Курсовая теория Педагогика/Психология Дошкольная педагогика

Курсовая теория на тему Особенности готовности к формированию навыков письма у детей дошкольного возраста с интеллектуальными нарушениями

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАФИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К ОВЛАДЕНИЮ НАВЫКАМИ ПИСЬМА У ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА 7
1.1. Функциональный базис графической готовности к овладению навыками письма и его нарушения 7
1.2. Психолого — педагогическая характеристика дошкольников с нарушением интеллекта 15
1.3. Особенности графической готовности у старших дошкольников с нарушением интеллекта 21
1.4. Дидактические игры и упражнения по формированию графической готовности к овладению навыками письма у дошкольников с нарушением интеллекта 26
Выводы по 1 главе 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 34
ПРИЛОЖЕНИЕ 38

  

Введение:

 

Актуальность исследования. В современных условиях проблема формирования графической готовности к овладению навыками письма у детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта особенно актуальна, так как в Федеральном образовательном стандарте образования лиц с ОВЗ обозначена главная задача – обеспечение современного качества образования на основе соответствия актуальным и перспективным потребностям ребёнка, общества и государства. Поэтому на первый план выдвигаются задачи создания условий для становления личности каждого дошкольника в соответствии с особенностями его психического и физического развития, возможностями и способностями. Создание педагогических условий, оптимальных для каждого воспитанника, предполагает формирование адаптивной образовательной среды.
Актуальность проблемы формирования и развития графической готовности к овладению навыками письма у детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта обусловлена усилением внимания исследователей и педагогов-практиков к улучшению коррекционно — образовательной работы с детьми, созданию оптимальных условий для всестороннего развития личности на дошкольной ступени образования.
Проблеме формирования и развития графической готовности к овладению навыками письма у детей дошкольного возраста посвящены фундаментальные и прикладные исследования Е.Б.Аксеновой, Н.Ю.Боряковой, Е.Н. Васильевой, Е.Е.Дмитриевой, Е.А. Екжановой, Г.И. Ефремовой, К.А. Некрасовой, Е.С. Слепович, Т.А. Стрекаловой, У.В.Ульенковой, Н.А. Шивирева и др.
Исследователи утверждают, что недооценка важности формирования у детей качеств, позволяющих успешно справляться с графическими задачами, может привести к более серьёзным проблемам, чем неуспеваемость: неврозы, негативизм, психосоматика и др. (М.М.Безруких, В.Ф.Базарный и др.). Понимая значимость и объем данного показателя, многие педагоги и психологи выделяют его в структуре готовности ребенка к школе в виде отдельного компонента: достаточный уровень зрительно-моторной координации (Л.А.Венгер), школьно-значимые психофизиологические функции (Р.В.Овчарова). Н.В. Нижегородцева и В.Д.Шадриков ввели понятие графическая неготовность к обучению письму.
Графическая готовность является сложной многокомпонентной составляющей в структуре готовности ребёнка к школьному обучению и представлена в виде сложной структуры: физиологической; когнитивной; личностной готовности; графических способностей (Е.А.Екжанова, Г.И.Ефремова, И.А. Коробейников).
Процесс формирования графической готовности к овладению навыками письма затруднен у младших школьников с интеллектуальными нарушениями.
В коррекционной педагогике нарушение интеллекта является психолого-педагогическим понятием и характеризует отставание, обратимые нарушения интеллектуальной и эмоционально-волевой сферы, сопровождающиеся специфическими трудностями в обучении, темповое отставание развития психических процессов и незрелость эмоционально-волевой сферы у детей, которые потенциально могут быть преодолены с помощью специально организованного обучения и воспитания.
По мнению А.Н. Граборова, Г.Я. Трошина и других, существенно сниженный уровень сенсорных процессов учащихся с интеллектуальными нарушениями приводит к несформированности навыка зрительно-двигательных образов буквенных знаков, а так же связан с затруднениями на письме, например, выражается в неумении писать буквы связно. Недостаточное развитие мелкой пальцевой моторики осложняет формирование графических навыков детей с интеллектуальными нарушениями.
Формирование графомоторных навыков в структуре графической готовности у детей с нарушением интеллекта происходит замедлено и своеобразно и имеет свои специфические особенности. (В.И.Лубовский, Л.И.Солнцева, Л.Б.Баряева, У.В. Ульенкова).
Следствием низкого уровня развития восприятия у детей с интеллектуальными нарушениями Е.В. Мальцева, Е.М. Мастюкова и др. считают графические ошибки при формировании навыка письма и трудности в процессе письма (нарушение письма формы буквы, нарушение наклона элементов, деформация формы буквы, уподобление одной буквы другой и подобные ошибки). Процесс переработки сенсорной информации замедлен, и это в свою очередь мешает формированию и закреплению графических навыков.
В практике работы образовательных организаций сложилось противоречие: с одной стороны, между наличием проблемы формирования графической готовности к овладению навыками письма у детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта и недостаточной разработанностью методики коррекционно-педагогической работы по данному направлению.
Данное противоречие определило актуальность проблемы исследования: поиск путей и педагогических средств повышения эффективности формирования графической готовности к овладению навыками письма у дошкольников с нарушением интеллекта.
Данное противоречие обусловило выбор темы исследования: «Формирование графической готовности к овладению навыками письма у дошкольников с нарушением интеллекта».
Цель исследования: теоретически обосновать формирование графической готовности к овладению навыками письма у дошкольников с нарушением интеллекта.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Тема исследования актуальна, подтверждением тому является значительные затруднения в обучении письму у дошкольников с нарушениями интеллекта. Из-за интеллектуальных и психофизических отклонений в развитии у обучающихся рассматриваемой категории процесс формирования графомоторных навыков письма осуществляется со специфическими особенностями.
Можно отметить что формирование и развитие графического навыка письма — это процесс сам по себе сложный и длительный, а у обучающихся с нарушениями интеллекта еще более трудоемкий и специфичный. Данная специфичность обусловлена и структурой самого акта письма, и структурой формирования навыка, и психофизиологическим механизмом, лежащим в его основе. Однако, несмотря на все вышеназванные сложности обучения письму при многократном, систематическом повторении упражнений обучающимися по отработке данного навыка, он совершенствуется и автоматизируется.
Из-за недостаточности динамичности мышц руки, недоразвития мелкой моторики и слабого мышечного тонуса у дошкольников с нарушениями интеллекта процесс формирования графомоторных навыков значительно осложнен. Множественные графические ошибки, трудности письма являются последствиями замедленности процесса переработки сенсорной информации, несовершенства межанализаторной интеграции, несовершенства зрительного и двигательного контроля за движениями приводит к многочисленным графическим ошибкам и трудностям письма.
Подводя итоги можно полностью согласиться с мнением специальных психологов и педагогов о том, что процесс развития графомоторных навыков у дошкольников с нарушениями интеллекта — это процесс трудоёмкий и длительный, который сопровождается сложностями, связанными с особенностями психофизиологического развития обучающихся данной категории.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАФИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К ОВЛАДЕНИЮ НАВЫКАМИ ПИСЬМА У ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА
1.1. Функциональный базис графической готовности к овладению навыками письма и его нарушения
В психологическом словаре отмечено, что слово «Графика» имеет несколько определений (вид изобразительного искусства, раздел лингвистики).
Графика, как раздела лингвистики изучает систему отношений между звуками (фонемами) речи и буквами письма, а также рисунок буквы, воспринимаемый зрительно, и сам процесс изображения ее.
По мнению Н. Г. Агарковой, графический навык — это автоматизированный способ дифференцировки и перекодирование звуков (фонем) речи в соответствующие буквы, начертание их на бумаге и вместе с тем осознание воспроизводимых буквенных комплексов (слов) [2].Исходя из определения, данного Н. Г. Агарковой графический навык включает в себя все содержание графики, как раздела лингвистики, вбирающий в себя начертание письменных букв или печатных знаков букв.
А. К. Аксенова обозначает, что графический навык — это сложное речерукодвигательное действие, которое проявляет себя, с одной стороны, как речевое (интеллектуальное), а с другой как, двигательное [1]. По ее мнению, письмо — это сложное речерукодвигательное действие, представляющее собой предмет специального изучения и усвоения.
Такие ученые, как А. Г. Зикеевой, Е. А. Кинаш, А. Р. Лурия, указывают, что графические навыки письма можно отнести к сенсорным навыкам человека. А. Р. Лурия считает, что графические навыки письма неотъемлемо связаны с учебной деятельностью человека и обслуживают процесс письменной речи. В этом состоит специфика и сложность их формирования. Так же отмечается, что графомоторные навыки не могут формироваться изолированно, а в связи с чтением, орфографией, развитием письменной речи.
Процесс формирования графических навыков письма является очень сложным и длительным, так как он затрагивает различные сферы умственной деятельности человека.
По мнению И. Н. Садовникова, процесс письма связан с деятельностью всех участков коры головного мозга, хотя их роль в различных видах письма неодинакова. Овладение письмом затрудняется из за того что у обучающихся младших классов еще не все участки головного коры головного мозга функционально и морфологически развиты [24].
Для успешного овладение навыком письма необходимо, что бы обучающиеся были подготовлены к обучению. Графомоторные навыки имеют свои специфические сферы, которые должны быть в состоянии готовности к моменту формирования навыков.
Как отмечала Е.Н. российская для овладения графомоторными навыками необходимо что бы движения пальцев и кистей рук были достаточно развиты.
Определяющим фактором готовности руки к овладению графомоторными навыками является развитие мелкой моторики. Об этом писали в своих трудах Т. П. Сальникова, Е. И. Скиотис. Для того что бы обучающиеся быстро не уставали и могли правильно держать ручки, должно быть хорошее развитие мелкой моторики, а так же мышцы рук должны быть довольно крепкими. Движения пальцев должны быть целенаправленными и точными, подчинятся задачам деятельности.
А. К. Аксенова считает, что готовность руки, как непосредственного орудия графической деятельности, к выполнению точных и сложных движений, а так же достаточное развитие моторного компонента двигательного анализатора являются важными условиями для успешного овладения навыком письма.
В психолого-педагогических исследованиях отмечается, что начинать формировать графомоторные навыки необходимо до поступления обучающегося в первый класс. В дошкольный период обучающиеся должны научиться чертить на бумаге прямые линии или замкнутые каракули, хотя эти умения еще зрительно не контролируются. Зрительный контроль — включается гораздо позднее. Лепка, конструирование, поделки из бумаги и другие занятия приводят к развитию руки, пальцев и глаз обучающегося. Эти занятия не только интересны для обучающихся они так же способствуют подготовке рук и глаз обучающихся к процессу формирования письма: происходит развитие мелких мышц рук а так же обучающиеся учатся видеть форму и воспроизводить ее, говорит Е. А. Кинаш.
По мнению А. Р. Лурия, обучающиеся младших классов с нарушениями интеллекта тратят очень много энергии, неадекватное количество сил, неэкономно вовлекают в исполнение лишние движения мышц, когда овладевают графическим навыком. Это отмечается в сильном сжимании ручки в руке а так же в чрезмерном давлении ручки на бумагу. При этом напряжены все мышцы лица и тела. При этом движение руки в процессе письма на начальных этапах обучения осуществляется очень медленно.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы