Курсовая теория на тему Особенности игрового метода в физическом воспитании детей младшего школьного возраста
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 3
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В
МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ. 5
1.1. АНАТОМО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ И
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.. 5
1.2. СУЩНОСТЬ ИГРОВОГО МЕТОДА В ФИЗИЧЕСКОМ
ВОСПИТАНИИ И РАЗВИТИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.. 7
2. ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ИГРОВОГО МЕТОДА В
МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ. 10
2.1. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
ИГРОВОГО МЕТОДА НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ 10
2.2. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ИГРОВОГО МЕТОДА
НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ И РАЗВИТИИ МЛАДШИХ
ШКОЛЬНИКОВ.. 15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 22
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.. 24
ПРИЛОЖЕНИЕ. 27
ПРИЛОЖЕНИЕ
1 27
Введение:
Физическое
воспитание подрастающего поколения составляет неотъемлемую часть воспитания
личности. Основными задачами физического воспитания в начальной школе являются:
укрепление здоровья, содействие правильному развитию, обучение учащихся
жизненно необходимым навыкам, воспитание физических и нравственных качеств.
Решению этих задач активно содействует игра, которая выступает как средство
укрепления здоровья и метод физического и нравственного воспитания.
Как известно,
знания не затрагивающие эмоций не оказывают достаточного влияния на
формирование личности ребенка. Игровой метод как деятельность эмоциональная
способен наилучшим образом решить данную проблему. Практика обучения в
современной школе убедительно доказывает, что активность, проявляемая
школьниками в игровых ситуациях, вызывает познавательные усилия и тем самым
положительно влияет на повышение уровня знаний и умений, другими словами на
успеваемость.
Цель исследования:
изучить особенности использования игрового метода на уроках физической культуры
у детей начальной школы.
Объект
исследования: физическое воспитание детей младшего школьного возраста.
Предмет
исследования: особенности игрового метода в физическом воспитании детей
младшего школьного возраста.
Задачи
исследования:
¾ рассмотреть анатомо-физиологические и
психолого-педагогические особенности детей младшего школьного возраста;
¾ изучить сущность игрового метода в физическом воспитании и
развитии младших школьников;
¾ проанализировать методологические особенности использования
игрового метода на уроках физической культуры в начальной школе ;
¾ предоставить рекомендации по использованию игрового метода на
уроках физической культуры в физическом воспитании и развитии младших
школьников.
Методы
исследования: анализ педагогической, психологической, научно-методической
литературы, синтез, систематизация, обобщение, классификация.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения,
списка литературы.
Заключение:
Итак, по
итогам выполнения работы можно сделать следующие выводы:
1. К младшему
школьному возрасту относятся дети от 6-7 до 11 лет (1-4 классы). В этом
возрасте у ребенка улучшается память и координация движений, происходит
равномерное развитие опорно-двигательного аппарата. Функциональные возможности
младших школьников по многим показателям уступают возможностям взрослых, но
прогрессирующее развитие отдельных органов и структур позволяют направленно
воздействовать на ускоренное их развитие и тем самым повышать функциональные
возможности организма в целом.
2. Использование игрового метода в младшем
школьном возрасте используется для эффективности учебного процесса. Под игрой
обычно понимают сознательную деятельность, направленную на достижение
определенной цели, добровольно поставленную самими участниками и связанную с
соблюдением определенных правил. При правильной организации занятий, с учетом
физической подготовленности и возрастных особенностей занимающихся, подвижные
игры оказывают благоприятное влияние на рост, развитие мышечной системы,
укрепление опорно-двигательного аппарата, формирование правильной осанки у
детей, а также повышают функциональную активность организма.
3. Основная
особенность подвижных игр – ярко выраженная роль движений в содержании игры
(бег, прыжки, метания, броски, передачи, ловля и т.д.). Такие двигательные
действия направлены на преодоление разных препятствий, трудностей, которые
поставлены на пути достижения цели. А достижение цели требует от учащихся
активных двигательных действий, выполнение которых зависит от творчества и
инициативы самих участников.
Структура
игры содержит в себе: роль; игровые действия; реалистические отношения между
играющими; содержание (сюжет) – область, которая условно воспроизводится в
игре.
4. Естественные
движения человека (бег, ползание, прыжки и т. д.) дети лучше понимают в игре.
Каждая игра должна носить познавательный и воспитательный характер. Все игры
должны соответствовать анатомическим, физиологическим и психологическим
особенностям детей, быть направлены на сохранение и укрепление здоровья.
Игровая деятельность должна быть педагогически мотивированной.
Таким образом, цель, поставленная в работе, достигнута. Задачи решены.
Фрагмент текста работы:
К младшему
школьному возрасту относятся дети от 6-7 до 11 лет (1-4 классы). При проведении
игр среди учащихся младших классов надо учитывать анатомо-физиологические и
психолого-педагогические особенности детей этого возраста, относительную
подверженность их организма различным влияниям окружающей среды и быструю утомляемость.
Младший
школьный возраст характеризуется равномерным развитием опорно-двигательного
аппарата. Длина тела в этот период увеличивается больше, чем масса тела.
Подвижность суставов, эластичность связочного аппарата, большое содержание
хрящевой ткани в скелете является особенностью опорно-двигательной системы
данного возраста. Процесс роста и образования костей не прекращается [19].
В этом
возрасте продолжаются рост и образование костей, формирование скелета, поэтому
нужно постоянно следить за осанкой ребенка, посадкой за письменным и обеденным
столом, чтобы не допустить искривления позвоночника.
Мышцы в этом
возрасте еще довольно слабые, особенно мышцы спины, образующие мышечный корсет.
Вес сердца увеличивается параллельно с нарастанием массы тела. К 10 годам масса
тела становится в среднем в 6 раз больше, чем при рождении. К 11 годам толщина
мышечной стенки сердца удваивается. Ткань сердца к 10 годам становится такой
же, как у взрослого. Показатели работы сердечно-сосудистой системы приближаются
к таковым у взрослых [18].
Частота
дыхательных движений уменьшается и к 10 годам равна в среднем 20 в минуту.
Глубина дыхания, наоборот, постепенно увеличивается, в 8 лет она составляет 170
мл, а в 10–11 лет – уже 254 мл воздуха при каждом вдохе. При напряженной
физической работе дыхание у детей этого возраста учащается сильнее, чем у
взрослых (соответственно составляет 60–70 дыхательных движений в минуту) [18].
Сердечно-сосудистая
система ребенка в начальных классах отличается большой жизнеспособностью:
сосуды достаточно широкие, а стенки сосудов эластичные, что создает
благоприятные условия для работы сердечной мышцы. Но функции нервной системы,
регулирующей работу сердца, еще недостаточно развиты (легкая возбудимость
сердца) [19].
В
деятельности ЦНС преобладают процессы возбуждения. Также для детей младшего
школьного возраста характерно доминирующее развитие правою полушария, а
недостаточная зрелость левого полушария приводит к необходимости широкого
использования наглядных средств обучения.
Также в этот
период развиваются и основные познавательные процессы. Мышление у младших
школьников развивается от эмоционально-образного к абстрактно-логическому.
Память играет важную роль в познавательной деятельности учащегося. Природные
возможности младшего школьника очень велики: его мозг обладает такой
пластичностью, что позволяет ему легко справляться с задачами дословного
запоминания. Его память в основном визуальная и образная. Несомненно, материал
интересный, специфический и яркий. А также развивать все виды памяти:
долговременную, кратковременную и оперативную [14].
Уровень
развития речи маленьких школьников позволяет им дружно в определенном ритме,
согласуя слова с движениями, произносить речитативы, требующиеся во многих
играх [14].
Главная особенность
детей младшего школьного возраста – слабость произвольного внимания. Гораздо
лучше в младшем школьном возрасте развивается непроизвольное внимание. Все
новое, неожиданное, яркое, интересное естественно привлекает внимание учащихся,
без каких-либо усилий с их стороны.
Таким
образом, дети младшего школьного возраста активны, самостоятельны,
любознательны. Младшие школьники ярче воспринимают и лучше усваивают всё это,
что видят, слышат, наблюдают. Функциональные возможности младших школьников по
многим показателям уступают возможностям взрослых, но прогрессирующее развитие
отдельных органов и структур позволяют направленно воздействовать на ускоренное
их развитие и тем самым повышать функциональные возможности организма в целом. 1.2. Сущность игрового метода в физическом
воспитании и развитии младших школьников
Большинство
современных ученых определяют игру как особый вид деятельности, сложившийся на
определенном этапе развития общества. Игровой метод является наиболее
эффективным методом при работе с учащимися начальных классов. Игровой метод
используется в педагогическом процессе по физическому воспитанию в младшем
школьном возрасте для решения образовательных, воспитательных и оздоровительных
задач в соответствии с требованиями учебной программы.
Игровой метод физического воспитания на уроках физической культуры,
особенно на этапе начального обучения, применяется главным образом в форме
подвижных игр. Подвижной называется игра, построенная на движениях [1].