Профессионально-творческий практикум (журналистика) Курсовая теория Гуманитарные науки

Курсовая теория на тему Особенности интервью в различных видах СМИ

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение. 3

Глава 1. Интервью в практике работы журналиста. 7

1.1. Интервью как речевой жанр. 7

1.2. Методы, используемые в работе журналиста над интервью.. 10

Глава 2. Анализ особенностей жанра интервью в различных
видах СМИ.. 14

2.1. Особенности интервью в различных видах средств
массовой информации  14

2.2. Критерии эффективности интервью.. 19

Заключение. 21

Список используемой литературы.. 24

  

Введение:

 

Актуальность обращения к теме
настоящей работы обусловлена объективным интересом к
функционированию публицистических жанров. Одним из самых ярких считается
интервью, поскольку в нем представлена четко выраженная коммуникативная
организация речи.

Интервью
– один из самых распространенных жанров в аудиовизуальных СМИ, на телевидении и
радио. Он имеет большое количество разнообразных видов и форм. В последние годы
наблюдается тенденция по применению его в работе самых различных каналов.

Интервью как
предмет исследования стало интересовать ученых с 1976 г. Первая работа
принадлежит Т.В. Шумилиной. Она сделала пробный шаг в изучении интервью,
попыталась систематизировать существующий опыт ведущих журналистов.

Однако, по
оценке специалистов, работа неполная и не отвечает современным требованиям.
Так, по мнению социолога С.А. Белановского, Шумилина опросила большое
число журналистов, собрав богатый первичный материал.

Но, к
сожалению, этот материал не был должным
образом обработан, и вместо типологии в ее книге просто приводятся описания
различных конкретных случаев в виде прямых цитат из интервью.

Во все
времена исследователи обращали внимание на различные аспекты интервью.

С точки
зрения метода интервью рассматривали Т.В. Шумилина, С.А. Белановский, М.М.
Лукина, М.И. Шостак. Белановский обозначил основные типы интервью:

— свободные,

— нестандартизованные,

— неформализованные
(все три слова являются синонимами), с другой стороны, «несвободные»,

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Глава 1.
Интервью в практике работы журналиста 1.1. Интервью как речевой жанр На
современном этапе развития медийного пространства одной из самых активных форм
коммуникации становится публичная речь, а наиболее востребованным типом
публичного диалога – жанр интервью.

Многие
печатные издания выделяют отдельную рубрику, посвящая ее исключительно этому
жанру: на газетных полосах можно увидеть и короткие, и развернутые,
многостраничные интервью.

Специальные
рубрики есть в «Российской газете», в «Новых известиях», «Ведомости»,
«Комсомольской правде», «Московском комсомольце» и др. В том случае, когда
мнение событие в осмыслении некоего лица представляет особую значимость, то в
ряде изданий публикуют интервью из номера в номер.

Интервью
предоставляет возможность читателям ознакомиться с мнением по поводу того или
иного события как руководителей государств, так и экспертов в конкретной
области – экономистов, политиков, экологов, медиков, педагогов, спортсменов,
художников и проч.

На
основе полученной информации люди оценивают ситуацию в целом, корректируют
планы на ближайшую и отдаленную перспективу, нередко пересматривают свою
систему ценностей и проч. Становится очевидным, что интерес к жанру интервью
обусловлен его распространенностью в СМИ.

Несмотря
на обилие материалов по данной теме, на сегодняшний день не существует более
или менее стройного определения интервью. Это обусловлено не только характером
научной концепции, в рамках которой работает конкретный автор, но и объектом
исследования.

Для
подтверждения высказанной мысли обратимся к словарно-справочной литературе,
учебным пособиям, публикациям в реферируемых изданиях. Согласно
энциклопедическому словарю «Большая российская энциклопедия», под интервью
понимается «жанр журналистики, представляющий беседу представителя СМИ на
определенную тему с компетентным в ней лицом»[1].

Далее
посмотрим, как раскрывается содержание понятия в учебной литературе,
адресованной студентам вузов.

В
представлениях автора учебного пособия «Интервью: Методика обучения» Н.В.
Кодола, это «жанр публицистики, который реализуется в форме диалога: вопросы
журналиста и ответы интервьюируемого лица на актуальные темы»[2].

С
точки зрения автора учебного пособия «Интервью в журналистике» С.Н. Ильченко,
искомое понятие означает «целостный акт коммуникации, предполагающий
диалогическое общение журналиста с респондентом в ситуации последовательного
чередования вопросов и ответов с целью получения информации, мнений или
суждений, представляющих общественный интерес»[3].

В
учебнике «Теория и методика журналистского творчества», написанном В.И.
Здоровегой, представлено следующее определение: «интервью – это в основном
разговор двух или нескольких лиц, в процессе которого и субъект исследования
(интервьюер), и объект исследования (интервьюируемый) могут взаимно
обмениваться мыслями при доминирующей активности первого»[4].

Согласно
определению, предложенному в учебнике И.Л. Михайлина «Основы журналистики»,
интервью называют жанр, подающий «общественно важную новость в виде откликов
лица на вопрос»[5].

В
учебном пособии Г.И. Назаренко «Информационные жанры журналистики» сказано о
том, что» интервью – это один жанров журналистики и публицистики, в котором
подается свободное изложение разговора журналиста с лицом, мысли, комментарии или
впечатления по определенным актуальным жизненным вопросам, представляющим
общественный интерес»[6].

Теперь
обратимся к материалам журнальных публикаций. В статье А.Ю. Френкель «Жанровое
своеобразие интервью как типа коммуникации» дается такое определение: «интервью
– жанр массовой коммуникации, который носит публичный характер с элементами
официальных или неофициальных отношений в зависимости от характера
взаимоотношений между участниками общения»[7].

Исследователь
Т.В. Китаева в работе «Речевой жанр интервью» высказывает уверенность в том,
что это «формализованная или неформализованная тематически и композиционно
оформленная беседа интервьюера и респондента, построенная по определенному
плану с обязательной фиксацией вопросов и ответов»[8].

Достаточно
объемное определение предложено в публикации К.Н. Дякив, которая пишет:
«интервью – это коммуникативно-когнитивное и ментальное образование,
разновидность актуального, опубликованного в средствах массовой информации
текста, как правило, диалогической формы, имеющего четко выраженную
коммуникативную организацию и прагматический потенциал, поскольку является
результатом речевого взаимодействия журналиста интервьюера и респондента,
направленного на передачу, получение или обмен информацией, конечной целью
которой является осуществление определенного влияния на общественного адресата»[9].

Таким
образом, очевидно, что ни одного из определений, представленных выше, не
повторяется, что свидетельствует о сложности изучаемого явления.

Но,
суммируя сказанное, можно сделать промежуточный вывод о том, интервью как жанр
представляет собой взаимодействие журналиста и некоего лица (интервьюируемого),
осуществляемое в форме диалога, посвященное актуальному событию. [1] Осипова О.В.
Информационные предпочтения молодежи Южной Якутии и региональная идентичность
// Сборник конференций НИЦ Социосфера. – 2011. № 3. – с. 53-56. [2] Кодола Н.В.
Интервью: Методика обучения. Практические советы: учеб. пособие. – 2-е изд.,
перераб. и доп. – М.: Аспект Пресс, 2011. – 174 с. – С. 7. [3] Ильченко С.Н.
Интервью в журналистике: как это делается: учеб. пособие. – СПб.: СПГУ; Высшая
школа журналистики и массовой коммуникации, 2016. – 236 с. – С. 16. [4] Здоровега В.И.
Теория и методика журналистского творчества: учебник. — 2-е изд., перераб и
доп. — Львов: Паис, 2004 – 268 с. – С. 80. [5] Михайлин И.Л.
Основы журналистики: учебник. — 5-е изд., перераб. и доп. — М.: Центр учебной
литературы, 2011 – 496 с. – С. 231. [6] Назаренко Г.И.
Информационные жанры журналистики: учеб. пособ. В 3 ч. Ч. 2. — М.: НАУ, 2010. —
64 с. – С. 22 [7] Френкель А.Ю.
Жанровое своеобразие интервью как типа коммуникации // Единство обучения и
научных исследований – главный принцип университета: сб. науч. трудов / сост.
Г.И. Волынка, А.В. Уваркина, А.П. Емельянова. — М.: НПУ, 2014. — с. 30-31. [8] Китаева Т.В.
Речевой жанр «интервью»: Квалификационные признаки и интерпретативный аспект //
Linguistic Studies: collection of scientific papers. 2013. № 27. – с. 194-200.
(дата обращения: 24.02.2020) [9] Дякив К.Н.
Интервью как объект филологических исследований: Перспективы в аспекте
девиатологии // Иностранная филология. – 2016. № 129. – с. 103-109.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1.
Интервью в практике работы журналиста 1.1. Интервью как речевой жанр На
современном этапе развития медийного пространства одной из самых активных форм
коммуникации становится публичная речь, а наиболее востребованным типом
публичного диалога – жанр интервью.

Многие
печатные издания выделяют отдельную рубрику, посвящая ее исключительно этому
жанру: на газетных полосах можно увидеть и короткие, и развернутые,
многостраничные интервью.

Специальные
рубрики есть в «Российской газете», в «Новых известиях», «Ведомости»,
«Комсомольской правде», «Московском комсомольце» и др. В том случае, когда
мнение событие в осмыслении некоего лица представляет особую значимость, то в
ряде изданий публикуют интервью из номера в номер.

Интервью
предоставляет возможность читателям ознакомиться с мнением по поводу того или
иного события как руководителей государств, так и экспертов в конкретной
области – экономистов, политиков, экологов, медиков, педагогов, спортсменов,
художников и проч.

На
основе полученной информации люди оценивают ситуацию в целом, корректируют
планы на ближайшую и отдаленную перспективу, нередко пересматривают свою
систему ценностей и проч. Становится очевидным, что интерес к жанру интервью
обусловлен его распространенностью в СМИ.

Несмотря
на обилие материалов по данной теме, на сегодняшний день не существует более
или менее стройного определения интервью. Это обусловлено не только характером
научной концепции, в рамках которой работает конкретный автор, но и объектом
исследования.

Для
подтверждения высказанной мысли обратимся к словарно-справочной литературе,
учебным пособиям, публикациям в реферируемых изданиях. Согласно
энциклопедическому словарю «Большая российская энциклопедия», под интервью
понимается «жанр журналистики, представляющий беседу представителя СМИ на
определенную тему с компетентным в ней лицом»[1].

Далее
посмотрим, как раскрывается содержание понятия в учебной литературе,
адресованной студентам вузов.

В
представлениях автора учебного пособия «Интервью: Методика обучения» Н.В.
Кодола, это «жанр публицистики, который реализуется в форме диалога: вопросы
журналиста и ответы интервьюируемого лица на актуальные темы»[2].

С
точки зрения автора учебного пособия «Интервью в журналистике» С.Н. Ильченко,
искомое понятие означает «целостный акт коммуникации, предполагающий
диалогическое общение журналиста с респондентом в ситуации последовательного
чередования вопросов и ответов с целью получения информации, мнений или
суждений, представляющих общественный интерес»[3].

В
учебнике «Теория и методика журналистского творчества», написанном В.И.
Здоровегой, представлено следующее определение: «интервью – это в основном
разговор двух или нескольких лиц, в процессе которого и субъект исследования
(интервьюер), и объект исследования (интервьюируемый) могут взаимно
обмениваться мыслями при доминирующей активности первого»[4].

Согласно
определению, предложенному в учебнике И.Л. Михайлина «Основы журналистики»,
интервью называют жанр, подающий «общественно важную новость в виде откликов
лица на вопрос»[5].

В
учебном пособии Г.И. Назаренко «Информационные жанры журналистики» сказано о
том, что» интервью – это один жанров журналистики и публицистики, в котором
подается свободное изложение разговора журналиста с лицом, мысли, комментарии или
впечатления по определенным актуальным жизненным вопросам, представляющим
общественный интерес»[6].

Теперь
обратимся к материалам журнальных публикаций. В статье А.Ю. Френкель «Жанровое
своеобразие интервью как типа коммуникации» дается такое определение: «интервью
– жанр массовой коммуникации, который носит публичный характер с элементами
официальных или неофициальных отношений в зависимости от характера
взаимоотношений между участниками общения»[7].

Исследователь
Т.В. Китаева в работе «Речевой жанр интервью» высказывает уверенность в том,
что это «формализованная или неформализованная тематически и композиционно
оформленная беседа интервьюера и респондента, построенная по определенному
плану с обязательной фиксацией вопросов и ответов»[8].

Достаточно
объемное определение предложено в публикации К.Н. Дякив, которая пишет:
«интервью – это коммуникативно-когнитивное и ментальное образование,
разновидность актуального, опубликованного в средствах массовой информации
текста, как правило, диалогической формы, имеющего четко выраженную
коммуникативную организацию и прагматический потенциал, поскольку является
результатом речевого взаимодействия журналиста интервьюера и респондента,
направленного на передачу, получение или обмен информацией, конечной целью
которой является осуществление определенного влияния на общественного адресата»[9].

Таким
образом, очевидно, что ни одного из определений, представленных выше, не
повторяется, что свидетельствует о сложности изучаемого явления.

Но,
суммируя сказанное, можно сделать промежуточный вывод о том, интервью как жанр
представляет собой взаимодействие журналиста и некоего лица (интервьюируемого),
осуществляемое в форме диалога, посвященное актуальному событию. [1] Осипова О.В.
Информационные предпочтения молодежи Южной Якутии и региональная идентичность
// Сборник конференций НИЦ Социосфера. – 2011. № 3. – с. 53-56. [2] Кодола Н.В.
Интервью: Методика обучения. Практические советы: учеб. пособие. – 2-е изд.,
перераб. и доп. – М.: Аспект Пресс, 2011. – 174 с. – С. 7. [3] Ильченко С.Н.
Интервью в журналистике: как это делается: учеб. пособие. – СПб.: СПГУ; Высшая
школа журналистики и массовой коммуникации, 2016. – 236 с. – С. 16. [4] Здоровега В.И.
Теория и методика журналистского творчества: учебник. — 2-е изд., перераб и
доп. — Львов: Паис, 2004 – 268 с. – С. 80. [5] Михайлин И.Л.
Основы журналистики: учебник. — 5-е изд., перераб. и доп. — М.: Центр учебной
литературы, 2011 – 496 с. – С. 231. [6] Назаренко Г.И.
Информационные жанры журналистики: учеб. пособ. В 3 ч. Ч. 2. — М.: НАУ, 2010. —
64 с. – С. 22 [7] Френкель А.Ю.
Жанровое своеобразие интервью как типа коммуникации // Единство обучения и
научных исследований – главный принцип университета: сб. науч. трудов / сост.
Г.И. Волынка, А.В. Уваркина, А.П. Емельянова. — М.: НПУ, 2014. — с. 30-31. [8] Китаева Т.В.
Речевой жанр «интервью»: Квалификационные признаки и интерпретативный аспект //
Linguistic Studies: collection of scientific papers. 2013. № 27. – с. 194-200.
(дата обращения: 24.02.2020) [9] Дякив К.Н.
Интервью как объект филологических исследований: Перспективы в аспекте
девиатологии // Иностранная филология. – 2016. № 129. – с. 103-109.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы