Курсовая теория на тему Особенности изобразительной деятельности дошкольников с зпр
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
1.
Психолого-педагогическая характеристика детей с ЗПР. 5
1.1. Понятие
задержки психического развития. 5
1.2.
Особенности психического и социального развития детей с ЗПР. 10
2. Специфика
и значение изобразительной деятельности детей с ЗПР. 20
2.1.
Изобразительная деятельность нормально развивающихся дошкольников и
дошкольников с ЗПР. 20
2.2.
Возможности анализа рисунков детей с ЗПР для диагностической и коррекционной
работы с ними. 30
2.3. Влияние
специально направленной изобразительной деятельности на развитие детей с ЗПР. 33
Заключение. 38
Список
литературы 39
Введение:
Изобразительная
деятельность детей является единственным в своем роде средством формирование и творческих
способностей, а также продуктивного мышления, воображения, лежащие в основе
любого вида творчества.
В педагогике изучению
своеобразия детской изобразительной деятельности посвящается цепь
педагогических и психологических исследований. Одной из первых определение
детского изобразительного творчества дала Е.А. Флерина, указывая, что детское
изобразительное творчество мы понимаем, как сознательное отражение ребенком
окружающей реальности в рисунке, лепке, конструировании. Отражение, которое
выстроено на работе воображения, на отображении своих наблюдений, а также
впечатлений, приобретенных им через слово, картину или же другие виды
искусства. Ребенок не бездейственно копирует окружающее, а изменяет его, имея
накопленный опыт и отношение к изображаемому.
Особенностью детей с
задержкой психического развития (ЗПР) является неравномерность (мозаичность)
нарушений различных психических функций, что влияет на изобразительную
деятельность. У детей ЗПР наблюдается несовершенство цветоразличения (узнавание
промежуточных цветов) и таких компонентов восприятия, как дифференцированность,
избирательность, целостность, осмысленность, точность. Эти нарушения в развитии
не обеспечивают полноценную изобразительную деятельность детей.
Анализ научных работ
показывает, что проблема изобразительной деятельности детей с ЗПР имеет
комплексный характер и недостаточно основательно изучена, а поэтому не нашла
полного отражения в психолого-педагогической теории и практике. А таковой
аспект, как функциональный влияние средств изобразительной деятельности на
развитие детей дошкольного возраста с ЗРП практически остается вне поля зрения
ученых.
Объект исследования
– изобразительная деятельность детей дошкольного возраста.
Предмет исследования
– особенности изобразительной деятельности у детей дошкольного возраста с ЗПР.
Цель исследования
– изучить особенности изобразительной деятельности у детей дошкольного возраста
с ЗПР.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть понятие
задержки психического развития.
2. Изучить особенности
психического и социального развития детей с ЗПР.
3. Проанализировать
изобразительную деятельность нормально развивающихся дошкольников и
дошкольников с ЗПР.
4. Раскрыть возможности
анализа рисунков детей с ЗПР для диагностической и коррекционной работы с ними.
5. Рассмотреть влияние
специально направленной изобразительной деятельности на развитие детей с ЗПР.
Методы исследования:
теоретические: анализ специальной, психолого-педагогической литературы.
Практическая значимость
исследования состоит в том, что материал работы особенности изобразительной
деятельности у детей с задержкой психического развития могут быть использованы
педагогами, дефектологами, родителями в процессе развития изобразительной
деятельности у детей с ЗПР.
Курсовая работа состоит
из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Заключение:
Изобразительная
деятельность — то самовыражение детей, т.к. они изображают то, о чем мыслят,
мечтают, грезят и отражают в рисунке свое отношение к окружающему миру,
проживают всевозможные моменты в рисунке. Но рисование нельзя назвать только
потехой и развлечением. Это, все – таки, и творческая работа. Для многих
психологов рисунок ребенка – это хороший диагностический инструментарий. Он
позволяет глубже изучить ребенка, особенности его мышления, воображения,
эмоционально-волевой и личностной сферы, детско-взрослых отношений. Польза
такой деятельности огромна: развивает память, внимание, мелкую моторику, речь.
В изобразительной деятельности дети учатся сравнивать, анализировать,
составлять рассказы, сочинять и воображать.
Характерным для детей с
ЗПР явилось недоразвитие изобразительно-графических навыков, что говорит о
несовершенстве сложных произвольных форм зрительно-моторной координации и, в
свою очередь, может изменять формирование зрительных и перцептивных образов,
выражаясь в скудности детализации рисунка и не способствуя проявлению
творческих задатков личности ребенка.
Ранее выявление нарушений
изобразительной деятельности ребенка и своевременное начало коррекционного
обучения позволит значительно ускорить процесс формирования пространственных
представлений, что в дальнейшем окажет положительное влияние на готовность
детей к школе и успешность их учебной деятельности.
Фрагмент текста работы:
1.
Психолого-педагогическая характеристика детей с ЗПР 1.1. Понятие задержки
психического развития
Задержка психического
развития – замедленная скорость формирования психических функций, стойкое
состояние незрелости личностной, эмоционально-волевой сфер и поведения. Данное
состояние характеризуется незначительными отклонениями в познавательной
деятельности, но по своему развитию имеет отличия от умственной отсталости.
Обладает способностью к компенсации и к обратному развитию [31, с. 16].
Первоначально проблему
задержки психического развития в отечественных исследованиях обосновали
клиницисты. Термин «задержка психического развития» предложен Г. Е. Сухаревой в
1959 году [28]. Исследуемый феномен характеризуется, прежде всего, замедленным
темпом психического развития, личностной незрелостью, негрубыми нарушениями
познавательной деятельности, по структуре и количественным показателям
отличающимися от олигофрении, с тенденцией к компенсации и обратному развитию.
В словаре Н. В.
Новоторцевой «Коррекционная педагогика и специальная психология» задержка
психического развития определяется как «нарушение нормального темпа
психического развития, проявляющаяся в замедленном темпе созревания
эмоционально-волевой сферы, в интеллектуальной недостаточности (умственные
способности ребенка не соответствует его возрасту)». Об этом же говорит В. В.
Лебединский в своей книге «Нарушения психического развития в детском возрасте»
[22, с. 10]. При ЗПР «в одних случаях на первый план будет выступать задержка
развития эмоциональной сферы (различные виды инфантилизма), а нарушения в
интеллектуальной сфере выражены не резко. В других случаях, наоборот,
преобладает замедление развития интеллектуальной сферы» [22, с. 15]. В книге Л.
Г. Мустаевой «Коррекционно-педагогические и социально-психологические аспекты
сопровождения детей с задержкой психического развития» в общий термин ЗПР
включаются «состояния легкой интеллектуальной недостаточности,
характеризующиеся замедленным темпом психического развития, личностной
незрелостью, негрубыми нарушениями познавательной деятельности и
эмоционально-волевой сферы».
По мнению Н.Ю. Максимовой
и Е.Л. Милютиной, задержка психического развития – это замедление темпа
развития психики ребенка, которое выражается в недостаточности общего запаса
знаний, незрелости мышления, преобладании игровых интересов, быстрой
пресыщаемости в интеллектуальной деятельности.
Е.М. Мастюкова, отмечает,
что задержка психического развития – не клиническая форма заболевания. Это
дизонтогенное (аномальное) развитие. Оно характеризуется нарушением
познавательной деятельности и расстройством эмоционального развития
(инфантилизмом). Сущность ЗПР состоит в следующем: созревание организма и
развитие психических процессов (мышления, памяти, внимания, восприятия, речи),
эмоционально-волевой сферы личности происходит неравномерно и в замедленном
темпе, отставая от нормы на 1,5 – 2 года [25, с. 16].
А.Д. Гонеев использует
такое определение: «задержка психического развития – нарушение нормального
темпа психического развития, в результате чего ребенок, достигший школьного
возраста, продолжает оставаться в кругу дошкольных, игровых интересов» [28].
Вопрос о слабовыраженных
нарушениях в развитии психики появился и получил особую значимость за рубежом и
в России во второй половине XX века. Это было связано с тем, что наука и
техника имела очень активное развитие, и усложнялись программы обучения и воспитания.
Впоследствии этого появилось большое количество детей, имеющих проблемы в
усвоении этих программ. Педагоги были очень обеспокоены этим и пытались понять,
в чем причина неуспеваемости детей. Очень часто у детей диагностировали
умственную отсталость и отправляли их в специальные учреждения, которые
возникли в России в 1908 – 1910 годах XX века.
Тем не менее, при
клиническом обследовании детей, плохо усваивающих общеобразовательную
программу, не были выявлены особые проявления, свойственные задержки психического
развития. Данную проблему стали рассматривать наиболее серьезно. В 50-е – 60-е
года ХХ века под руководством М. С. Певзнер было начат многосторонний анализ
факторов неуспеваемости детей. Было проведено комплексное
клинико-психолого-педагогическое обследование учащихся с трудностями в обучении
из разных образовательных учреждений всей страны. На основе полученных данных
был осуществлен анализ проблемы, что помогло понять особенности развития детей
с задержкой психического развития (ЗПР) [27, с. 3].