Психология Курсовая теория Педагогика/Психология

Курсовая теория на тему Особенности исследования мышления как познавательного процесса

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение. 3

Глава 1.
Теоретико-методологический анализ мышления. 6

1.1 Мышление
как познавательный процесс. 6

1.2
Физиологические основы мышления. 15

1.3 Методы
исследования мышления. 17

Выводы к
Главе 1. 19

Глава 2.
Теоретические и экспериментальные подходы к исследованию мышления как
познавательного процесса. 21

Выводы к
Главе 2. 28

Заключение. 30

Список
использованной литературы.. 33

  

Введение:

 

Мышление –
психолого-познавательный процесс отражения в сознании человека сложных связей и
отношении между предметами и явлениями окружающего мира.

Задача мышления состоит в
раскрытии отношений между предметами, определение связей и отделение их от
случайных совпадений. Мышление оперирует понятиями и принимает на себя функции
обобщения и планирования. Понятие мышления является высшим познавательным
процессом, что значительно различает его от иного рода процессов, которые оказывают
помощь человеку ориентироваться в окружающей среде. Мышление является
процессом, который протекает в сознании человека и возможно без проявления
видимых действий.

Отличие мышления от остальных
психических процессов познания заключается в том, что оно всегда связано с
активным изменением условий, в которых находится человек. Мышление всегда
направлено на решение какой-то задачи. В процессе мышления осуществляется
целенаправленная и целесообразная трансформация действительности.

Процесс мышления непрерывный и
протекает на протяжении всего периода жизни, попутно меняясь, в связи с воздействиями
таких факторов как возраст, социальное положение, стабильность среды обитания.

С понятием мышления неразрывно
связано понятие интеллект. Интеллект — общая способность к познанию и разрешению
проблем без проб и ошибок. Интеллект исследуется в качестве достигнутого к
определённому возрасту уровня психического развития, который отражается в стабильности
познавательных функций, а также в степени освоения умений и знаний.

В связи с динамичностью и трудностью
изменений современного мира человеку необходимо адаптироваться и учиться жить в
изменяющейся среде, он становится предметом научного анализа в совокупности собственных
особенных свойств, в число которых входит и мышление.

Изучение познавательных
процессов не теряют собственной актуальности, так как полученные результаты и
выводы можно использовать в практической деятельности психологов, педагогов и
др. В связи с этим, важно разбираться в определениях и их классификации,
особенностях этапов развития. Разнообразие психических процессов, их разнохарактерность
формируют сложности для их изучения и анализа.

Цель данной работы состоит в
изучении особенностей мышления как познавательного процесса и возможностей его
развития.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Процесс мышления является самостоятельным и
генеральным по функциям, в течении всей жизни человека. Мышление требует детального
рассмотрения при педагогической и руководящей деятельности. Мышление является
направляющей функцией поведения человека, которая отражает подлинную картину
мира данного субъекта.

Качества мышления у всех развиты по-разному, но не стоит
отступать от традиций и сложившихся норм поведения. Научно-техническая
революция непрерывно трансформирует структуру современного сознания, упрощает мыслительные
операции и представляя на всеобщее рассмотрение новые гипотезы. Комплекс всего
перечисленного открывает новые интеллектуальные сферы деятельности для познания
мира и изучения возможностей человеческого сознания.

Психические процессы, с помощью которых формируются
образы окружающей среды, а также образы самого организма и его внутренней
среды, называются познавательными психическими процессами. Познавательные
процессы: ощущение, восприятие, мышление, воображение, память — формируют
информационную базу, ориентировочную основу психики. Именно познавательные
психические процессы обеспечивают получение человеком знаний об окружающем мире
и о самом себе. Эти знания являются тем фактором, который при наличии
какого-либо побуждения определяет выбор человеком одного из многих возможных,
на каждый данный момент, направлений движения и удерживает движение в рамках
этого направления. Осознаваемые человеком потребности также даны ему в форме
знаний, по крайней мере, в форме знания о том, что он чего-то хочет. Сама
деятельность человека приобретает целенаправленный, упорядоченный характер,
благодаря знанию о конечном ее результате как о цели, существующей в сознании,
форме представления о какой-то конкретной вещи или форме абстрактной идеи.

Познавая мир, человек обобщает результаты чувственного
опыта, отражает общие свойства вещей. Для познания окружающего мира
недостаточно лишь заметить связь между явлениями, необходимо установить, что
эта связь является общим свойством вещей. На этой обобщенной основе человек
решает конкретные познавательные задачи.

Главными видами мышления рассматриваются теоретическое
и практическое мышление, а также можно выделить логическое, профессиональное,
репродуктивное и продуктивное мышление. По степени развернутости и осознанности
процесса решения задачи выделяют рациональное (аналитическое) и интуитивное
мышление. По эмоциональному критерию выделяют реалистическое и аутистическое
мышление.

Самым результативным инструментом оценки мышления представляется
углубленная психологическая диагностика, наиболее удобным инструментом
диагностики – стандартизированные методики.

Методы развития мышления включают развитие всех его
видов: продуктивное, репродуктивное, теоретическое, практическое и др. Наиболее
продуктивным и полноценным мы можем рассматривать развитие, которое направлено
на одновременное усовершенствование всех этих типов.

Мышление представляет из себя наивысший познавательный
процесс. Оно представляет собой форму творческого отражения человеком
действительности, которая порождает такой результат, которого в самой
действительности или у субъекта на данный момент времени не существует.

Мышление человека также можно рассматривать как
творческое преобразование имеющихся в памяти представлений и образов. Отличие
мышления от остальных психологических процессов познания заключается в том, что
оно всегда связано с активным трансформированием условий, в которых находится
человек.

Мышление всегда направлено на разрешение какой-то
задачи. В процессе мышления производится целенаправленное и целесообразное
преобразование настоящего.

 

Фрагмент текста работы:

 

Мышление как познавательный
процесс Информация, которая получается человеком из
окружающего мира, предоставляет возможность ему представлять не только внешнюю,
но и внутреннюю сторону предмета, представлять предметы в отсутствие их самих,
предвидеть их трансформацию во времени, стремиться собственной мыслью в
необозримые дали. Все это возможно благодаря процессу мышления.

Мышление — познавательный процесс обобщенного и
опосредованного отражения реальности. Обобщенность подразумевает выделение самых
существенных характеристик предметов и явлений, таких, которые имеют значимость
для какой-то жизненной потребности человека (человечества), его деятельности.

В восприятии отражаются определенные стороны
явлений, моментов действительности, в мышлении человек результаты восприятия
соотносит, сопоставляет, сравнивает, отличает и раскрывает существенные
отношения. Раскрытие отношений, связей между предметами составляет значительную
задачу мышления: этим предопределяется специфический путь мышления ко всё более
глубокому познанию бытия[1].

Опосредованность подразумевает наличие средств
отражения реальности. Средствами служат орудия мышления: понятия, знаки,
средства фиксации связей, правила их соотнесения, а также применяемые
мыслительные стратегии – универсальные схемы познания, такие как называние
(определение), сравнение, категоризация, обобщение, анализ, синтез, иные
логические операции.

 Основополагающими
мыслительными операциями представляются анализ, синтез, сравнение, абстракция,
конкретизация и обобщение.

Анализ – это мысленное разложение целого на части
или мысленное выделение из целого его сторон, действий, отношений. В
элементарной форме анализ отражается в практическом разложении предметов на
части. Шкаф, к примеру, можно расчленить на такие части, как дверь, ножки,
ящики, полки и прочее.

Синтез – это мысленное объединение частей, свойств,
действий в целое. Операция синтеза противоположна анализу. В ходе синтеза определяется
отношение отдельных предметов или их элементов к сложному целому предмету или
явлению.

Сравнение подразумевает установление сходства или отличия
между предметами и явлениями или их отдельными признаками.

Абстракция заключается в том, что субъект, вычленяя
какие-то свойства, признаки изучаемого объекта, отвлекается от остальных. Так,
можно говорить о зеленом цвете как о благотворно воздействующем на зрение, не
указывая конкретных предметов, которые имеют зеленый цвет[2].

В данном процессе признак, который отделяется от
объекта, мыслится вне зависимости от иных признаков предмета, становится
самостоятельным предметом мышления. Абстрагирование зачастую реализовывается в
результате анализа. Именно при помощи абстрагирования были сформированы
отвлеченные, абстрактные понятия длины, широты, количества, равенства,
стоимости и прочее. [1] Николина Н.Н. Взаимосвязь мышления, речи и языка. / Николина Н.Н. //
European Research, 2016. № 7 (18). — С. 43-44. [2] Всероссийский
междисциплинарный журнал «Педагогика и психология образования» [Электронный
доступ] Мышление как процесс  и как
деятельность: анализ 
философско-психологических исследований мышления URL: http://pp-obr.ru/wp-content/uploads/2020/05/2020-1-180.pdf

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы