Курсовая теория на тему Особенности формирования учебной деятельности детей с задержкой психического развития
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Глава 1. Характеристика детей с ЗПР и особенностей
их учебной деятельности
1.1. Психофизиологическая характеристика детей с ЗПР
1.2. Особенности
учебной деятельности детей с ЗПР
1.3. Особенности
познавательного развития детей с ЗПР
Глава 2. Пути
мотивации и формы организации учебной деятельности детей с ЗПР
2.1. Основные
формы организации учебной деятельности детей с ЗПР
2.2. Пути формирования
мотивации к учебной деятельности детей с ЗПР
Список использованной литературы
Введение:
Актуальность исследования.
Многие исследователи,
изучающие детей с задержкой психического развития (ЗПР), отмечали сложность и разнообразие
дефекта, затронутость различных сторон психической деятельности (Т.А. Власова, М.С.
Певзнер, К.С. Лебединская, В.И. Лубовский, У.В. Ульенкова и др.) ,
Исследования психики детей с задержкой психического
развития не новы в российской психологии. Эта проблема привлекла внимание исследователей
еще в прошлом веке. Т.А. Власова, Б.С. Любовский, И.Ф. Марковская, Г.Е. Сухарева,
У.В. Ульенкова и др. изучили причины умственной отсталости, выявили особенности
познавательной и эмоциональной сфер у детей с ЗПР.
Проблема умственной отсталости и трудностей в обучении
этих детей является одной из важнейших психолого-педагогических проблем. Психолого-педагогическое
изучение возможностей умственного развития детей с задержкой психического развития,
по мнению В.И. Лубовского, «их важнейшей целью должно состоять не только в установлении
факта недоразвития, но и в раскрытии личности проявления этого отставания".
Ряд исследователей (А.М. Прихожан, Б.П. Пузанов,
В.А. Лапшин и др.) считают, что состояние эмоциональной сферы и поведения детей
с умственной отсталостью соответствует предшествующей возрастной стадии развития.
В условиях массовой
школы ребенок с ЗПР впервые начинает осознавать несостоятельность в связи с неудачей.
Это приводит к возникновению и развитию чувства неполноценности, которое он пытается
компенсировать в других сферах. В результате возникают трудности с социально-трудовой
адаптацией во «взрослой» жизни и межличностным взаимодействием.
Важно отметить
связь трудностей в межличностном взаимодействии у человека с наличием у него эмоциональных
проблем.
Например, высокая
тревожность и чувствительность у детей с ЗПР является одной из причин возникновения
и углубления трудностей в общении, взаимопонимании со сверстниками. Неспособность
контролировать ситуации, усугубляемая низкой самооценкой, приводит к неопределенности
относительно их будущего.
Деятельность детей с задержкой психического развития
характеризуется общей дезорганизацией и отсутствием сосредоточенности. Также отмечается
слабость его речевой регуляции. Эти особенности создают дополнительные трудности
в процессе усвоения учебного материала и определяют необходимость коррекционной
работы.
При коррекции
этих отклонений необходимо учитывать особенности детской деятельности, проявляющиеся
во время уроков по любому предмету школьного курса.
Во время работы дети указанной категории допускают
дополнительные, не всегда адекватные операции, не пытаются найти рациональные методы
работы. Дети с ЗПР затрудняются адекватно выразить словами выполненные действия
и точное выполнение предложенных речевых инструкций.
Их устные ответы
не четко указывают на последовательность действий. В то же время содержится описание
второстепенных, мало значимых моментов.
Кроме того, отчеты о проделанной работе указывают
на трудности их речевого оформления, нечеткость и ограниченный словарный запас,
низкую вариативность используемых грамматических форм.
Нарушение регуляторной функции речи негативно сказывается
на формировании способности осуществлять необходимый поэтапный контроль. Дети часто
не замечают несоответствия своей работы предложенной модели, они не всегда находят
допущенные ошибки.
Дети этой категории не проявляют достаточно постоянного
интереса к предложенному заданию; они мало активны, не инициативны, не стремятся
улучшить свой результат, понять работу в целом и понять причины ошибок.
Это приводит к
тому, что дети продолжают совершать предыдущие ошибки. Их интерес к заданию быстро
исчезает, особенно когда возникают трудности в работе, которые они не стремятся
преодолеть.
Объект исследования: учебная деятельность детей с ЗПР
Предмет
исследования: особенности формирования учебной деятельности
детей с задержкой психического развития.
Цель
исследования: изучить особенности формирования учебной
деятельности детей с задержкой психического развития.
Задачи
исследования:
1. Изучить психофизиологическую
характеристику детей с ЗПР
2. Рассмотреть особенности
учебной деятельности детей с ЗПР
3. Проанализировать основные формы организации учебной деятельности
детей с ЗПР
4. Охарактеризовать пути формирования
мотивации к учебной деятельности детей с ЗПР
Методы
исследования: теоретический анализ психолого-педагогической
литературы.
Структура исследования: работа состоит из введения,
двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Заключение:
В результате проведѐнного изучения теоретических источников было выявлено,
что дети с задержкой представляют собой неоднородную группу с искажѐнным развитием
всех высших психических функций: воображения, внимания, памяти, речи, моторики,
мышления, волевой регуляции, игровой деятельности.
Поэтому данная категория детей нуждается в создании не только специально организованной
педагогической деятельности, но и особых психолого-педагогических условий.
Мы выяснили, что развитие учебной деятельности — важнейшая задача учителя.
Необходимо скорректировать особенности учебной деятельности и мотивации к ней у
детей с задержкой в развитии, которые отрицательно влияют на протекание всех познавательных
процессов и снижают эффективность овладения знаниями, умениями и навыками.
Поскольку, в дальнейшем высокий уровень развития детей обеспечит успешное
обучение категории детей с ЗПР в школе, поможет им выполнять указания учителя и
контролировать себя.
Проанализировав развитие детей с ЗПР, мы сделали заключение, что их развитие
влияет на их учебную деятельность и на психические процессы и пришли к пониманию
необходимости организации учебной деятельности и мотивации, созданию условий для
развития детей.
Успешность учебной деятельности
в значительной мере определяется также индивидуально-типологическими особенностями,
в частности свойствами высшей нервной деятельности.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Характеристика
детей с ЗПР и особенностей их учебной деятельности
1.1. Психофизиологическая характеристика детей с ЗПР
Термин
«задержка психического развития» впервые предложил советский психиатр Г. Е. Сухарева
в 1959 г. Понятие «задержка психического развития» у потребляется по отношению к
детям со слабо выраженной недостаточностью центральной нервной системы органической
и функциональной. [4]
Для
осуществления помощи детям с задержкой психического развития необходимо глубоко
понимать специфические особенности их психологического развития на разных возрастных
этапах. Клинические состояния данного нарушения являются схожими с умственной отсталостью,
общнм недоразвитием речи и педагогической запущенностью.
Задержка
психического развития может возникнуть под влиянием различных неблагоприятных факторов.
К ним относятся инфекционные заболевания матери во время беременности, токсикозы,
внутриутробные поражения центральной нервной системы, тяжёлые роды, неблагоприятное
социальное окружение в котором воспитывается ребёнок, перенесённые ребёнком травмы
в раннем возрасте. [34]
У
детей с задержкой психического развития когнитивные процессы, развитие мышления,
памяти, внимания, речи, эмоционально-волевой сферы личности происходит замедленно
и с отставанием от сверстников на 2 – 3 года. Задержка психического развития проявляется
в неустойчивости эмоций, несформированности произвольной регуляции поведения и целенаправленной
деятельности, повышенной истощаемости. У рассматриваемой категории детей отсутствуют
специфические нарушения анализаторных систем и грубые повреждения мозговых структур.
Детям
задержкой психического развития свойственна пониженная обучаемость, однако они способны
использовать помощь взрослого, переносить усвоенные навыки умственной деятельности
в другие ситуации (Е.М. Мастюкова, 1997). [20]
Рассмотрим
психические особенности развития детей с задержкой психического развития. Обратимся
к результатам, психолог-педагогических исследований которыми занимались Ульянкова
У. В., Борякова Н. Ю., Лебединская К. С., Лубовский В. И., Власова Т. А. и др. [5]
Отмечается
недостаточность обобщенности, предметности и целостности восприятия, негативно отражается
на формировании восприятия, негативно отражается на формировании зрительно-пространственных
функций. Восприятие детей данной категории фрагментарное и нецеленаправленное. Скорость
выполнения перцептивных операций у детей с задержкой психического развития значительно
снижена. Дошкольники с задержкой психического развития с трудом выполняют задания
по образцу.
Наблюдается
недостаточная познавательная активность нередко в сочетании с быстрой утомляемостью
и истощаемостью. В связи с пониженной работоспособностью внимание у этих детей неустойчивое,
они плохо концентрируют внимание и часто отвлекаются. Дети действуют импульсивно,
они с трудом переключаются с одного задания на другое. [28]
Незрелость
мыслительных операций. У детей с задержкой психического развития отмечается отставание
всех видов мышления. Незрелость мыслительных операций сказывается на продуктивности
наглядно-образного мышления и трудностях формирования словесно-логического мышления.
Затруднены основные мыслительные операции: анализ, синтез, обобщение. Дети с задержкой
психического развития испытывают большие трудности при выделении общих существенных
признаков в группе предметов; при абстрагировании существенных признаков от несущественных;
при переключении с одного признака классификации на другой. Часто дети не могут
применить полученные ранее задания для решения новых задач.
Наблюдаются
недостатки памяти это касается всех видов запоминания: произвольного и непроизвольного.
Кратковременного и долговременного. Значительно снижен объём и прочность запоминания.
В большей степени страдает вербальная память. [29]
Недостаточная
общая осведомленность, у детей с задержкой психического развития бедный запас знаний
и представлений об окружающем мире, недостаточная познавательная активность, слабо
развитие познавательные интересы препятствуют успешному усвоению образовательной
программы.
Дети
данной категории отмечаются повышенной тревожностью. Дошкольники с задержкой психического
развития болезненно реагируют на неудачу. У детей отмечается незрелость эмоционально-волевой
сферы и коммуникативной деятельности. Это отрицательно влияет на поведение и межличностное
взаимодействие дошкольников с задержкой психического развития. Они не держат дистанцию
со взрослыми, могут вести себя навязчиво, бесцеремонно или, наоборот, отказываться
от контакта и сотрудничества. Дети с трудом подчиняются правилам поведения в группе.
В общении дети не проявляют активности. Задерживается переход от одной формы общения
к другой, более сложной. Детям свойственны резкие перепады настояния. Часто они
капризны и эгоистичны. [19]
Всем
дошкольникам с задержкой
психического развития свойственно отставание в речевом развитии. Недоразвитие речи
носит системный характер и проявляется как правило, в задержке формирования, а в
сложных случаях – в отсутствии фразовой речи. Словарный запас бедный, грамматический
строй речи не сформированный, наблюдаются дефекты звукопроизношения, что приводит
к затруднениям в процессе овладения чтением и письмом, нарушения фонематического
слух, затруднения в построении связных высказываний. Недостатки семантической стороны
проявляются в трудностях понимания значения слов, логико-грамматических конструкций,
скрытого смысла текста. У детей с задержкой психического развития замедляется период
детского «словотворчества», затягивается процесс использования в речи «неологизмов».
Дети с задержкой психического развития плохо овладевают эмпирическими грамматическими
обобщениями, поэтому в их речи встречается много неправильных грамматических конструкций.
[9]
Дети
с задержкой психического развития отличаются своеобразием игровой деятельности.
У детей слабо развиты все компоненты игровой деятельности; снижена игровая мотивация,
дети с трудом формируют игровой замысел, сюжет игры бедный, игровые действия стереотипные,
ролевое поведение неустойчивою. Дети предпочитают играть один, мало пользуются речью,
не умеют строить коллективную игру. Редко используют предметы-заменители. В игре
не проявляют творчества, предпочитают подвижные игры, при это затрудняются при соблюдении
правил. Отсутствие полноценной игровой деятельности затрудняет формирование внутреннего
плана действия, таким образом затрудняется переход к более сложной учебной деятельности.
По
мнению У. В. Ульенковой, к моменту поступления в школу дети с задержкой психического
развития не достигают необходимого уровня психологической готовности, это происходит
за счет незрелости мыслительных операций, снижения познавательной активности.
В отечественной
коррекционной педагогике понятие "задержка психического развития" является
психолого-педагогическим и характеризует, прежде всего, отставание в развитии психической
деятельности ребенка.
Основной причиной
такого отставания, по мнению большинства исследователей (Т. А. Власова, И. Ф. Марковская,
М. Н. Фишман и др.), являются слабовыраженные (минимальные) органические поражения
головного мозга, которые могут быть врожденными или возникать во внутриутробном,
при родовом, а также раннем периоде жизни ребенка. В некоторых случаях может наблюдаться
и генетически обусловленная недостаточность центральной нервной системы.