Курсовая теория на тему Особенности формирования связной речи у детей с моторной алалией.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 2
Глава
1. Теоретические исследования проблемы формирования связной речи при моторной
алалии. 4
1.1
Понятие моторной алалии. 4
1.2
Симптоматика моторной алалии. 8
1.3
Речевые нарушения при моторной алалии. 11
Глава
2.Особенности формирования связной речи у детей с моторной алалией 14
2.1
Особенности моторной алалии. 14
2.2
Развитие речи при моторной алалии. 16
2.3
Развитие связной речи в норме и при моторной алалии. 21
Заключение. 26
Список
использованных источников. 27
Введение:
Введение
Изучение алалии как особого типа недоразвития речи имеет
многовековую историю. Но вместе с тем, на сегодняшний день еще нельзя сказать,
что данная патология полностью изучена, что раскрыты и описаны этиология,
патогенез, симптоматика и коррекция нарушений. Более того, даже само понятие
«алалия» неоднократно трансформировалось и переосмыслялось. Ученые продолжают
спорить о терминологии, классификации, методах коррекции алалии.
Сегодня большинство исследователей под алалией понимают
отсутствие или недоразвитие речи из-за органического повреждения речевых зон
мозгового наказания (центр Брока, центр Вернике) в пренатальном или раннем
периоде развития ребенка.
Обоснованные статистические данные о распространенности
алалии в научно-методической литературе отсутствуют, а зарубежные источники
приводят противоречивые данные. Есть сведения, что среди детей дошкольного
возраста алалия встречается примерно у 1%, а у детей школьного возраста — у
0,2-0,6%. В среднем можно считать, что нарушение наблюдается у 0,1% населения.
Многие авторы подчеркивают, что мальчики болеют этим расстройством в 2 раза
чаще, чем девочки.
Алалию нельзя рассматривать как временную функциональную
задержку речевого развития. Алалия — системное недоразвитие речи, при котором
нарушаются все компоненты речи: фонетико-фонематическая сторона,
лексико-грамматическая структура.
Весь процесс формирования речи при данном речевом
расстройстве проходит в условиях патологического состояния центральной нервной
системы.
В настоящее время большинство исследователей обычно выделяют
три формы алалии: моторную, сенсорно-смешанную, в соответствии с которыми
проводят дифференциальную диагностику и коррекцию. Изучение литературы,
интерпретирующей принципы диагностики и коррекции речевых нарушений при
моторной алалии, показало, что вопрос о принципах восстановительного обучения
чрезвычайно важен, поскольку становится непосредственной научной основой
коррекционного образовательного процесса, обеспечивающей разработка конкретных
методов и их применение в практике логопедического воздействия скорее научным,
чем эмпирическим путем.
Исходной теоретической базой для разработки принципов
моторной алалии послужило учение о законах компенсаторных и резервных
возможностей, а также движущих силах развития ребенка. Эта тема получила
развитие в трудах Л.С. Выгодскоог, С. Рубинштейн, А. Леонтьев, Д.Б. Эльконина,
А. Запорожец и другие исследователи.
Объект исследования – моторная алалия.
Предмет исследования – формирование связной речи у детей с
моторной алалией.
Цель исследования – теоретическое изучение особенностей формирования
связной речи у детей с моторной алалией.
Задачи исследования:
— изучить понятие моторной алалии;
— рассмотреть симптоматику моторной алалии;
— рассмотреть речевые нарушения при моторной алалии;
— изучить особенности моторной алалии;
— проанализировать развитие речи при моторной алалии;
— рассмотреть развитие связной речи в норме и при моторной
алалии.
Заключение:
Моторная алалия — сложный синдром, комплекс речевых и
неречевых симптомов, связь между которыми при алалии неоднозначна. В структуре
дефекта речи при моторной алалии лидируют языковые расстройства.
Несогласованность речи детей проявляется как в невозможности оперировать
языковыми средствами общения (фонетическими, лексико-грамматическими), так и в
ярко выраженных недостатках восприятия, декодирования речи.
У детей с моторной алалией наблюдаются грубые нарушения
усвоения диалогических и монологических форм речи. Выявляются значительные
трудности при объединении предложений в связные высказывания, не формируется
способность выстраивать контекст, требующий сложных аналитических и
синтетических действий. Наблюдаются фрагментарность, прерывность высказывания,
нарушение линейной последовательности, пропуск одного или нескольких логических
звеньев ситуации, разброс мысли. Нарушается формирование контекстной речи при
алалии, в тяжелых случаях спонтанная речь совершенно невозможна, в более легких
— изложение лишено целостности, связности, последовательности.
На начальных этапах формирования речи ребенку с алалией не
нужно общаться в связной форме, это связано с нарушением общей и речевой
активности (мотивационной деятельности), весь подготовительный этап,
необходимый для выполнения монолога. речь не формируется. Вместо отсутствующей
речи используются паралингвистические средства: жест, мимика, пантомима,
интонация. Дети прибегают к пересказам, не заканчивают фразы, затрудняются
выразить главную мысль.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические исследования проблемы
формирования связной речи при моторной алалии
1.1 Понятие моторной алалии
Алалия — отсутствие или недоразвитие речи из-за органического
поражения речевых участков коры больших полушарий в пренатальном или раннем
периоде развития ребенка[1].
Алалия — это системное недоразвитие речи, при котором
нарушаются все компоненты речи: фонетико-фонематическая сторона,
лексико-грамматическая структура. Среди неречевых расстройств с алалией
выделяют моторные, сенсорные, психопатологические симптомы[2].
Алалия – отсутствие или недоразвитие речи вследствие
органического поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или
раннем периоде развития ребенка[3].
Алалия – полное или частичное отсутствие речи при наличии
достаточных для развития речи интеллектуальных возможностей, остроты слуха и
речедвигательных органов[4].
Топологическая (клиническая) классификация алалии (по
критерию учета локализации поражения головного мозга) основана на моторной
алалии, сенсорной, сенсомоторной и оптической.
Остановимся подробнее на определении понятия «моторная
алалия».
Моторная алалия — системная недоразвитость
выразительной речи центрального органического характера, обусловленная
незрелостью [1] Ковшиков, В.А.
Экспрессивная алалия [Текст] / В.А. Ковшиков. – М.: Институт общегуманитарных
исследований, В. Секачев, 2001. – 96 с. [2] Васильева, И. И. Моторная
алалия: коррекционно-развивающая работа с детьми дошкольного возраста [Текст]:
Учебно-методическое пособие. / И.И. Васильева, Е.В. Долганюк, Е.А. Конышева –
М.: Детство-Пресс – 2013 г. – 167с. [3] Логопедия: Учебник для
студентов дефектол. фак. пед. вузов / под ред. Л.С. Волковой, С.Н.Шаховской. –
М., 1998. – 503 с. [4] Хватцев М.Е. Логопедия:
работа с дошкольниками: пособие для логопедов и родителей. – М., Спб., 1996. –
514 с.