Дефектология Курсовая теория Педагогика/Психология

Курсовая теория на тему Особенности изобразительной деятельности детей дошкольного возраста с ЗПР

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Содержание Глава 1.
Состояние проблемы исследования изобразительной деятельности детей дошкольного
возраста с ЗПР   5
1.1. Психофизиологические особенности детей с ЗПР. 5
1.2. Особенности изобразительной деятельности детей с ЗПР. 13
Глава 2. Особенности изобразительной деятельности детей
дошкольного возраста с ЗПР. 17
2.1. Особенности рисунков детей с ЗПР. 17
2.2. Методические рекомендации по обогащению социального
содержания изобразительной деятельности детей старшего дошкольного возраста с
ЗПР. 32
Заключение. 41
Список литературы.. 43

  

Введение:

 

В настоящее время разрабатывается система
учреждений, оказывающих помощь семье и детям. Эти учреждения создаются как
системой образования, так и системой социального обеспечения или
здравоохранения. Одной из наиболее важных задач является корректирующая работа
по развитию с детьми и подростками, которые имеют нарушения развития различной
степени. Наряду с лекарствами, педагогами и методами, помогающими детям решать
более важные проблемы их умственного и физического развития, в последнее время
активно укоренились нетрадиционные методы и инструменты. В настоящее время
разработано множество нетрадиционных методов обучения и воспитания детей с
особыми образовательными потребностями. Среди них изотерапия (лечение через
живописную деятельность), имаготерапия (терапия через изображение, которая
включает такие виды, как кукольная терапия, образная драматургия,
либропсихотерапия (терапевтическое чтение) и библейская терапия (терапия через
книгу) и т. д.

Изотерапия — это терапия изобразительного
творчества, прежде всего рисования.

Через рисунок реализуется потребность
индивида выразить себя. Способность что-то представлять, творить — это форма
независимости, которая все больше развивается с возрастом ребенка.

Выполняя необычные упражнения и играя с
детьми, вы можете помочь детям не только преодолеть эмоциональные проблемы,
развить уверенность в себе, воображение, смекалку, но и дать возможность
получить большую радость от общения друг с другом, а также развить
художественные и технические навыки.

Живописная деятельность в дошкольном и
школьном возрасте — это способ усвоения социального опыта ребенка. В процессе
создания рисунка дети осваивают символическую и символическую систему
координат, характерную для выражения отношений мира объектов и человеческих
чувств. Специально организованные образные мероприятия должны отражать весь
спектр социально-личных потребностей ребенка, влиять на формирование личности и
социальную компетентность. Этот подход особенно актуален для образования и
обучения детей с умственными недостатками. Эти дети выходят из ситуации
всеобщего социального и культурного развития. Им трудно использовать
традиционную "взрослую" культуру как источник развития специфических
человеческих способностей и способов деятельности. В результате нарушаются
условия роста ребенка в культуре, введение в культурный опыт человечества.
Существует потребность в альтернативных решениях, других методах
корректирующего и педагогического воздействия.

Цель исследования-изучение живописной
деятельности для детей с задержкой в развитии старшего дошкольного возраста как
средства формирования их социальных представлений, выработка руководящих
принципов для обогащения содержания социальной живописной деятельности детей в
данной категории.

Объект исследования-социальные
представления дошкольников с умственной отсталостью, их отражение
изобразительными средствами деятельности.

Предмет исследования-коррекционное
содержание-педагогическая работа по формированию социальных представлений в
процессе живописной деятельности детей старшего дошкольного возраста с
умственной отсталостью.

Задачи исследования:

1. Теоретически обосновать психофизиологические
особенности детей с ЗПР;

2. Рассмотреть особенности изобразительной
деятельности детей с ЗПР;

3. Изучить особенности рисунков детей с
ЗПР;

4. Разработать методические рекомендации
по обогащению социального содержания изобразительной деятельности детей
старшего дошкольного возраста с ЗПР;

Методы: психолого-педагогический анализ
литературы по проблеме исследований; психолого-педагогическое исследование
детской документации в учебной группе; анализ изобразительной продукции детской
деятельности; экспериментальный метод; метод экспертной оценки; количественный
и качественный анализ полученных результатов.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Дошкольный возраст-ключевой период в жизни
человека. В этот период все чувства ребенка фиксируются в сфокусированных и
социальных исследованиях в мире, поэтому современные требования к дошкольному образованию
и обучению детей с нарушениями развития должны выделяться в качестве
центральной задачи создания оптимальных условий для социализации ребенка.

Существует объективная потребность в «альтернативных
решениях», других формах педагогического влияния, которые могут обеспечить
такому ребенку все необходимые условия для познания социального мира. Это
связано с насыщением разделов программ компенсационного типа социальным
содержанием. Живописная деятельность имеет значительные возможности для решения
этой проблемы: будучи одним из самых важных видов деятельности в дошкольном
возрасте, она позволяет ребенку "войти" в социальный мир в
воображаемом плане. Дети, включенные в процесс рисования, не копируют
воспринимаемые явления, а, используя живописные средства, показывают свое
отношение к портрету, свое понимание жизни.

На основании теоретического анализа сути
метода обучения рисованию предметов детей с ЗПР в среднем дошкольном возрасте;
количественного и качественного анализа результатов, полученных в ходе
экспериментального исследования, можно сделать вывод следующее:

В начале среднего дошкольного возраста
ребенок имеет возможность представлять форму предметов. Упрощение и обобщение:
яркие и постоянные особенности детского рисунка. Ребенок суммирует предмет,
упрощает его сложные очертания, схематизирует. Он передает на бумаге не
истинное представление реальности, а ее условный и художественный символ.

Рисовальная деятельность детей с
различными формами умственного развития (ЗПР) имеет свои особенности. Главное,
что отличает их от нормального развития детей, — это некоторая задержка
переноса стадий развития паттерна и более выраженная восприимчивость к
формированию активности, чем к нормальному развитию сверстников.

Процесс восприятия объекта перед его
изображением должен быть организован и направлен учителем, чтобы дети сначала
воспринимали свойства объекта, которые особенно важны для последующего образа,
а именно форму, структуру, величину, цвет. Разработка обобщенных методов
представления субъекта требует опоры на детский опыт, активации ранее
приобретенных навыков и способностей, участия детей в активном использовании
этих навыков (отображение их на доске). Использование психологически основанных
методов обучения позволяет эффективно формировать двигательную основу
тематического образа — технические навыки и навыки у дошкольников среднего
возраста.

На формирование технических навыков
рисования используются следующие пути обучения: организация приблизительной
исследовательской деятельности, обучение навыкам на основе бумаги (организация
показа образцов скелета), упражнения, для уточнения движений руки, их качеств,
повторение устных инструкций со стороны детей, запоминание правил и
регулярности их движения.

Все эти методы должны использоваться на
устройстве. При организации визуализации движения одновременно необходимо
объяснить, как действовать. Это помогает осознанию воспринимаемой модели, а
последующий процесс имитации строится на сознательной основе. Иногда, чтобы
закрепить осознание действия после показа и объяснения учителю, можно
пригласить одного из детей повторить инструкции, другого-показать движение,
объяснив, как оно действует.

Эксперимент позволил
выявить следующие особенности хорошего определения навыков в вылуплении и
переносе новых геометрических фигур: более половины заинтересованных людей
ответили на задания и только один ребенок проявил сильный интерес к процессам,
отказался преодолевать трудности и потребовал помощи взрослого, а двое детей,
как правило, ушли

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Состояние проблемы исследования изобразительной
деятельности детей дошкольного возраста с ЗПР

1.1. Психофизиологические особенности детей с ЗПР Задержка психического развития (ЗПР)
является одной из наиболее распространенных форм психической патологии у детей.
Такое отклонение очень неоднозначно и требует индивидуального подхода к каждому
ребенку. Рассмотрим особенности умственно отсталых детей.

Есть много причин для развития ЗПР. Вы
можете определить несколько групп этих факторов. Неблагоприятное течение
беременности. Хронические заболевания женщин (патология щитовидной железы,
сахарный диабет, проблемы с сердцем); заболевания матери во время беременности
(грипп, эпидемический паротит, краснуха, токсоплазмоз); токсемия (особенно во
второй половине беременности); резус-конфликт; прием некоторых лекарств во
время беременности, курение, алкоголизм и наркомания во время беременности.
Патология родов. ЗПР часто встречается у детей, страдающих удушьем во время
родов. Риск патологии также увеличивает механическое повреждение плода при
использовании средств по уходу за родами (щипцы). Социальные причины. Часто
задержка умственного развития наблюдается у детей, у которых отсутствует
эмоциональный контакт с родителями и родственниками или, наоборот, чрезмерная
опека.

Характеристики детей с
умственной отсталостью относятся к низким нарушениям психического развития,
которые занимают промежуточное положение между нормальностью и патологией. Дети
с ЗПР испытывают трудности с адаптацией и обучением и не имеют серьезных
патологий развития (умственная отсталость, первичное недоразвитие двигательной
системы, слуха, зрения и речи). У каждого ребенка патология проявляется
по-разному. Тем не менее, есть некоторые общие черты детей с ЗПР: расстройство
внимания: снижение концентрации и нестабильность внимания, увеличение
отвлечения внимания. Явление часто сопровождается повышенной двигательной и
речевой активностью. Эксперты называют этот комплекс аномалий СДВГ или синдром
дефицита внимания и гиперактивности. Нарушение восприятия: проявляется в
трудностях построения целостного образа. Кроме того, ребенок страдает от
ориентации в пространстве и скорости восприятия. Особенности памяти: они лучше
запоминают визуальный материал, чем словесный. Языковые проблемы связаны прежде
всего с темпами его развития. Степень задержки может быть легкой или тяжелой.
Задержка в развитии основных форм мышления-обнаруживается при решении задач
логико-словесного мышления. Таким образом

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы