Курсовая теория Педагогика/Психология Дошкольная педагогика

Курсовая теория на тему Особенности коммуникационных умений у детей дошкольного возраста с РАС

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ РАССТРОЙСТВ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА 6
1.1. Расстройства аутистического спектра в структуре нарушений психического развития 6
1.2. Характеристика коммуникативных умений 10
ВЫВОДЫ ПО 1 ГЛАВЕ 16
ГЛАВА 2. СПЕЦИФИКА КОММУНИКАТИВНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА 17
2.1. Особенности развития речевой коммуникации у детей с расстройством аутистического спектра 17
2.2. Развитие коммуникационных умений у детей с РАС 23
ВЫВОДЫ ПО 2 ГЛАВЕ 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 32

 

  

Введение:

 

Актуальность исследования. На современном этапе развития общества число рождения в мире детей с ограниченными возможностями здоровья имеет тенденцию к увеличению. Научно-технический прогресс, социально-экономические, климатогеографические особенности, экологические факторы: снижение уровня жизни, ухудшение экологической ситуации, — все эти патологические факторы, имеющие характер стрессового пролонгированного воздействия, вызывают рост рождения в мире все большего количества детей с аутистическим спектром.
Рост количества детей с аутизмом подчеркивает необходимость рассмотрения разных подходов к его определению, поскольку наряду с классическим аутизмом существуют и другие схожие с ним расстройства аутистического спектра. Проявления аутизма кардинально различаются в зависимости от тяжести и уровня развития болезни, а также действующего хронологического периода.
Расстройства аутистического спектра на протяжении последних десятилетий продолжают оставаться актуальной проблемой мирового значения. Распространенность аутизма в разных странах колеблется от 4 до 26 случаев на 10 тысяч детского населения, причем у мальчиков распространенность в 4-4,5 раза выше, чем у девочек [25, с. 62]. Причем следует отметить, что количество детей с аутистическими чертами в поведении доминирует над количеством детей с классическими формами аутизма. Так если, в 2010 г. из 42 тысяч детей с нарушениями интеллекта, лишь у 3 тысяч детей был выставлен диагноз ранний детский аутизм, и у 7 тысяч детей в диагнозе были выставлены аутистические черты в поведении, в 2013 г. из 46 тысяч детей, у 8 тысяч были выставлены аутистические черты в поведении, и только у 2 тысяч был выставлен диагноз ранний детский аутизм, в 2016 из 54 тысяч детей у 4 тысяч выставлен диагноз ранний детский аутизм, у 9 тысяч детей в диагнозе выставлены аутистические черты в поведении.
Аутизм является психическим расстройством, характеризующимся выраженным дефицитом навыков общения, а также личностных, речевых, социальных сторон развития. У ребенка выражены лишь стереотипные действия, направленные на неодушевленные предметы. Дети с аутистическим спектром характеризуются целым комплексом психических, социальных и биологических особенностей. У детей данной категории наблюдаются нарушения познавательной и эмоционально-волевой сфер; дефицит навыков общения, личностных, речевых и социальных сторон развития. Характерными чертами аутизма являются склонность к самоизоляции, отгороженность от окружающего и реального мира. Аномальное развитие наблюдается в сферах социального взаимодействия, нарушенного речевого общения и ограниченного повторяющегося поведения.
Проблема изучения коммуникативных возможностей детей с диагнозом умственная отсталость — одна из наиболее актуальных в психологии и педагогике, поскольку дети данной категории отмечаются гораздо большими проблемами процесса общения, нежели нормально развивающиеся дети.
Коммуникативные навыки рассматриваются в качестве комплекса осознанных коммуникативных действий; как совокупность индивидуально-психологических особенностей, существующих на основе коммуникативных задатков и определяющих успешность овладения коммуникативной деятельностью.
Изучением особенностей развития детей с РАС занимались многие ученые (Е.Р. Баенская, В.М. Башина, М.Ю. Веденина, В.В. Лебединский, К.С. Лебединская, М.М. Либлинг, О.С. Никольская и др.). Е.Э. Артемовой, Е.Р. Баенской, М.Ю. Ведениной, А.В. Камышевой, К.С. Лебединской, В.В. Лебединским, М.М. Либлинг, О.С. Никольской, А.В. Хаустовым и др. исследуются особенности овладения детьми с РАС навыками социального взаимодействия.
Методологические основы аспектов исследования определили:
— фундаментальные положения об общности основных закономерностей психического развития в норме и патологии, о сензитивных возрастах, о соотношении коррекции и развития (Л.С. Выготский; П.Я. Гальперин; А.В. Запорожец; В.В. Лебединский, А.Н. Леонтьев; В.И. Лубовский, и др.);
— современные подходы в области коррекционно-развивающей работы с детьми с особыми образовательными потребностями (И.И. Мамайчук, Е.М. Мастюкова, Н.Я. Семаго, Е.А. Стребелева, У.В. Ульенкова и др.);
— описание сенсомоторных, интеллектуальных, речевых, эмоциональных факторов развития детей с РАС (Е.Р. Баенская, Е. Каган, О.И. Каннер, М.М. Либлинг, О.С. Никольская, и др.);
Объект исследования: расстройства аутистического спектра.
Предмет исследования: коммуникационные умения у детей с РАС.
Цель исследования: изучение особенностей коммуникационных умений у детей с аутистическим спектром.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть расстройства аутистического спектра в структуре нарушений психического развития. Описать специфику возрастных проявлений аутизма.
2. Дать характеристику коммуникативным умениям.
3. Охарактеризовать особенности речевой коммуникации у детей с РАС.
4. Описать развитие коммуникационных умений у детей с РАС
5. Сформулировать полученные выводы.
Методы исследования: анализ, синтез, классификация, обобщение.
Структура исследования. Курсовая работа включает введение, две главы, заключение, список литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Обзор литературных источников показал, что проблема социального взаимодействия детей с РАС в современном обществе является одной из актуальных проблем социальной, возрастной, клинической и специальной психологии и педагогики. Социальная значимость проблемы формирования навыков социального взаимодействия у аутичных детей требует совершенствования и проведения целенаправленных исследований в данном направлении.
В структуре нарушений психического развития синдром раннего детского аутизма занимает особое место. детский аутизм относится к общим расстройствам психологического развития
При раннем детском аутизме отмечается диссоциация интеллектуального развития, в совокупности с неравномерностью поражения познавательных процессов. Ведущими симптомами аутизма являются качественные нарушения социального взаимодействия; ограниченные и повторяющиеся стереотипные шаблоны в поведении, интересах и деятельности.
Коммуникация трактуется во многих исследованиях как «общение, взаимодействие между индивидами» (Т. Парсонс), «информационный процесс – передача сообщений» (М.С. Каган), «вербальное общение» (С.Д. Смирнов), «передача информации» (В.М. Астапов) и т.д.
Нарушения в сфере коммуникации и социального взаимодействия являются одним из диагностических критериев расстройств аутистческого спектра. По мнению многих экспертов, причиной нарушения коммуникативной сферы являются сенсорные проблемы аутичных детей. В связи с этим возникают трудности с пониманием речи, считыванием эмоций у собеседника и т.д. Нарушается мотивационный компонент общения, общение не воспринимается как способ обмена информацией с людьми.
Одним из ведущих признаков расстройств аутистического спектра является несформированность коммуникативных навыков. Отсутствие мотивации к коммуникативному взаимодействию обусловливает нарушения довербального и вербального этапов становления речи, а неспособность к установлению эмоционального контакта с партнером по общению приводит к неправильному восприятию ребенком поведения окружающих.
Нарушение речевого развития является одним из ведущих проявлений РАС. В основе механизма нарушения речевого развития у детей с РАС лежит дефицитарность единства перцептивной, моторной и коммуникативно-поведенческой базы речи, затрудняющей освоение речи в качестве способа общения.
Речи детей с РАС присуща автономность, эгоцентричность и оторванность от контекста реальной ситуации, им свойственны трудности в ситуации смены коммуникативных ролей, что обусловлено недостатками вербальной коммуникации. В основе механизма нарушения речевого развития у детей с РАС лежит дефицитарность единства перцептивной, моторной и коммуникативно-поведенческой базы речи, затрудняющей спонтанное освоение речи ребенком в качестве способа общения.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ РАССТРОЙСТВ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА

1.1. Расстройства аутистического спектра в структуре нарушений психического развития

Расстройствами аутистического спектра (РАС) обозначается спектр характеристик, описывающих широкий круг аномального поведения, затруднений социального и коммуникативного взаимодействия, а также жестко ограниченных интересов и часто повторяющихся поведенческих актов (Лич Д.) [19].
Впервые термин «аутизм» был введен в 1912 году Э. Блейлером для обозначения особого состояния аффективной сферы и мышления, а в 1943 году описан Л. Каннером [10]. Название синдрома раннего детского аутизма происходит из анализа «экстремального одиночества». Аутизм является психическим расстройством, характеризующимся выраженным дефицитом навыков общения, а также личностных, речевых, социальных сторон развития [23].
Согласно Международной классификации болезней, детский аутизм относится к общим расстройствам психологического развития (F84). Для идентификации связанных с данными нарушениями заболевания либо выявления умственной отсталости приняты дополнительные коды — атипичный аутизм (F84.1); синдром Ретта (F84.2); другое первазивное (дезинтегративное) расстройство детского возраста (F84.3); синдром Аспергера (F84.5). В соответствии с «Руководством по диагностике и статистике психических расстройств» Американской психиатрической ассоциации в новом классификаторе диагнозы аутизма изменены на категорию «расстройства аутистического спектра».
Классический аутизм (инфантильный, детский аутизм) (F84.0) — это тип общего нарушения развития, обусловленного аномалиями и задержками развития, проявляющимися у ребенка до трех лет; психопатологическими изменениями в социальных взаимодействиях; стереотипность и ограниченность поведенческих и коммуникативных функций; представляет собой сложнейшее нарушение развития и относится к категории первазивных расстройств.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы