Курсовая теория на тему Особенности игровой деятельности у детей с ЗПР
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 490 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
Введение 3
Глава I. Теоретические основы изучения особенностей игровой деятельности у детей с задержкой психического развития 6
1.1 Проблема развития игровой деятельности в онтогенезе 6
1.2 Особенности игровой деятельности у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития 13
1.3 Содержание работы педагога по развитию игровой деятельности у детей с задержкой психического развития 19
Выводы по I главе 30
Заключение 32
Литература 34
Введение:
Актуальность исследования основывается на том, что дошкольный период – самый плодотворный период в формировании детей. Основная психолого-педагогическая проблема задержки психического развития у детей дошкольного возраста – это проблема своевременного выявления детей с ЗПР, а в настоящее время не всегда возможно вовремя заметить и выявить поэтому, педагогически правильно заниматься этим именно в дошкольный период жизни детей. Существенной причиной этого является слабое изучение основного вида деятельности, направлений его развития и поведения, особенности прохождения ЗПР в его границах, то есть, в достаточно натуральных обстоятельствах для психических процессов. Решение вопроса устранения ЗПР можно основывать на разборчивом уяснении конструкции и содержания игр как главного занятии детей и знании вариантов ее установления у дошкольников этой данной категории.
Характерное влияние игры на формирование дошкольников состоит в том, что, во-первых, игра проходит у ребенка во внутреннем, фантазийном направлении, следовательно, развивается план представлений, а во-вторых, во внешнем направлении происходят замена реального на вымышленное (предметы-заместители, принятие роли, игровая речь, схематичные поступки) играют роль основной материальной конфигурации при создании действий фантазийного направления.
Л.С. Выготский писал, что игра – это основное условие развития ребенка, при котором он может проявить способности, открывающие уровень его ближайшего развития. Однако создавать зону ближайшего развития может лишь полноценная игровая деятельность. В тех случаях, когда ведущая деятельность не сформирована, она не может способствовать становлению психических свойств и качеств ребенка, приобретению знаний.
Актуальность исследования позволила выявить противоречие между необходимостью развития игры у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития и недостаточной разработанностью психолого-педагогического сопровождения эффективного осуществления данного процесса в условиях ДОО.
Выявленное противоречие позволило обозначить проблему исследования: каким должно быть педагогическое сопровождение развития игры у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.?
Цель исследования – теоретически обосновать влияние психолого-педагогического сопровождения на развитие сюжетно-ролевой игры у детей седьмого года жизни с задержкой психического развития.
Объект исследования – процесс развития игровой деятельности у детей с задержкой психического развития.
Предмет исследования – особенности игровой деятельности у детей с задержкой психического развития.
В соответствии с целью и гипотезой исследования были поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме развития игровой деятельности в онтогенезе.
2. Рассмотреть особенности игровой деятельности у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.
3. Изучить содержание работы педагога по развитию игровой деятельности у детей с задержкой психического развития.
Теоретическая основа исследования:
– теория о специфических особенностях отдельных психических процессов и личности в целом дошкольников с задержкой психического развития (Н.Ю. Борякова, А. Бооркес Де Бустаманте, Б. Диас Гонсалес, Н. В. Елфимова, Е. К. Иванова, И. А. Коробейников, А. Д. Кошелева, Л. В. Кузнецова, Н. Г. Лутонян, В.Л. Подобед, Е. С. Слепович, Т. А. Стрекалова, У. В. Ульенкова и другие).
– изучение теории игры в воспитании дошкольников (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин и др.);
– определение особенности, места и значения игровой деятельности у детей с задержкой психического развития в педагогическом процессе (В.Р. Беспалова,Е.И. Радина, А.И. Сорокина, Е.И. Удальцова и др.).
Методы исследования: изучение и анализ психолого-педагогической, научно-методической литературы по проблеме исследования.
Структура: работа состоит из введения, 1 главы, заключения, списка литературы.
Заключение:
Изучив психолого-педагогическую литературу по вопросу развития игры у детей дошкольного возраста с ЗПР и пришли к выводу, что игра является ведущей деятельностью ребенка-дошкольника. Именно в игре формируются основные психологические новообразования. В игре ребенок удовлетворяет свою основную возрастную потребность — быть взрослым. Ребенка захватывает сам процесс, который не направлен на конечную цель. Содержание игр зависит от уровня развития социальных отношений в группе детей. На начальных этапах обучения у детей вызывается интерес к игрушкам, предметно-игровым действиям с ними, формируются предметно-игровые действия, умение играть в сюжетные игры, закладываются основы сюжетно-ролевой игры. Постепенно от действий с реальными предметами ребенок переходит к действиям с мнимыми предметами, затем у него появляются условные действия — жесты и, наконец, замещение действия и предмета словом. Этот процесс имеет прогрессивную направленность, поскольку переход от практических или игровых действий к действиям в умственном плане с символическими знаками обусловливает интеллектуальное развитие ребенка.
Дети с ЗПР характеризуются повышенной утомляемостью, быстрой истощаемостью, рассеянностью. Для поддержания активного интереса к игре, они отличаются эмоциональной неразвитостью, их речь бедна, невыразительна, монотонна по звучанию, им часто недоступны эмоционально-экспрессивная окрашенность и правильное интонирование текста. Устранению таких дефектов способствуют игровая деятельность, когда дети не просто выполняют то или иное задание, а перевоплощаются в персонажей со своими характерами, речью, системой взаимоотношений. Использование приема «вживание в роль» позволяет снять скованность, учит умению держаться перед аудиторией. Игровая деятельность способствуют ростку творческих и интеллектуальных способностей детей, накоплению определенных социальных навыков, позволяющих детям успешно адаптировать в реальной действительности.
Игровая деятельность, вносит существенный вклад в процесс развития детей. В ходе игровой деятельности, у детей, которым не свойственна инициативность, происходит пробуждение таких качеств личности, как самостоятельность, инициативность, решительность, появляется желание применить собственные знания, умения и навыки в практической деятельности, развивается стремление к самореализации и пропадает при этом чувство страха совершить ошибку или неправильно принять решение. Игровая деятельность способствует активизации познавательных процессов учащихся, таких как: внимание, мышление, воображение, восприятие и т. д.
Развитие игры у детей с ЗПР проводится по направлениям: развитие позитивного отношения к игре, предметам-заместителям, партнерам по игре, педагогу; у детей происходит расширение мнений о внешнем мире, развивается диалоговая игровая речь. Психолого-педагогическое сопровождение заключается в том, что игровые поступки детей представляют из себя поведение «рядом с педагогом», то есть, педагог объясняет, показывает и тем самым сподвигает детей к появлению у них самостоятельной сюжетно-ролевой игры. Педагог направляет детей на создание сюжета, распределение ролей, выполнения ролевого поведения и правил, использование игровой речи и устранение конфликтных ситуаций в игре. У детей с задержкой психического развития проходят игры, какие можно условно назвать «деятельность вместе»: дети играют в игры рядом друг с другом, но не вмести, а педагогическое сопровождение помогает ребенку освоить совместную игровую деятельность.
Фрагмент текста работы:
Глава I. Теоретические основы изучения особенностей игровой деятельности у детей с задержкой психического развития
1.1 Проблема развития игровой деятельности в онтогенезе
Игра привлекала и привлекает к себе внимание педагогов и психологов, философов, социологов, этнографов, искусствоведов, биологов. Представителей научных отраслей в игре интересуют свои аспекты, но все они сходятся во мнении, что игра — неотъемлемая часть человеческой культуры. Игра представляет собой особую деятельность, которая расцветает в детские годы и сопровождает человека на протяжении всей его жизни. Развитие игровой деятельности теснейшим образом связано со всем ходом развития ребенка [12].
В исследованиях Р.И. Жуковской, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, развитие игры происходит в направлении от игры предметной, воссоздающей действия взрослых, к игре ролевой, воссоздающей отношения между людьми. Игровая деятельность, как доказано А.В. Запорожцем, В.В. Давыдовым, Н.Я. Михайленко, не изобретается ребенком, а задается ему взрослым, который учит его играть, знакомит с общественно сложившимися способами игровых действий, например, как использовать игрушку, предметы-заместители, другие средства воплощения образа; выполнять условные действия, строить сюжет, подчиняться. Усваивая в общении со взрослыми технику различных игр, ребенок затем обобщает игровые способы и переносит на другие ситуации [47].
Предпосылки игры возникают в младенческом возрасте после того, как сформировались основные сенсорно-двигательные координации, создающие возможность манипулирования и действий с предметами. Без умения удерживать предмет в руке ребенок не сможет произвести никакое действие с ним, а, следовательно, становиться невозможным и игровое действие. Усложнение игрового действия и изменение мотивов детской активности переводит игру на более высокий этап.