Курсовая теория на тему Особенности изучения английского языка детьми с тяжелыми нарушениями речи
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Словарь терминов 3
Введение 4
Глава 1. Основные аспекты особенностей развития детей с ТНР 6
1.1. Психологические особенности детей с ТНР 6
1.2. Особенности речи детей с ТНР 8
Выводы по первой главе 12
Глава 2. Теоретические аспекты обучения детей с ТНР английскому языку 13
2.1. Особенности обучения детей с ТНР английскому языку 13
2.2. Методы обучения детей с ТНР английскому языку 19
Выводы по второй главе 39
Заключение 42
Список использованной литературы 44
Приложение 46
Введение:
Актуальность исследования.
В последнее время в школьном воспитании актуальными стали вопросы предоставления логопедической помощи детям с речевыми недостатками при изучении иностранного языка. Особенно это касается детей младшего школьного возраста.
У этих учащихся, как правило, отмечается недостаточное развитие фонематического слуха, частичная задержка формирования навыков звукового, буквенного анализа слов, нарушение грамматического строя родной речи.
Во время обучения английскому языку детей с речевыми недостатками необходимо принимать во внимание некоторые особенности фонетической системы английского языка. Так, например, в английском языке функционируют слоги с большим количеством согласных в конце слова. Их количество может достигать трех-пяти согласных, например sixth (шестой), twelfths (двенадцатый). В начале слога могут попадаться три согласных street (улица).
Для детей, у которых есть нарушение фонематического слуха, произношение подобных слов может вызывать сложности. Ведь для русского языка сочетание четырех-пяти согласных в одном слоге не характерно, слоги начинаются и заканчиваются гласными или согласными, или соединением двух-трех звуков.
Проблема исследования. Проблема исследования заключается в том, что на современном этапе не так много работ посвящено исследованию особенностей изучения английского языка детьми с тяжелыми нарушениями речи.
Объект и предмет исследования. Особенности изучения английского языка детьми с тяжелыми нарушениями речи
Цель исследования. Изучить особенности изучения английского языка детьми с тяжелыми нарушениями речи.
Задачи исследования.
1. Изучить психологические особенности детей с ТНР
2. Проанализировать особенности речи детей с ТНР
3. Изучить особенности обучения детей с ТНР английскому языку
4. Проанализировать методы обучения детей с ТНР английскому языку.
Теоретико-методологическая база исследования.
— общенаучные принципы системно-деятельностного подхода как методологической основы ФГОС школьного образования (А.Г. Асмолов, Э.В. Ильенков, Э.Г. Юдин и др.);
— аксиологический подход в образовании (Л.М. Архангельский, А.Г. Бабаян, О.Г. Дробницкий, Э.В. Заутурова, М.С. Каган, В.П. Тугаринцев и др.);
— концепция структурного подхода к личности (Б.Г. Ананьев, Б.С. Братусь, Э. Гилфорд, А.Н. Ленонтьев, С.Л. Рубинштейн, Л. Терстоун и др.);
— положения концепции о закономерностях и сензитивных периодах развития личности (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и др.);
Методы исследования.
Анализ, синтез, обобщение, классификация.
Этапы исследования.
Исследование проходило в два этапа:
1. Изучение источников по проблеме исследования
2. Обобщение и анализ полученных результатов
Структура курсовой работы.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Заключение:
Тяжёлые нарушения речи по — разному, но обязательно находят своё отражение в психической деятельности человека, что проявляется в нарушении познавательной, эмоционально — волевой сферы личности, межличностных отношений. Нарушение восприятия отмечается у всех детей с ТНР. Отставание в развитии зрительного восприятия, зрительных предметных образов у детей с ТНР часто сочетается с нарушением пространственных представлений. Существенным сопутствующим признаком при ТНР является нарушение памяти. Структура расстройства памяти зависит от формы речевого нарушения.
Одним из эффективных методов обучении детей с тяжелыми нарушениями речи является игра. Игра часто применяется в обучении детей с ТНР английскому языку, она представляет собой естественное состояние, потребность детей, способ коммуникации и взаимодействия детей. В игре дети воспроизводят окружающие, доступные для их восприятия социальные явления, взаимоотношения между людьми, что способствует расширению их жизненного опыта и является важным условием усвоения новых знаний по английскому языку.
Особая роль в обучения детей с ТНР английскому языку принадлежит сюжетно-ролевой игре, в процессе которой на практической основе дети под руководством педагога, насыщающим игру смыслом, получают возможность многократно воспроизводить действия, тем самым происходит закрепление и уточнение содержания новых знаний.
Большое влияние на обучение детей с ТНР английскому языку оказывают содержание и правила игры. Содержание в сюжетно-ролевой игре отражает нормы, которые приняты в обществе. Играя, ребенок как бы переходит в развитый мир форм человеческого поведения. Нормы, которые заложены в игровой роли, в процессе игры становятся источником развития поведения самого ребенка. Исполняя роль в игре, ребенок стремится показать сущность, усваивая новые знания по английскому языку. Такая целенаправленность поведения очень важна для обучения детей с ТНР английскому языку. Еще один вид игр, в процессе которого происходит обучение детей с ТНР английскому языку – это дидактические (обучающие) игры. Они имеют готовый игровой материал, план и правила, игровые действия и результаты, включают образовательные цели и задачи, они предназначены для получения конкретных результатов. В то же время в них, как и в любой игре, определенно присутствует развлекательный аспект. Дидактические игры ориентированы на уточнение и закрепление новых знаний через проблемные ситуации. В образовательной практике получили широкое распространение сюжетные дидактические игры.
Теоретический анализ научных источников показал, что обучение детей с ТНР английскому языку представляет собой интегральное образование, структуру которого образует единство когнитивного, эмоционально-мотивационного, деятельностного и рефлексивного компонентов:
— когнитивный компонент включает базовые знания, понимание их смысла, их сущности, осознание необходимости, руководствоваться ими в процессе общения и взаимодействия с другими людьми;
— эмоционально-мотивационный компонент заключается в сознательном и эмоционально переживаемом усвоении ребенком новых знаний, проявляется в эмпатии, радостном предвосхищении результатов своих поступков, желании ребенка овладеть новыми знаниями и проявить их в общении и взаимодействии с другими людьми;
— деятельностный компонент проявляется в способности ребенка регулировать сове общение в соответствии с изученным материалом;
— рефлексивный компонент представляет собой осознание и присвоение базовых знаний как собственных эталонов, перенос их в самостоятельную деятельность, проявляется в способности ребенка адекватно оценивать свои знания.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Основные аспекты особенностей развития детей с ТНР
1.1. Психологические особенности детей с ТНР
Тяжёлые нарушения речи по — разному, но обязательно находят своё отражение в психической деятельности человека, что проявляется в нарушении познавательной, эмоционально — волевой сферы личности, межличностных отношений. Нарушение восприятия отмечается у всех детей с ТНР.
В зависимости от того, какой из анализаторов является веду¬щим, различают зрительное, слуховое, тактильное и другие виды восприятия, нарушение которого имеет свою специфику в зависимости от формы речевого расстройства.
Нередко дети из–за нечёткости фонематического восприятия улавливают только отдельные элементы фразы и не могут связать их в единую смысловую структуру. Эта ограниченность понимания является вторичным проявлением основного нарушения – недоразвития собственной речи.
Необходимое условие для обучения детей грамоте – развитие зрительного восприятия, которое у детей с ТНР отстаёт от нормы и характеризуется рядом особенностей [8].
Для них типично нарушение буквенного гнозиса, проявляющееся в трудностях узнавания сходных графических букв, изображённых пунктирно, в условиях наложения, зашумления и т. д.
Недостаточность зрительного восприятия, приводящая к стойкому отставанию в развитии семантической стороны речи, имеет место у детей с оптической алалией.
Для них характерна крайняя бедность представлений об окружающем, замедленное развитие понимания слов, имеющее совсем другую природу, чем при сенсорной алалии.
Отставание в развитии зрительного восприятия, зритель¬ных предметных образов у детей с ТНР часто сочетается с нарушением пространственных представлений.
В частности, дети с дизартрией затрудняются в дифференциации понятий справа, слева, с трудом усваивают многие пространственные понятия – спереди, сзади, между, не могут сложить из части целое и т. д. Особенно стойко пространственные нарушения проявляются в рисовании человека: изображение отличается бедностью, примитивностью, что типично для детей не только с дизартрией, но и с алалией.
У некоторых детей с ТНР наблюдаются недоразвитие временных представлений, нарушение их вербализации, а также несовершенство субъективного ощущения времени, что оказывает отрицательное влияние на развитие устной речи. Нарушается употребление предлогов и наречий, выражающих временные отношения, глаголов настоящего, прошедшего и будущего времени [11].
Существенным сопутствующим признаком при ТНР является нарушение памяти. Структура расстройства памяти зависит от формы речевого нарушения. Так, у детей с ринолалией зрительная память развита лучше, чем слуховая. Однако по сравнению с нормально говорящими они хуже запоминают слова и предметы, у них значительно снижено логическое запоминание.
В целом по сравнению с нормально говорящими у детей с ТНР снижен объём всех видов памяти (слуховой, зрительной, тактильно – кинестетической).
Внимание у детей с ТНР характеризуется рядом особенностей: неустойчивостью, трудностью переключения, низким уровнем произвольного внимания и т. д.
ТНР отрицательно сказываются на формировании личности, вызывают специфические особенности эмоционально — волевой сферы. У детей с ринолалией нарушение речи способствует развитию таких качеств личности, как застенчивость, нерешительность, замкнутость, негативизм, уход от общения, чувство неполноценности.
Неуверенные в себе, обидчивые они часто плохо уживаются в кругу нормально говорящих сверстников, замыкаются в себе. Дети с моторной алалией весьма разнородны по особенностям эмоционально — волевой сферы. Чаще всего для них типичны повышенная тормозимость, снижение активности, неуверенность в себе, речевой негативизм. Менее малочисленной является группа детей, которым свойственна повышенная возбудимость.
У них отмечаются гиперактивность (не всегда продуктивная), суетливость, лабильность настроения, отсутствие переживания своего языкового расстройства.
Небольшую по численному составу группу составляют дети, у которых эмоционально — волевая сфера сохранена. Непременной составляющей процесса социальной адаптации личности является социально — ролевое поведение, определяющее совокупность психологических свойств и форм поведения.
Расстройства в эмоционально — волевой, личностной сферах детей с ТНР ухудшают их работоспособность, что отрицательно сказывается на качестве их знаний.
В заключение следует отметить, что, хотя коррекция речи детей с ТНР является длительным и сложным процессом, тем не менее в результате логопедических занятий у детей постепенно развивается чутьё языка, происходит овладение речевыми средствами, на основе которых возможен переход к самостоятельному развитию и обогащению речи в процессе свободного общения.