Курсовая теория на тему Особенности графомоторных навыков у старших дошкольников с интеллектуальными нарушениями
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 490 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
§ 1. Понятие «графомоторный навык» и особенности его формирования 5
§ 2. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями интеллекта 12
§ 3. Особенности графомоторных навыков у детей с нарушением интеллекта 19
§ 4. Дидактические игры и упражнения для развития графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями интеллекта 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 40
Введение:
Актуальность исследования заключается в том, что полноценное моторное и речевое развитие является залогом успешного освоения грамоты и чтения. Одним из базовых качеств, входящих в структуру психологической готовности ребенка к обучению в школе является развитие графомоторных навыков, благодаря которым дошкольник способен овладеть особой формой речи — письмом. Большинство педагогов сталкиваются с трудностями обучения письму дошкольников, у которых наблюдается пониженный или повышенный мышечный тонус рук. Это свидетельствует о том, что у них недостаточно сформированы графомоторные навыки.
Сейчас педагоги у некоторых детей отмечают незрелость уровня активации нервной системы, а именно: слабая способность нервных клеток переносить длительное или короткое время концентрации на определенном образовательном процессе, затруднения в образовании сложных условных связей и тому подобное. Сейчас современными стандартами образования не предусмотрено формирование графомоторных навыков у детей дошкольного возраста, однако в соответствии с преемственностью дошкольного и начального образования ребенок должен упражняться в письме и рисовании. Поэтому важность развития графомоторных навыков у детей дошкольного возраста является актуальной, но недостаточно изученной.
Проблеме развития графомоторной деятельности детей посвящены работы М. Безруких, А. Ботвинникова, В. Илюхина, А. Гурьянова и др. В трудах В. Котырло, С. Ладивир, Т. Кондратенко, С. Кулачковской, С. Тищенко и других.
Цель исследования — теоретически исследовать системы работы по внедрению технологии развития графомоторных навыков дошкольников с нарушениями интеллекта. В связи с этим, поставлены следующие задачи исследования:
1. Охарактеризовать понятие «графомоторный навык» и особенности его формирования;
2. Составить психолого-педагогическую характеристику детей с нарушениями интеллекта;
3. Выделить особенности графомоторных навыков у детей с нарушением интеллекта;
4. Подобрать дидактические игры и упражнения для развития графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями интеллекта.
Объект исследования — развитие графомоторных навыков у дошкольников. Предмет исследования – современные технологии развития графомоторных навыков у дошкольников с нарушениями интеллекта.
Методы исследования теоретические: анализ и синтез научной, учебно-методической литературы, что позволило сопоставить различные взгляды на исследуемую проблему, определить критерии и показатели развития графомоторных навыков у дошкольников; метод обобщения передового педагогического опыта способствовал обоснованию эффективности системы работы по внедрению технологий развития графомоторных навыков дошкольников с нарушениями интеллекта.
Структура работы: исследование состоит из введения, четырёх параграфов, заключения и списка использованной литературы.
Заключение:
Процесс развития графомоторных навыков у детей дошкольного возраста сложный и требует систематической, последовательной работы. Проведение целенаправленной подготовительной деятельности на дошкольном этапе позволит избежать многих сложностей при обучении детей письму в начальной школе. На основе указанного в нашем исследовании:
1. Охарактеризованы основные понятия о графомоторных навыках и раскрыты особенности их развития у детей дошкольного возраста. Графомоторные навыки — это способность человека перекодировать звуки (фонемы) языка в соответствующие буквы и начертания их на бумаге с помощью навыков письма. К группам графомоторных умений относятся: умение удерживать инструмент, которым пишем, определенное положение корпуса, рук; умения, связанные с выработкой качества движения; умения, обеспечивающие передачу пространственных свойств предметов; умение выполнять графические движения с интересом, увлеченно, без повышенной напряженности.
2. Определены особенности работы по развитию графомоторных навыков дошкольников, целью которой является развитие мелкой моторики; улучшение памяти; координацию и работу мозга; снятие негативных эмоций; развитие личностно-положительного отношения к творчеству, приобретение конкретных знаний и умений, необходимых для развития графомоторных навыков, овладение навыками песочной графики, мультипликации и анимации. Занятия интересны для дошкольников, направлены на развитие графомоторных навыков, включают разнообразные упражнения, игры.
С точки зрения формирования элементов трудовой деятельности дошкольники с интеллектуальной недостаточностью представляют собой разнородную категорию. Однако дети, получившие последовательные инструкции в сочетании с собственными особенностями, владеют навыками самообслуживания, что доказывает наличие у них достаточных возможностей для развития практической деятельности.
У дошкольников с нарушением интеллекта развитие речи значительно отличается от развития речи их нормально развивающихся сверстников. Отставание в развитии речи начинается в младенчестве у умственно отсталых дошкольников и продолжает концентрироваться в раннем детстве. Поэтому в начале дошкольного возраста они не готовы к овладению языком. Еще не сформированы такие предпосылки для развития речи, как предметная деятельность, интерес к окружающему миру, потребность в общении со взрослыми, не сформирован фонематический слух, недоразвит вокабулярный аппарат. Таким образом, при работе на формирование графомоторных навыков им должно уделяться куда больше внимания.
Фрагмент текста работы:
§ 1. Понятие «графомоторный навык» и особенности его формирования
Перед началом работы необходимо в целом дать определение понятию «навык». Это действия, которые выполняются автоматически посредством многократного повторения. Особенность их выполнения заключается в том, что оно не требует постоянного внимания и контроля.
Н. А. Бернштейн дает наиболее полное и адекватное объяснение навыка как сложной многоуровневой двигательной системы: «Именно активная психомоторная деятельность формирует как внешний образ, так и сущность упражнения. Моторный навык есть действие смысловой цепи, невозможно ни высвободить отдельные смысловые звенья, ни перепутать их порядок. Сам навык действия представляет собой очень сложную структуру: он всегда содержит ведущие и фоновые уровни, вспомогательные звенья, контекст в широком смысле, разные уровни автоматизации и перекодирования и т. д. Процесс его формирования также полон чисто качественной структурной сложности» [4, с. 174].
Существуют разные группы навыков: поведенческие навыки, сенсорные, умственные и моторные навыки. Графомоторные навыки связаны с группой двигательных навыков. Это законченные, сложные и координированные движения, включающие в себя выполнение простых моторных движений, доведенных до автоматизма и выполняемых в определенной последовательности. По мнению Н.Г. Агарковой, моторика письма – это определенные привычные положения и движения пишущей руки, позволяющие описывать звуки и сочетания языка [1].
Графические навыки — это автоматизированный метод различения и перекодирования фонем в соответствующие буквы, для создания контуров которых используются определенные движения рук. Этот навык обеспечивается взаимосвязанной деятельностью слухового, суставного, зрительного и двигательного компонентов [2]. В лексиконе психологии отмечается, что слово «графика» имеет несколько определений (изобразительное, лингвистическое) [11].
Графика — раздел языкознания, изучающий систему отношений между фонемами и буквами, процесс зрительного восприятия букв и их изображений.
А.К. Аксенова указывала, что двигательный навык письма представляет собой сложное языково-двигательное действие, которое выражается в виде речи (разума), с одной стороны, и движения, с другой [2]. По мнению И.Н. Садовниковой, процессом письма управляют различные отделы коры головного мозга, но они играют неодинаковую роль при разных видах письма. К старшему дошкольному возрасту лобные доли учащихся развиты не в совершенстве, что, в свою очередь, усложняет процесс овладения письмом [22].
Письмо представляет собой сложную психофизиологическую структуру, включающую такие механизмы, как произношение и слуховой анализ, зрительная память и зрительный контроль, зрительно-моторная координация и моторный контроль, синтез языковых навыков.
Первые методы обучения графомоторным навыкам были разработаны в 19-20 веках. В начале 18 века Петр I ввел новую форму письма. Русский алфавит приобретает современный вид. Освоение моторики письма было сложным и длительным процессом, при котором учащиеся писали одни и те же буквы, слоги, предложения в течение длительных промежутков времени, не имея возможности прочитать написанное.
К.Д. Ушинский внес большой вклад в методику обучения графомоторным навыкам. Обучение чтению и письму по его методике начиналось со знакомства с написанием букв, он вошёл в историю педагогики как «метод письма и чтения». С психологической точки зрения К.Д. Ушинский настоятельно рекомендовал уделять больше внимания подготовительным упражнениям, которые могут дать учащимся начальное овладение навыками написания простых буквенных элементов [15].
История отечественных методик развития моторики письма шла от словесного к алфавитному письму и включала следующие этапы развития: рисунок → рисунок-символ → символ-знак (буква).
В Лондоне в начале 19 века учитель английского языка И. Карстер описал использование специальных упражнений для развития движений рук. К ним относятся: написание основных элементов букв, затем самих букв, соединенных друг с другом специальными линиями или штрихами, а затем — написание целых слов. Во время этих упражнений стандартная разлиновка тетради не использовалась. Это способствовало освоению учеником рабочего места, свободы и легкости движений рук. Метод назван в честь его создателя – «метод И. Карстера». В России данная методика не была популяризирована, но некоторые упражнения впоследствии были включены в пособия по письму и каллиграфии [6].
При правильно отработанных навыках быстрота движений сочетается с качеством их исполнения. У детей с развитыми навыками письма буквы, объединенные в слова, сохраняют свою форму и легко читаются окружающими. Из-за неправильного развития навыка буквы могут быть искажены так, что даже тому, кто их написал, будет трудно прочитать текст.
Процесс формирования письменных моторных навыков в значительной степени зависит от таких функций, как зрительно-слухово-моторная координация. С.Е. Гаврина, Е.В. Гурьянов, М.М. Безруких, С.П. Ефимова, Е.В. Новиков, Н.В. Новоторцева и ряд других учёных доказали, что процесс формирования системы связи между зрительным, слуховым и двигательным анализаторами зависит от следующих аспектов:
зрительный и двигательный контроль;
координация движений;
пространственное восприятие;
сформированность пространственных представлений;
чувство ритма;
«умелость рук»;
внимательность, которая требуется для предотвращения графических ошибок и ошибок;
зрительное внимание.
Развитие моторики письма зависит от таких компонентов, как развитость общей и мелкой моторики, последовательная организация движений, сформированность зрительно-пространственных представлений и зрительной памяти. Поэтому ещё с младшего дошкольного возраста очень важно развивать мелкую моторику рук, память и глазомер.
Развитие мелкой моторики тесно связано с развитием речи. Около трети всей моторной проекционной площади коры головного мозга занимают проекции кисти, которая расположена вблизи языково-моторной зоны, чем и объясняется большое влияние тренировки мелких движений пальцев на речь.
Еще одной языковой областью мозга М.М. Кольцова считает проекции рук. Речевое развитие также находится в пределах нормы, если развитие движений пальцев соответствует возрасту, но если развитие пальцев отстает, языковое развитие отстает тоже, хотя общие моторные навыки могут быть в пределах нормы [9].
Согласно системе Д.Б. Эльконина, важнейшими принципами развития моторики письма являются:
1. Формирование языковых знаний и умений учащихся, начиная с раннего дошкольного возраста;
2. Внимательность к обучению;
3. Первичное позиционирование не букв, а звуков.
Формирование графомоторных навыков – сложный и длительный процесс. Письменная моторика ребёнка развивается в процессе многолетних физических упражнений и включает в себя:
1. Мелкую моторику пальцев:
упражнения на развитие силы пальцев и скорость их движений.
2. Визуальный анализ и синтез:
упражнения на определение левой и правой частей тела;