Курсовая теория на тему Особенности изучения морфемного состава слова
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения морфемного состава слова 6
1.1. Морфемный состав русского слова 6
1.2. Методика изучения морфемного состава слова 8
Глава 2. Анализ изучения морфемного состава слова 12
2.1. Основные понятия морфемики, изучаемые в начальной школе 12
2.2. Сущность морфемного анализа слов 13
2.3. Изучение морфемного состава слова в УМК «Начальная школа 21 века» 19
Заключение 28
Список используемой литературы 30
Введение:
Введение
Актуальность работы. Любой язык представляет собой взаимосвязанную и взаимопроникающую уровневую систему. Предложение членится на фразы, фразы – на слова, слова – на морфемы. Морфема выступает наименьшей звукосмысловой единицей языка, влияющей на расширение словарного запаса учащихся. Российские лингвисты единодушны в том, что членение слова на составляющие развивает орфографическую зоркость, логическое мышление, повышает грамотность, способствует развитию речи.
Морфемный состав русского слова чрезвычайно разнообразен, в «Русской грамматике» выделяется более шестидесяти комбинаций морфем.
Русское слово состоит из морфем: корней и аффиксов. Корень заключает в себе основной элемент лексического значения. Аффиксы служат для образования нового слова или его форм. Словообразовательные аффиксы в совокупности с корнем формируют семантику слова и выступают его основой. Слова делятся на простые и сложные, первые состоят из одной основы, вторые – из двух и более.
Аффиксы делятся на префиксы (приставки), суффиксы, интерфиксы, постфиксы и флексии (окончания).
Приставка располагается перед корнем, суффикс – после корня, окончание – в конце слова, постфикс – после окончания, интерфикс – между основами сложного слова. Приставки служат в словообразовательных целях. Суффиксы и постфиксы в русском языке в основном образуют новые слова, реже – новые формы.
Интерфиксы указывают на связь простых основ. Окончания приводят только к изменению морфологических значений. Согласно «Русской грамматике» слово существует как система словоформ, а морфема – как совокупность морфов.
Морфема – это родовое понятие, а морф – видовое.
Таким образом, в морфемном разборе используется словоформа как конкретная реализация слова в высказывании, ее единицами выступают приставка, корень, суффикс, инфикс, постфикс и окончание.
Новые подходы к изучению русского языка в общеобразовательной школе отражены в Федеральных государственных образовательных стандартах основного общего и среднего общего образования, утвержденных в 2009 и 2010 гг. В основе Стандартов лежит системно-деятельностный (коммуникативнодеятельностный) подход, в соответствии с которым и устанавливаются требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы. ООП определяет основное содержание учебных предметов и основные результаты изучения соответствующих предметов. После утверждения ФГОСов стали появляться учебники, созданные в соответствии с требованиями стандартов и получившие условное название учебников нового поколения.
Причем это как учебники уже действующие, но переработанные в свете новых требований (например, учебно-методический комплекс Т. А. Ладыженской, М. Т. Баранова, Л. А. Тростенцовой и др., созданный на основе учебника под научной ред. Н. М. Шанского), так и учебники совершенно новые, созданные новыми авторскими коллективами (например, учебник, входящий в систему «Алгоритм успеха», под ред. А. Д. Шмелева).
Дискуссии на разных площадках о том, каким должен быть учебник нового поколения, определяют общие требования к нему. С учебником нового поколения связывают возможности повышения уровня образованности и достойные показатели обученности наших учащихся на фоне международных стандартов, рост мотивации у учащихся к освоению предметного содержания, успешность подготовки к ЕГЭ, переход к компетентностной модели обучения, реализацию творческого потенциала учителя, долгожданный переход к индивидуальным образовательным траекториям и многое другое.
Одной из основных задач современной лингвометодики и лингводидактики является развитие речи, формирование коммуникативной компетенции, что проявляется в усилении внимания не только к формальной стороне языковой единицы, но и к семантике; другими словами, изучение языка должно быть осмысленным. Причем это касается всех без исключения разделов языкознания.
Цель исследования – изучить особенности изучения морфемного состава слова.
Для достижения поставленной цели необходимо решение ряда взаимосвязанных задач:
1. Определить сущность морфемного состава русского слова
2. рассмотреть методику изучения морфемного состава слова
3. рассмотреть основные понятия морфемики, изучаемые в начальной школе
4. выявить сущность морфемного анализа слов
5. проанализировать изучение морфемного состава слова в УМК «Начальная школа 21 века»
Структура курсовой работы включает введение, две главы, заключение и список используемой литературы.
При написании работы были использованы учебные пособия, статьи и научные исследования, авторы которых рассматривают вопросы выбранной нами темы.
Заключение:
Таким образом, тенденция независимо выявлять смыслы незнакомых слов путем разделения их на морфологические составляющие очень сильная и стабильно функционирующая. С ее содействием большинство слов литературного языка без затруднений изучаются на занятиях в школе.
Большинство лингвистических исследований показывает, что морфемы характеризуются как семантически-деривационные. Так как объединение морфем является согласованностью, а не машинальной связью, и, более того, большинство префиксов, корней и суффиксов неоднозначны, тяжело установить словарный смысл слова исключительно по морфемному составу. Однако морфемный состав определяет словарный смысл многих слов (например, служащий, отдохнуть и так далее).
Корень в качестве смысловой основы играет особую функцию. Он образует смысловое сообщество родственных слов. Этот признак языка является одним из оснований вероятности применения членения слова на морфемы для того, чтобы уточнить его смысл. В результате учащиеся используют этот потенциал осмысленно, осваивая морфемную композицию слов и их формирование. Дети осознают словарный смысл большинства вновь образованных слов, когда они обнаруживают секреты связи, которая базируется на смысловом отношении слов.
Итак, смысл изучения морфем слов заключается в том, что во-первых, ученики овладевают одним из главных методов выявления смысла слов. Это подразумевает цель преподавателя — организовать наилучшие обстановку для детей, чтобы понять согласованность, которая есть в языке между смыслом слова и его морфемной композицией; управлять на этой основе совершенствованием словарного запаса учеников.
Таким образом, учебники нового поколения и структурно, и содержательно в целом отличаются от учебников, изданных до внедрения ФГОСа в образовательный процесс, они в большей степени отвечают современному состоянию лингвистики, требованиям времени, хотя и не лишены некоторых недочетов.
Тем не менее, все они нацелены на формирование основных компетенций, заложенных в стандарте: коммуникативной, языковой и лингвистической, культуроведческой.
Нельзя не согласиться с мыслью Э. П. Кадькаловой о том, что «современная школьная лингводидактика (даже при наличии разных взглядов в науке о русском языке на процессы образования слов) все-таки располагает достаточной научной базой для совершенствования изложения в школе темы “Способы словообразования в русском языке”», а также тем, связанных с изучением морфемного состава слова.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические аспекты изучения морфемного состава слова
1.1. Морфемный состав русского слова
Словообразование – достаточно молодой раздел лингвистики, выделившийся в самостоятельный сравнительно недавно. Большое значение для становления словообразования как самостоятельной отрасли языкознания имели работы Г. О. Винокура и В. В. Виноградова 40–50-х гг. ХХ в. Такая сравнительная молодость словообразования как объекта специального изучения является одной из причин существования целого ряда дискуссионных вопросов, как в теоретической науке, так и в практике преподавания русского языка (и в вузе, и в школе).
И если методика изучения грамматики имеет достаточно длительную историю (как и само изучение грамматики), то методика изучения морфемики и словообразования находится, по сути, в стадии становления. Следствием этого явился тот факт, что раздел «Словообразование» в школьных учебниках русского языка долгое время был представлен в меньшем объеме и менее других был разработан.
Да и материал о строении и образовании слов в ряде случаев излагался с погрешностями и не в том объеме, который был определен «Обязательным минимумом содержания общего образования по русскому (родному) языку» и «Примерной программой по русскому (родному) языку для основной общеобразовательной школы (5-9 классы)». Причем это относится не только к учебникам, но и к методическим пособиям. Как отмечает Э. П. Кадькалова, «в целом при изучении словообразования современная школьная практика попадает в обстановку непростой дискуссии» , что находит отражение и в учебниках русского языка нового поколения.
Морфемика изучает строение и состав слов, вычленяя в них минимальные части, обладающие языковым значением – морфемы.