Методика обучения и воспитания Курсовая теория Педагогика/Психология

Курсовая теория на тему Особенности использования дидактических игр на занятиях

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ. 3

ГЛАВА 1. Использование дидактических игр и упражнений, как
метода обучения  5

ГЛАВА 2. Методические
аспекты дидактической игры как формы обучения детей дошкольного и младшего
школьного возраста. 13

2.1
Педагогические требования к организации и проведению дидактических игр
дошкольникам. 13

2.2
Дидактическая игра как средство формирования общеучебных умений и навыков
младших школьников. 20

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 24

СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.. 26

  

Введение:

 

Дидактические игры, как
разновидность игр с правилами, значительное распространение получили в 60-70-х
годах XX ст., превратившись из вспомогательного приема в настоящую модель
обучения. В дидактических играх, созданных педагогикой, игровая деятельность
специально планируется и адаптируется для учебных целей.

Не вызывает сомнения то,
что дидактическая игра – необходимая составляющая организации
учебно-воспитательного процесса в начальной школе, которая обусловлена психолого-физиологическими
особенностями младших школьников.

Среди основных
направлений модернизации высшего педагогического образования в нашей стране
одним из актуальных сегодня является формирование профессиональной
коммуникативной компетентности будущих учителей как показателя культуры
профессионального вещания, залог успеха специалиста любой отрасли на
современном рынке труда, обеспечения его конкурентоспособности.

Среди педагогических
средств активизации процесса обучения особое место должно принадлежать учебной
дидактической игре как целенаправленной организации учебно-игровых
взаимодействий обучаемых в процессе моделирования ими профессионально
ориентированных коммуникативных ситуаций.

Дидактическая игра должна
занять в практике обучения достойное место, потому что в отличие от
традиционных средств она в большей степени ориентирована на формирование
самостоятельности, изобретательности, социальных качеств личности, которые
являются требованием времени.

На современном этапе
развития теории игры происходит уточнение понятий — игра, — дидактическая игра.
Игра — вид активной деятельности детей, в процессе которой они овладевают
социальными функциями, отношениями и родным языком как средством общения между
людьми.

Игра – уникальный феномен
общечеловеческой культуры. В любом виде деятельности человек не демонстрирует
такого выражения своих психофизических, интеллектуальных ресурсов, как в игре.
Именно поэтому она должна расширить свои границы в системе профессиональной
подготовки.

Объект исследования –
игровая деятельность детей в учебном процессе.

Предмет исследования –
использование дидактических игр в детском саду и начальной школе.

Цель исследования – обосновать
особенности использования дидактических игр на занятиях.

Гипотезой исследования
является положение, согласно которому познавательная деятельность учащихся
будет более рациональной и продуктивной при условии оптимального применения
системы дидактических игр.

Для реализации цели и
подтверждения выдвинутой гипотезы исследования необходимо было рассмотреть
следующие задачи:

1. Изучить состояние
исследуемой проблемы в психолого-педагогической теории; раскрыть сущность
понятия «дидактическая игра».

2. Рассмотреть педагогические
требования к организации и проведению дидактических игр дошкольникам.

3. Проанализировать дидактическую
игру как средство формирования умений и навыков младших школьников.

Для решения поставленных
задач был использован комплекс методов исследования: теоретический анализ
психолого-педагогической и методико-математической литературы по проблеме
исследования; изучение и обобщение педагогического опыта.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Так, игра, как известно,
является самой естественной и привлекательной деятельностью для детей. Еще К.
Д. Ушинский писал: «сделать серьезное занятие для ребенка интересным — вот
задача начального обучения. Каждый здоровый ребенок нуждается в деятельности, и
к серьезной деятельности. С первых же уроков приучайте ребенка полюбить свои
обязанности и находить удовольствие в их исполнении».

Использование
дидактических игр напрямую связано с развитием личности учащихся, так как в
процессе игры у них формируются навыки совместной деятельности, чувство дружбы
и заботы, проявляется единодушие. Следовательно, дидактическая игра должна
занимать особое место в процессе обучения.

Именно в играх начинается
непринужденное общение ребенка с коллективом группы, класса, взаимопонимание
между педагогом и учащимся. В процессе игры у детей вырабатывается привычка
сосредотачиваться, работать вдумчиво, самостоятельно. Развивается внимание, память,
жажда знаний. Формировать интерес к знаниям и представлениям о семье, о городе,
о труде взрослых.

Удовлетворяя свою
естественную неусыпную потребность в деятельности, в процессе игры ребенок
«достраивает» в уме все, что недоступно ему в окружающей действительности, в
восторге не замечает, что учится – познает новое, запоминает, ориентируется в
различных ситуациях, углубляет приобретенный ранее опыт, сравнивает запас
представлений, понятий, развивает фантазию.

В игре наиболее полно
проявляются индивидуальные особенности, интеллектуальные возможности,
склонности, способности детей.

Игра относится к
традиционным и признанным методам обучения и воспитания дошкольников, младших
школьников. Ценность этого метода заключается в том, что в игровой деятельности
образовательная, развивающая и воспитательные функции действуют в тесной
взаимосвязи. Игра как метод обучения организует, развивает учащихся, расширяет
их познавательные возможности, воспитывает личность.

Дидактические игры –
самые эффективные средства развития познавательной активности детей; это
практические упражнения по выработке оптимальных решений, применения методов и
приемов в искусственно созданных условиях.

Игры организуют тогда,
когда необходимо на практике показать учащимся, как правильно применять знания.
Во время дидактической игры, ребенок может выполнять роль чисел, знаков
арифметического действия и так далее.

Дидактические игры в
детском саду и в начальной школе активизируют интерес и внимание детей,
развивают познавательные способности, воображение, закрепляют знания, умения и
навыки. С помощью игры создается атмосфера взаимоуважения, взаимопонимания,
доверия, доброжелательности и свободного выбора. Такая игра вызывает
положительные эмоции и желание детей учиться.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. Использование
дидактических игр и упражнений, как метода обучения Игры для
школьников являются очень сложным и весьма познавательным процессом, а не
просто игрой. Игры формируют у ребенка иные формы поведения, тем самым он более
успешно адаптируется к окружающему его миру. Игры способствуют развитию
ребенка, его взрослению. Поэтому их значение для школьников возраста трудно
переоценить.

Раньше
дети играли до 13-14 лет, современные дети играют до школы. Психолог призывают
сохранить детям детство, они видят основную причину в сокращении жизни детской
игры также в том, что большинству детей не с кем играть, родители заняты, в
семье ребенок один. В итоге ребенок предоставлен сам себе, и даже если у него
множество игрушек, он потеряет интерес к ним, т.к. игра – это процесс, а не
игрушки.

Существует
множество детских игр: подвижные, настольные, компьютерные и др. Полезны и
интерактивные игры: «дочки-матери». Эти игры учат ребенка новым формам
поведения, учат его взаимодействовать с другими. Ребенок становится взрослее и
его игры тоже взрослеют, например, подвижные игры сменяются командными
(баскетбол, футбол, волейбол), при этом, дети побеждают и проигрывают, что
развивает их эмоционально-волевую сферу.

Большую
роль в играх для детей играют правила, т.к. в игре ребенок понимает, что можно
делать, а что нельзя и в будущем он будет стараться соблюдать общественные
нормы и правила. А ребенку, не выработавшему такой привычки в игре, будет
трудно приспособиться к нормам взрослой жизни и в школе, и вне нее.

На современном этапе
развития теории игры происходит уточнение понятий — игра Юта, — дидактическая
игра. Наиболее употребительным является определение понятия игра как — вид активной
деятельности детей, в процессе которой они овладевают социальными функциями,
отношениями и родным языком как средством общения между людьми.

Специальная конструкция
процесса обучения, характер которой обусловлен содержанием процесса обучения,
методами, приемами, средствами, видами деятельности учащихся. Эта конструкция –
внутренняя организация содержания, каким в реальной педагогической
действительности является процесс взаимодействия субъектов учебного процесса в
работе над определенным учебным материалом. Смысл развития самого процесса
обучения, способ его существования, что и обусловливает его ведущую роль в развитии
обучения. Соответственно, форму обучения надо понимать, как конструкцию циклов
процесса обучения, что реализуются в сочетании управленческой деятельности
педагога и управляемой учебной деятельности тех, кто учится.

Конкретные формы
организации учебного процесса – это лишь применение общих форм в соответствии с
конкретной дидактической целью и заданий. Коллективная форма обучения –
принципиально новая форма обучения в современном образовании [8, с.42]. Поиск
инноваций в формах обучения привел к появлению нестандартных занятий, среди
которых одним из наиболее распространенных является, в частности дидактическая
игра.

Конечно, выбирая ту или
иную форму обучения, педагогам приходится учитывать целый ряд факторов: ее
влияние на развитие личности, дидактическую цель занятия, содержание и характер
учебного материала, учебно-материальную базу, собственный опыт и прочее.

Уникальность этой
организационной формы обучения и воспитания в одновременной реализации трех
факторов развития творческого стиля деятельности: проблематизации, рефлексии,
диалога, совместное действие которых и составляет механизм развития личности,
но при условии самоопределения в проблемных ситуациях, самостоятельной постановки
целей и их осуществления в условиях свободного выбора средств [13, с.27].

Ведь необходимость
действовать в рамках ранее заданной роли, естественно, накладывает определенные
ограничения на свободу языковых мыслительных действий педагогов, а также на
возможность самореализации и не влияет на формирование полноценной коммуникации
между партнерами. Это обусловлено тем, что общение по своей природе диалогично.
Коллективное взаимодействие является основой коммуникативно-игровых приемов
обучения.

Одна и та же форма
обучения может иметь различную модификацию и структуру в зависимости от задач и
методов учебной работы.

Подведение итогов
проводится сразу по окончании игры. Это может быть подсчет баллов, определение
тех, кто лучше выполнил игровое задание, определение команды-победительницы и
т. п., подчеркивая при этом достижения, успехи каждого.

Все структурные элементы
игры взаимосвязаны, и отсутствие некоторых из них разрушит игру. Она потеряет
свои особенности, не достигнет цели обучения.

Основными условиями
проведения дидактической игры при этом являются: [5, с.84]

1) наличие у педагога
определенных знаний и умений относительно дидактической игры; выразительность
проведения игры;

2) необходимость
включения в игру педагога как участника, как руководителя, который должен
обеспечить поступательное развитие игры в соответствии с учебными и
воспитательными задачами, но при этом без давления на игроков, выполняя
второстепенную роль, направляя игру в нужное русло;

3) оптимальное сочетание
занимательности и обучения;

4) средства и способы,
повышающие эмоциональное отношение к игре, рассматривать не как самоцель, а как
путь к выполнению дидактических задач;

5) между преподавателем и
учащимся должна быть атмосфера взаимоуважения, взаимопонимания, доверия и
сопереживания;

6) наглядность,
используемая в дидактической игре, должна быть простой и информативной.

Дидактическая игра имеет
определенную структуру, характеризующую ее как форму обучения и игровую
деятельность одновременно. Структурными составляющими дидактической игры
является: дидактическое задание, определяемое целью, которая формулируется
педагогом и воспроизводит его учебную деятельность.

Игровая задача, через
которую в дидактической игре реализуется дидактическая задача, умышленно скрыта
и предстает в виде игрового замысла; игровых действий, которые определяет
игровая задача [16, с.120].

Игровые действия – основа
игры.

Разнообразие игровых
действий – залог успеха в решении игровых заданий. В разных играх игровые
действия различны по своему направлению по отношению к тем, кто играет, но они
связаны с игровым замыслом средствами его реализации и включают действия,
направленные на выполнение дидактической задачи; правила игры, содержание и
направленность которых обусловлены общими задачами формирования личности детей,
познавательным содержанием, игровыми задачами и игровыми действиями. Правила
игры содержат нравственные требования к взаимоотношениям между членами
коллектива, к выполнению ими норм поведения.

Правила в игре заданы. С
помощью них происходит управление игрой. Правила влияют и на решение дидактической
задачи, направляя внимание учащихся на выполнение конкретной задачи.

Результат игры.
Подведение итогов проводится сразу по окончанию игры. Это может быть подсчет
баллов, определение тех, кто лучше исполнил игровую задачу, определение
команды-победительницы и т. д., подчеркивая при этом достижения, успехи
каждого.

Все структурные элементы
игры взаимосвязаны, и отсутствие некоторых из них разрушит игру. Она потеряет
свои особенности, не достигнет цели обучения.

Соответственно,
руководство дидактической игрой – это правильное определение дидактической
задачи, игровой задачи и реализации через нее дидактических задач; в
продумывании игровых действий; в определении игровых правил, предвидении результатов.
Особая задача педагога – создание материального центра игры.

На основании указанного,
определяем следующие функции дидактической игры: [20, с.43]

— функция формирования
интереса к обучению;

— функция формирования
психических новообразований;

— функция формирования умений,
навыков учебной и самостоятельной работы;

— функция формирования
навыков самоконтроля и самооценки;

— функция формирования
адекватных взаимоотношений и усвоения социальных ролей.

Результативность
дидактической игры зависит от систематического ее использования, от
целенаправленности программы игр в сочетании с обычными дидактическими
упражнениями.

Н.Ф. Губанова выражает
такие советы к проведению дидактических игр: не спешить с провозглашением
дидактической цели или с постановкой учебной цели перед началом игрового
задания; продумать деятельность учащихся так, чтобы сложность была
замаскирована выполнением действий, для них достаточно легких; продумать и
подготовиться к смене мизансцен; продумать, как избавляться от штампов

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы