Когнитивная психология Курсовая теория Педагогика/Психология

Курсовая теория на тему Особенности Интеллектуального развития детей и взрослых

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ. 3

ГЛАВА 1.
ПОНЯТИЕ ИНТЕЛЛЕКТА: ВИДЫ И СТРУКТУРА.. 5

1. Интеллект,
как возможности человека. 5

1.2. Виды и структура интеллекта. 8

1.3. Факторы,
влияющие на развитие интеллекта. 15

ГЛАВА 2.
ОСОБЕННОСТИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ В РАЗНОМ ВОЗРАСТЕ. 18

2.1.
Особенности интеллекта в младшем школьном возрасте. 18

2.2. Интеллектуальное развитие
взрослых. 19

2.3.
Современные представления об интеллекте человека. 26

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 30

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ
СПИСОК.. 32

 

  

Введение:

 

Задача
установления уровня интеллекта является одной из наиболее важных в психологии с
момента создания этой науки. Именно интеллектуальный показатель человека
позволил охарактеризовать его умственные и нравственные качества.

 Установление количественных и качественных
зависимостей этих показателей от уровня развития интеллекта позволило
разработать различные методы исследования интеллекта и связанных с ним качеств.
Оценка интеллекта как особой человеческой деятельности породила такие методы,
как тест Эйзенка. Установление его структуры дало повод для огромного
количества испытаний, исследованных различными аспектами. Так появились тесты
логического, образного, креативного и технического мышления.

Таким
образом, показатель интеллекта (не обязательно IQ) стал одним из наиболее
важных показателей пригодности человека для конкретной деятельности и, в
конечном итоге, полезности человека как такового. Следует различать тесты
развития интеллекта и тесты интеллекта как таковые.

Первый,
как правило, включает в себя образовательные вопросы, стандартизированные
задачи с жесткой структурой. Эта группа методов предназначена для оценки
образования человека, скорости и качества его мышления, быстрой реакции и
способности переключаться с одного вида деятельности на другой. Человек
проверяется только как исполнитель, проверяется по стандартной шкале, не имея
возможности выделиться из общей схемы. Методы второй группы лишены этого
недостатка; они определяют преобладающий тип мышления, методологию поиска
решения проблемы, нестандартный подход, творческие способности и способность
оперировать концепциями. Такие методы никогда не устанавливаются жестко, они
составляются на основе творческих тестов, тестов интуитивного характера, где
оценивается не скорость, а способ решения конкретной проблемы, уровень
концептуальных связей, нестандартное мышление и эффективность подхода.

Объект
исследования:
интеллектуальное развитие детей и взрослых.

Предмет
исследования:
особенности интеллектуального развития детей и взрослых.

Цель
исследования:
изучить особенности интеллектуального развития детей и взрослых.

Гипотеза
исследования:
интеллектуальное развитие на каждом возрастном этапе имеет свои
особенности.

Задачи
исследования:

1.
Изучить интеллект как возможности человека

2.
Рассмотреть виды и структуру интеллекта

3.
Изучить факторы, влияющие на развитие интеллекта

4.
Охарактеризовать особенности интеллекта в младшем школьном возрасте

5.
Рассмотреть интеллектуальное развитие взрослых.

Методы
исследования:
анализ литературных источников, синтез, обобщение.

Практическая
значимость

заключается в возможностях использования результатов работы в различных научных
исследованиях, в данной работе мы изучили понятие интеллект, расширили понятия
видов и типов интеллекта, выявили особенности каждого типа и вида интеллекта, а
также раскрыли особенности развития интеллекта с точки зрения развития детей и
взрослых, мы изучили в чем различие интеллектуального развития детей и
взрослых.

Теоретическая
значимость:
результаты,
полученные в результате исследования,
дополняют и расширяют имеющиеся, теоретические
представления по ряду направлений исследования,
также работа может быть использована в качестве теоретического источника в
других исследованиях.

Структура
исследования:
работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка
использованной литературы.



 

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

 

В младшем школьном возрасте
фиксируются и развиваются только те основные человеческие характеристики
когнитивных процессов (восприятие, внимание, память, воображение и мышление),
необходимость которых связана с поступлением в школу. Объем и стабильность,
переключаемость и концентрация добровольного внимания к четвертому классу школы
у детей практически такие же, как у взрослых. Что касается переключаемости, он
даже выше в этом возрасте, чем в среднем для взрослых. Это связано с молодостью
организма и подвижностью процессов в центральной нервной системе ребенка.

Опосредованная логическая память
несколько отстает в своем развитии, поскольку в большинстве случаев ребенок,
будучи занят учебой, трудом, игрой и общением, полностью обходит механическую
память. В первые три-четыре года обучения прогресс умственного развития детей
весьма заметен. От доминирования визуально-эффективного и элементарного
образного мышления, до концептуального уровня развития и плохой логики мышления
ученик поднимается до вербально-логического мышления на уровне конкретных
понятий.

 В этом возрасте общие и специальные
способности детей раскрываются достаточно хорошо, что позволяет судить об их
одаренности.

Что касается среднего возраста, то
его характеристика как некоторого стационарного состояния равноденствия
эволюционно-инволюционных процессов не содержит какого-либо набора признаков
качественных психофизиологических изменений (личности и интеллекта, механизмов
поведения и жизнедеятельности).

 Все это исключало возможность физиологического
обоснования для дифференциации фронтальных и групповых способов организации
обучения для взрослых (по возрастным группам), разработки специфических для
каждой из групп методов обучения и тренировки психофизических свойств.

Цель исследования была
достигнута путем решения следующих задач:

1.
Изучен интеллект как возможности человека

2.
Рассмотрены виды и структура интеллекта

3.
Изучены факторы, влияющие на развитие интеллекта

4.
Охарактеризованы особенности интеллекта в младшем школьном возрасте

5.
Рассмотрено интеллектуальное развитие взрослых.



 

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА
1. ПОНЯТИЕ ИНТЕЛЛЕКТА: ВИДЫ И СТРУКТУРА

1.
Интеллект, как возможности человека

 

Интеллект (от латинского — Intellectus) в широком смысле представляет
собой сочетание всех когнитивных функций личности: от ощущения и восприятия до
мышления и воображения; в более узком смысле это мышление.

 Ученые разных специальностей уже
давно изучают интеллект и интеллектуальные возможности человека.

Одним из основных вопросов, стоящих перед психологией, является вопрос
о том, является ли интеллект врожденным или формируется в зависимости от
окружающей среды. Этот вопрос, возможно, касается не только интеллекта, но
здесь он особенно актуален, потому что интеллект и креативность (нестандартные
решения) имеют особую ценность в наш век всеобщей высокоскоростной
компьютеризации.

Сейчас нам особенно нужны люди, которые способны мыслить нестандартно и
быстро, которые обладают высоким интеллектом для решения сложных научных и
технических задач, и не только обслуживают сверхсложные машины и автоматы, но и
создают их (Михайлова, 2016). [16]

 Многие определения интеллекта
были даны, и философами, биологами и психологами. Чтобы определить интеллект,
следует указать степень сложности всех взаимодействий когнитивных структур,
поскольку интеллект включает в себя почти все когнитивные структуры, и если мы
возьмем одну когнитивную структуру, то окажется, что мы должны были пренебречь
их взаимодействием.

 С конца XIX века в
экспериментальной психологии распространяются различные количественные методы
оценки интеллекта и степени умственного развития с использованием специальных
тестов и специальной системы для их статистической обработки в факторном
анализе.

·       
Коэффициент
интеллекта (англ. Intellectual quotent, сокращенно IQ), показатель умственного
развития, уровень существующих знаний и осведомленности, установлен на основе
различных методов тестирования. Коэффициент интеллекта привлекателен, поскольку
позволяет количественно определить уровень интеллектуального развития.

 Развитие интеллекта

 С точки зрения когнитивной
психологии развитие интеллекта — это изменение когнитивных структур, процессов
и способностей на протяжении всей жизни. Вы можете определить интеллект в том
направлении, в котором его развитие ориентировано, и не думать о границах
интеллекта.

 Но интеллект не может быть таким
мячом из русских сказок, который бежит впереди Иванушки, показывая ему путь, и
ничего не меняется ни в самом шаре, ни в жизни Иванушки, который получает
только предназначенный ему «приз», не прилагая на это  свои собственные усилия, и это идет в
указанном ему направлении.

 Если мы сравним его с
компьютером, то, скажем, чем больше данных находится в памяти компьютера, тем
быстрее он должен дать результат задачи. Тем не менее, как хорошо известно
разработчикам программного обеспечения, с увеличением объема данных вопрос
правильной организации данных и процессов, участвующих в их обработке,
приобретает первостепенное значение для эффективности всей системы.

Но мы позже обратимся к искусственному интеллекту в отдельной статье.
Поведение Иванушки будет тем разумнее, сложнее и разнообразнее, по каким путям
он будет воздействовать на объекты, и только тогда он добьется реальных побед
(Зейгарник, 2011). [12]

Основной теорией развития интеллекта в когнитивной психологии можно
назвать теорию этапов Пиаже, который сделал свои выводы, наблюдая за детьми
разных возрастов. Ребенок родился, и ему нечего делать, как приспособиться к
этому миру. Ассимиляция (интерпретация события в контексте существующих знаний)
и адаптация (адаптация к новой информации) — два процесса адаптации.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы