Курсовая теория на тему Особенности гендерной идентичности мужчин в юношеском возрасте
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
Глава 1 Особенности формирования гендерной идентичности 4
Глава 2 Влияние гендерных стереотипов на формирование и развитие личности в юном возрасте
10
Глава 3 Сложности гендерной идентичности личностей юного возраста в современном обществе
17
Заключение 25
Список литературы 27
Введение:
Проблема гендерной идентичности является не только важным понятием в гендерной психологии, а и пользуется высокой актуальностью в современном обществе. До середины XX века половая принадлежность индивида считалась биологически фактом, на основе которого автоматически формулировались все биологические и социальные различия между мужчинами и женщинами [10]. Однако на сегодняшний день принято разграничивать биологическую и культурную составляющие в изучении вопросов, связанных с полом, что стало основой для формирования особого направления в современном гуманитарном знании – гендерных исследований.
Гендерные исследования получают все больше популярности и очень важны в современной трансформации взглядов на природу мужчины и женщины в борьбе общества с гендерными стереотипами сознания. Последние являются неотъемлемой частью общественных отношений и, в то же время, они требуют постоянной модификации по мере развития общества. По ряду мнений, гендерные стереотипы препятствуют полноценному развитию личности и оптимальным взаимоотношениям между людьми разного пола в современном обществе [40, 50].
На сегодняшний день известно, что гендерная идентичность тесно связана с различными этапами онтогенеза личности. В частности, юношеский возраст является критической точкой в развитии гендерной идентичности. При этом данный процесс различается у личностей разного пола, которые сталкиваются со сложностями в преодолении данной проблемы [35].
Итак, взирая на актуальность проблемы гендерной идентичности в современном обществе, представляется важным подробнее изучить основные понятия гендерной психологии, этапы развития гендерной идентичности у мужчин и женщин, гендерные стереотипы общества, а также сложности гендерной идентичности у мужчин в юношеском возрасте.
Заключение:
Итак, формирование гендерной идентичности является сложным и многоуровневым процессом, который продолжается на протяжении всей жизни. Гендерная идентичность является одной из базовых составляющих «Я-концепции» и существенно влияет на самосознание индивидов и их видение картины мира. Гендерная самоидентификация претерпевает значительного влияния со стороны социальных и культурных факторов. Овладение половой ролью и приобретение гендерной идентичности являются достаточно важными задачами для личности. В становлении гендерной идентичности молодых людей большую роль имеет соответствие категориям половых ролей, ориентация на взрослых, в особенности на группы ровесников. В юношеском возрасте окончательно завершается процесс формирования гендерной идентичности.
Гендерные стереотипы очень распространены в нашем обществе. Они различаются в разных культурах, однако всегда четко регламентируют определенные нормы поведения со стороны мужчин и женщин. Есть ряд свойств характера, считающихся феминными или маскулинными. Исследования показали, что сочетание мужских и женских поведенческих моделей в пределах одной личности существенно расширяет ее возможности реализации. Выявлено, что гендерные стереотипы негативно влияют на проявления креативности. Личность имеет возможность развить свой потенциал лучше, когда стереотипизация минимальна и уровень гендерных стереотипов низкий. Личность без существенных гендерных стереотипов лучше адаптируется к новым условиям, проявляет больше творчества, креатива в собственной деятельности. Снижение уровня выраженности гендерных стереотипов приводит к увеличению уровня андрогинии у этих же личностей. В частности, было показано, что люди юного возраста, у которых отмечаются свойства характера обоих полов, являются более гармоничными, свободными от стереотипов и легче достигают поставленных целей. Ориентация на андрогинную модель личности позволяет подчеркнуть ценность каждого человека и его уникальные личностные черты.
На сегодняшний день гендерные стереотипы постепенно реформируются, что во многом связано с эмансипацией. В результате стираются грани между типично женскими и мужскими чертами характера и нормами поведения. В то же время, гендерные стереотипы отличаются значительной устойчивостью, что нередко приводит к гендерным конфликтам. В основном эта проблема затрагивает мужчин. Так, в условиях неопределенности личностям мужского пола весьма трудно выбрать адекватный паттерн поведения, который бы удовлетворял противоречивым требованиям – быть одновременно высокомаскулинными и обладать феминными чертами.
При этом достаточно критичным является юношеский возраст, поскольку именно в этот период заканчивается формирование гендерной идентичности, с которой человек продолжает жить в более зрелом возрасте. В этот период у личностей обостряется необходимость следовать определенным паттернам поведения, присущим их полу и проявлять их как можно в более яркой форме. Поэтому очень важно для людей юного возраста иметь пример для подражания, которым чаще всего выступают родители или же другие люди, на которых они хотят быть похожими. Если же по каким-то причинам возникают сложности в данном аспекте, юноши начинают ориентироваться на типажи, предложенные СМИ.
Очень распространенными примерами проявлений маскулинности в условиях гендерного конфликта являются следующие типажи мужчин: метросексуалы, ретросексуалы и уберсексуалы. Каждый из них характеризуется определенными внешними и мировоззренческими проявлениями. По мнению исследователей, подобные формы являются ответом на изменения гендерных стереотипов в современном обществе, которым в основном подвержены мужчины в юношеском возрасте.
Фрагмент текста работы:
ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ГЕНДЕРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ
На сегодняшний день существует много теорий развития гендерной идентичности. Прежде всего стоит ознакомиться с базовыми понятиями в гендерной психологии и упомянуть понятие «идентичность», которое впервые было описано Э. Эриксоном. Согласно определению ученого, идентичность базируется на чувстве тождественности самому себе и непрерывности собственного существования во времени и пространстве, а также на осознании факта, что данную тождественность и непрерывность признает окружение. Э. Эриксон понимал развитие идентичности как взаимодействие трех процессов: биологических, социальных и Эго-процессов. Стоит отметить, что Эго отвечает за интеграцию как биологических, так и социальных процессов. Результатом интегративной работы Эго является образование конфигурации элементов идентичности [31].
Трактовка термина «гендерная идентичность» в современных социально-психологических исследованиях неоднозначна. Так, Т. Бендас [2] рассматривает гендерную идентичность как отождествление себя с определенным полом, отношение к себе как к представителю определенного пола, освоение соответствующих форм поведения и формирование личностных характеристик. В. Каган определяет половую идентичность как «соотношение личности с телесными, психофизиологическими, психологическими и социокультурными значениями маскулинности и фемининности», а И. Клецина понимает под гендерной идентичностью аспект самосознания, который описывает переживания человеком себя как представителя определенного пола [16].
Гендерная идентификация − процесс формирования гендерной идентичности как соответствия человека определенному полу, самоидентификация с определенным гендером, самоощущение в качестве мужчины или женщины, осознание и принятие своей мужской или женской роли. Процесс гендерного развития, как сочетание социально обусловленных вариантов половых ролей и поло-ролевого поведения реально происходит в контексте процесса социализации [26].
Гендерная социализация – усвоение и воспроизведение присущих определенному социальному окружению соотнесенных с полом нормативов поведения. Совокупность норм, содержащих обобщенную информацию о качествах, присущих каждому полу, называется половыми, или гендерными ролями. Понятие гендерной роли ввел Дж. Мани в 1995 году в отношении лиц с нарушениями половой идентичности [3].
Можно выделить различные направления исследования поло-ролевой социализации и гендерной идентификации.
Теория идентификации (З. Фрейд и его последователи) подчеркивает роль механизмов идентификации в формировании половой идентичности. Очень важной фигурой в формировании образа собственного полового «Я» является фигура одного из родителей тождественной пола. Процесс формирования половой идентичности и поло-ролевого поведения начинается с открытия ребенком генитальных различий между полами, а завершается идентификацией с одним из родителей своего же пола, обеспечивая при этом преодоление Эдипового комплекса или комплекса Электры [33].
К. Хорни наибольшее внимание уделяла проблемам женской половой идентичности. Она отвергла постулат Фрейда о том, что анатомическое строение тела определяет различия между мужчинами и женщинами, и рассматривала формирование гендерной идентичности в контексте социокультурных влияний [30].
Теория социального обучения (А. Бандура, Г. Биллер) в формировании гендерной идентичности отдает приоритетное значение родительским моделям, которым ребенок старается подражать, и подкреплению, которое родители оказывают ребенку (положительному и отрицательному). Ребенок идентифицирует себя с некоторым абстрактным образом мужчины и женщины, который создает себе в процессе наблюдения за взрослой личностью соответствующего пола [10].
С позиций сформулированной Л. Колбергом теории когнитивного развития гендера, вся информация относительно гендерного поведения отображается в сознании личности в виде гендерных схем [4]. В них содержится все, что человек знает о гендере, при этом гендерные схемы влияют на переработку информации и оказывают влияние на память, поскольку легче запоминается та информация, которая входит в рамки уже имеющихся представлений. Таким образом, в когнитивной теории подчеркивается значение интеллектуального развития ребенка и самокатегоризации (отнесения себя ребенком к определенному полу), как важной составляющей формирования поло-ролевого поведения [42].
В теории гендерной схемы С. Бем связывает формированием гендерной идентичности с усвоением и принятием гендерных установок, которые происходят в процессе первичной социализации. Гендерная идентичность является результатом схематизированной обработки информации, связанной с понятием «мужское» и «женское» [28].
Теория социальных ролей Э. Игли свидетельствует о том, что большинство гендерных различий являются результатами различных социальных ролей, которые подкрепляют или угнетают в мужчинах и женщинах определенные варианты поведения. Различные роли формируют различные навыки и аттитюды (установки), что приводит к разному поведению мужчин и женщин [35].
Представители новой психологии пола (Э. Мак Коби, К. Джаклин) считают, что гендерная идентичность формируется под влиянием социальных ожиданий общества, поло-ролевых стереотипов. Развитие половой идентичности является сложным многоуровневым процессом и начинается с рождения ребенка. В зависимости от пола ребенка строится стратегия воспитания. Однако, как отмечает И. Кон, ребенок – не пассивный объект гендерной социализации. Опираясь на несогласованность действий своих воспитателей, взрослых и ровесников, а также учитывая собственный жизненный опыт, ребенок выбирает из предложенных образцов поведения наиболее для него подходящие [19].