Курсовая теория на тему «Особенности игровой деятельности у дошкольников с умственной отсталостью»
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Содержание Введение. 3
Глава 1. Теоретические
основы изучения игровой деятельности у дошкольников с умственной отсталостью.. 5
1.1. Понятие «умственная
отсталость» и ее классификация. 5
1.2. Игровая
деятельность у детей дошкольного возраста с умственной отсталостью 10
Глава 2. Методические
особенности формирования игровой деятельности у дошкольников с умственной
отсталостью.. 14
2.1.
Коррекционно-развивающие технологии формирования творческой игры у умственно
отсталых детей. 14
2.2. Изучение
педагогического опыта по формированию игровой деятельности у дошкольников с
умственной отсталостью.. 20
Заключение. 24
Список использованной
литературы.. 25
Введение:
Актуальность. Игра
– особая форма усвоения ребенком окружающей действительности путем
моделирования и интерпретации взаимодействия между людьми, основной ведущий вид
детской деятельности, который многогранно влияет на психическое развитие
ребенка. В игре дети овладевают новыми навыками, умениями, знаниями, познают
окружающий мир, различные сферы человеческой деятельности, формируют
собственное отношение к явлениям жизни и коллектива сверстников, усваивают
разнообразные способы общения. Игра служит средством развития мышления, памяти,
воображения, речи, способствует развитию эмоционально-волевой сферы.
Теоретический
анализ психолого-педагогических исследований показывает, что игра является
ведущей деятельностью дошкольника, средством его всестороннего развития, важным
методом воспитания. Ученые А.А. Венгер, Л.И. Божович, ПЯ. Гальперин, А.Н. Дьяченко,
А.В. Запорожец, З.М. Истомина, А.Н. Леонтьев, А.А. Люблинская, С.Л. Новоселова,
И.Ф.. Обухова, Н.Н. Поддьяков, Ж. Пиаже, С.Л. Рубинштейн, Н.Ф. Талызина, Б.М.
Теплов указывают на то, что игра существенно влияет на умственное развитие
ребенка дошкольного возраста, в частности, осознание целей в игре, выбор
средств ее достижения, создание игровой ситуации, принятия на себя роли – все
это развивает мышление, воображение ребенка, обогащает и уточняет восприятия,
распространяет запас представлений, развивает внимание, память. В игровой деятельности
происходит как психическое, так и физическое развитие ребенка, развивается физическая
сила, скорость и точность движений. Итак, игра является важным средством
психического и физического развития ребенка.
Исследование
игры у детей с умственной отсталостьб выявили недостаточную сформированность
мотивационной сферы игровой деятельности у дошкольников. В частности, у детей
снижена потребность в игре, недостаточно выражены или отсутствуют игровые
мотивы контактов со сверстниками. Сюжеты игр очень бедными и мало
эмоциональными, не отображают сущности деятельности и отношений взрослых. Игра
по правилам у детей указанной категории состоит из отдельных, мало связанных
между собой фрагментов. Ужесточение правил, их интеллектуализация приводит к
фактическому распаду игровых действий.
Среди
многих причин, которые замедляют самостоятельное, последовательное становление
игры у умственно отсталого ребенка, следует выделить, прежде всего,
первоочередное – недоразвитие деятельности коры головного мозга, что приводит к
опозданию в сроках овладения статическими функциями, речью, эмоционально-деловым
общением с взрослыми в ходе ориентированной и предметной деятельности.
Негативно отражается на становление игры отсутствие необходимых педагогических
условий для развития ребенка.
Цель –
выявить и изучить особенности игровой деятельности у дошкольников с умственной
отсталостью, предложить практические рекомендации по совершенствованию
управления игрой дошкольников.
Объект исследования — игровая
деятельность умственно осталых дошкольников.
Предмет исследования
– методы формирования игровой деятельности дошкольников с умственной
отсталостью.
Задачи:
— Сформировать
представление о понятии «умственная отсталость» и его классификации;
— рассмотреть
игровую деятельность у детей дошкольного возраста с умственной отсталостью;
— предложить
коррекционно-развивающие технологии формирования творческой игры у умственно
отсталых детей;
— изучить
педагогический опыт по формированию игровой деятельности у дошкольников с
умственной отсталостью.
Заключение:
Нарушения
умственного развития – достаточно сложная и одновременно недостаточно раскрыта
сегодня особенность течения развития ребенка.
Умственная
отсталость определяется как особенность развития психики ребенка при
органическом повреждении центральной нервной системы во внутриутробный период
или в период от 1 до 3 лет. С умственной отсталостью ребенок не имеет
достаточно развитых способностей к контролю и самоконтролю своим поведением,
что является следствием нарушения взаимосвязи между познавательными и
эмоциональными процессами или мышлением и эмоциями. У ребенка наблюдается
низкий уровень активности и познания, его непосредственные потребности и
эмоциональные проявления не подчинены мышлению и, следовательно, не осознаются
и не регулируются самим ребенком.
Учитывая
особенности игровой деятельности умственно отсталых дошкольников, мы пришли к
выводу, что необходимо учить умению играть: для этого в режиме дня надо
выделять время для организации игр. Ведь именно в процессе игры происходит
развитие эмоционально-положительного отношения и интереса к предметам и
действий с ними, формируются гностические процессы и предметно-игровые
действия, умение играть со сверстниками. Только специальное обучение может
привести к возникновению сюжетной игры, которая способствует компенсации
нарушения, общем и речевом развитии умственно отсталого ребенка.
Итак,
важное значение игровой деятельности с сочетанием различных видов игр
заключается в обогащении детского развития, коррекции и компенсации различных
дефектов в психике ребенка, подготовке их к школе.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические основы
изучения игровой деятельности у дошкольников с умственной отсталостью 1.1.
Понятие «умственная отсталость» и ее классификация Умственная
отсталость (УО) – совокупность наследственных, врожденных (олигофрения) или
рано приобретенных (деменция) устойчивых синдромов общего психического
отставания в развитии, которые проявляются в затруднении социальной адаптации
главным образом через превосходящий интеллектуальный дефект.
Различают
две основные формы умственной отсталости: олигофрения (от гр. «слабый разум») и
деменция (от лат. «безумие»).
Соматически
ребенок – олигофрен практически здоров. Олигофрения – это не болезнь, а
состояние ребенка, при котором наблюдается устойчивое недоразвитие всей его
психики. Структура интеллектуальных нарушений сочетается с нарушениями
моторики, речи, восприятия, памяти, внимания, эмоциональной сферы, произвольных
сфер поведения. Такие дети способны к развитию, хотя оно и осуществляется
замедленно, нетипично, иногда с резкими отклонениями, однако это настоящее
развитие, в процессе которого происходят и количественные, и качественные
изменения всей психической деятельности ребенка [17, c. 79].
Деменция
– расстройство более или менее сформированных интеллектуальных и других
психических функций, которому предшествовал, в отличие от олигофрении, период
нормального интеллектуального развития ребенка. У этих детей ярко выраженное
несоответствие между реальными объемом уже приобретенных знаний и ограниченными
возможностями их использования. Дети часто некритичны, расторможены, их эмоции
и мотивы просты.
В 80% случаев
интеллектуальные нарушения возникают еще в период внутриутробного развития
плода. Среди факторов – инфекционные