельности дошкольников с нарушениями речи
Методы исследования: теоретический анализ литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Таким образом, дети с нарушениями речи наряду с речевыми осо-бенностями имеют недостаточную сформированность процессов, тесно связанных с речевой деятельностью.
Внимание этих детей может быть неустойчивым, неустойчивым и убывающим, а фокусировка плохо сформирована; отсутствие стабильно-сти и концентрации внимания, малое распределение способностей.
Память сужена по сравнению с нормой, требуется больше времени и повторений для запоминания данного материала. При относительно со-храненной семантической, логической памяти у детей с фонетическим и фонематическим недоразвитием речи снижается вербальная память, стра-дает производительность памяти.
Они забывают сложные инструкции, элементы и последовательность задач. Есть особенности в ходе психических операций: преобладание наглядно-образного мышления, у детей возникают трудности в понимании абстрактных понятий и отношений. Скорость потока мыслительных опе-раций замедлилась, замедлилось и восприятие учебного материала и т.д. Наблюдались нарушения разряда артикуляции и двигательных навыков.
При всем многообразии патологических проявлений существуют не-которые общие психолого-педагогические особенности детей с нарушени-ями речи.
Это в первую очередь расстройства личности — фиксация на дефекте, трудности речевого общения, речевой и поведенческий негатив, что усложняет структуру нарушений и приводит к нарушению социальной адаптации. В школьном возрасте у этих детей наблюдается своеобразная структура связного выражения, снижается его информативность, устойчи-вы специфические ошибки при написании, усиливаются нарушения в эмо-ционально-волевой сфере.
Таким образом, связь между нарушениями речи и другими аспекта-ми психологического развития определяет особенности их мышления. Это отмечено в работах И.Т. Власенко, Г.А. Каше, Р.Е. Левина, Л.Ф. Спирова и других. О. В. Преснова отмечает, что, в целом, имея полные предпосыл-ки для овладения умственными операциями, доступными для нормально развивающихся детей дошкольного возраста, словесно-логическое мыш-ление лежит в основе развития фонетического и фонематического недораз-вития речи. Таким детям сложно классифицировать предметы, обобщать явления и характеристики. Часто их суждения и выводы являются скудны-ми, фрагментарными и логически не связанными.
Итак, коммуникативная активность детей с общим недоразвитием речи имеет ряд специфических особенностей. Расстройства влияют на все компоненты общения и проявляются в снижении речевой активности и по-требности в общении, в интересах общения детей, нежелании общаться устными средствами.
Их неспособность ориентироваться отмечены в ситуации общения, отсутствие согласованности и отсутствие инициативы.
Характерно наличие специфических психологических характеристик (робость, нерешительность, застенчивость) и трудностей неречевого ха-рактера (коммуникативные навыки, негативность, раздражительность). Ис-следования показывают, что общение с детьми с нарушениями речи со-держит достаточное количество конфликтов, вызванными отсутствием ориентации на партнера, игнорированием его интересов во время разго-вора.
Таким образом, дети испытывают серьезные трудности в организа-ции своего поведения, что отрицательно сказывается на общении с други-ми людьми и, прежде всего, со сверстниками.

 

Фрагмент текста работы:

 

У детей с тяжелой речевой патологией отмечается недоразвитие всей познавательной деятельности (восприятие, память, мышление, речь), осо-бенно на уровне произвольности и осознанности. Интеллектуальная отста-лость у детей носит вторичный характер, поскольку она формируется в результате недоразвития речи во всех ее компонентах.
Внимание детей с нарушениями речи, характеризующимися неста-бильностью, трудностями включения, переключения и распределения. У этой категории детей наблюдается сужение диапазона внимания, быстрое забывание материала, особенно словесного (речевого), снижение активной ориентации в процессе запоминания последовательности событий, сюжет-ной линии текста. Многим из них присуще недоразвитие умственных опе-раций, снижена способность к абстрагированию, обобщению. [5]
Детям с патологией речи легче выполнять задания не устной, а визу-альной формы. Им нужно больше времени, чтобы понять инструкции к за-данию, для формирования идей и понятий. Требуется многократное по-вторение, уточнение, наводящие вопросы.
Дети с нарушениями речи быстро устают, у них снижается работо-способность. Эти дети реагируют медленнее, неспособны быстро сосредо-точиться и могут испытывать трудности при самостоятельном управлении своим пространством. Они не включены в работу. [6]
Этим детям трудно научиться читать, а также обрабатывать, сохра-нять и использовать информацию, полученную в результате чтения. Неко-торым сложно уловить рифму, и им трудно запоминать стихи. Отклонения в эмоционально-волевой сфере. [22]
У них нестабильность интереса, сниженная внимательность, снижен-ная мотивация, изоляция, негативизм, неуверенность в себе, раздражи-тельность, агрессивность, обида, трудности в общении с окружающими, установление контактов со сверстниками, субъективная неудовлетворен-ность, расстройства личности, необходимость присутствовать во фрустра-ции, это приводит к недостаточной социальной адаптации.
Особые образовательные потребности. Особые образовательные по-требности, характерные для детей с нарушением речи включают:
— выявление в самом раннем периоде обучения детей группы риска (совместно со специалистами медицинского профиля) и назначение лого-педических служб на этапе выявления первых признаков отклонения раз-вития речи;
— организация обязательной коррекции речи в соответствии с выяв-ленным нарушением перед школой;
— преемственность содержания и методов дошкольного и школьного образования, направленных на нормализацию или полное преодоление отклонений речи и личностного развития;
— получение дошкольного образования с точки зрения общеобразо-вательных учебных заведений или определенного типа, адекватных обра-зовательным потребностям дошкольника и степени выраженности недо-развития речи;
— обязательная преемственность коррекционно-развивающего про-цесса, реализуемая как через содержание образовательных сфер, так и в процессе индивидуальной работы;
— создание условий для нормализации (компенсации) состояния выс-ших психических функций анализатора, аналитико-синтетической и регу-ляторной деятельности на основе междисциплинарного подхода к изуче-нию детей с нарушениями речи и коррекции этих нарушений; координация педагогических, психологических и лечебных средств в процессе ком-плексного медико-психолого-педагогического сопровождения;

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы