Курсовая теория на тему «Особенности формирования слоговой структуры слова детей среднего дошкольного возраста с ОНР III»
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
ИЗУЧЕНИЯ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА У ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДНЕГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ
НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ.. 6
1.1 Формирование слоговой структуры слова в онтогенезе. 6
1.2 Общее недоразвитие речи:
характеристика и этиология. 12
1.3 Психолого-педагогическая характеристика детей среднего
дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. 20
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ. 29
ГЛАВА 2. ОБСЛЕДОВАНИЕ И
ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА С ДЕТЬМИ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С
ОНР III УРОВНЯ.. 30
2.1 Логопедическое обследование
детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня. 30
2.2. Методика логопедической
работы детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня. 32
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ. 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 40
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.. 42
Введение:
Что такое правильная речь? Точного
определения такое понятие не имеет, но совершенно логично, что оно
подразумевает умение грамотно, понятно и красиво говорить, излагать и доносить
свои мысли, строить фразы и предложения. Казалось бы, всему этому нас учат с
самого детства, но это вовсе не значит, что каждый сможет вести грамотный
разговор. Чтобы научиться говорить красиво и правильно, нужно иметь достаточный
словарный запас, мыслить логически и составлять цепочки из слов, использовать
компоненты речи уместно и грациозно. К сожалению, в наши дни у детей становится
все больше и больше речевых нарушений, которые резко ограничивают их общение с
окружающими людьми.
С каждым годом
увеличивается число детей, страдающих тяжелыми нарушениями речи. У большинства
из них в той или иной степени присутствует нарушение слоговой структуры слова.
Если это нарушение вовремя не исправить, в дальнейшем оно приведет к негативным
изменениям в развитии личности ребенка, таким как формирование замкнутости и
закомплексованности, что будет мешать ему не только в обучении, но и в общении
со сверстниками и взрослыми. Нечеткое восприятие ребёнком слогового контура, или структуры, слова,
явление довольно неприятное. При всей внешней безобидности, оно может нести
много нежелательных последствий, поскольку слоговая структура слова косвенно
влияет на все компоненты языка.
У детей запаздывает
развитие грамматического строя речи, что может проявляться в нарушении
согласования слов, «проглатывании» предлогов и окончаний, затруднениях при
построении различных типов предложений. Помимо этого, дети избегают длинных и трудных слов и заменяют
их на более простые, что ведёт к бедности речи, а порой и нарушает смысл всего
сказанного. Важно отметить, что неисправленное вовремя нарушение слоговой
структуры повлечёт за собой ошибки на письме и при чтении.
В
системе языка слоговая структура слова занимает особое место, а процесс ее
формирования, по словам некоторых
исследователей (И. А. Сикорский, Н. И. Гвоздев и др.), следует выделять из
процесса усвоения звуковой стороны речи как самостоятельный. [12]
Как показывают исследования Г.М. Ляминой,
со стороны взрослого требуется от 70 до 90 повторений нового слова, прежде чем
у ребенка-логопата закрепится самостоятельное употребление этого слова. [1]
Р.Е. Левина, O.K. Маркова, Л.Ф.
Спирова, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина и др. в своих работах доказали, что
основополагающим диагностическим показателем в структуре системного речевого
нарушения являются искажения слогового состава слова. Данный показатель
выявляет как наличие недоразвития речи, так и степень его выраженности. [16]
Проанализировав данные научно-методической литературы, посвященные проблеме
нарушения и коррекции слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста,
можно сделать вывод о том, что этот вопрос является до сих пор малоизученным и
недостаточно описанным. Следовательно,
методические рекомендации по коррекции этого нарушения являются противоречивыми
и неполными, не смотря на их актуальность.
Об актуальности данной проблемы
говорит тот факт, что своевременное овладение правильной речью имеет большое
значение для становления полноценной личности ребенка, а усвоение слоговой
структуры слова является одной из предпосылок для овладения грамотой и
дальнейшего успешного обучения ребенка в школе.
Цель
исследования: изучить особенности формирования слоговой
структуры слова детей среднего дошкольного возраста с ОНР III.
В соответствии с поставленной целью
поставлены следующие задачи:
1. Изучить и
проанализировать теоретическую литературу по исследованной проблеме;
2. Дать определение понятия общее недоразвитие речи;
3. Изучить методы обследования детей с общим
недоразвитием речи III степени;
4. Изучить методику логопедической работы при общем
недоразвитии речи III степени;
Объект
исследования: процесс формирования слоговой структуры слова у
детей дошкольного возраста с ОНР
Предмет
исследования: Особенности формирования слоговой структуры слова детей среднего дошкольного
возраста с ОНР III.
Методы:
теоретические (анализ, синтез, сравнение, обобщение) и диагностические.
Структура работы обусловлена
поставленными целями и задачами и состоит из введения, двух глав, заключения и
списка используемой литературы.
Заключение:
Общее недоразвитие речи
является сложным системным речевым нарушением, которое задерживает, замедляет и
искажает спонтанное речевое развитие, вследствие чего различные звенья речевой
системы остаются несформированными.
Для дошкольников с ОНР
характерны:
— стойкое и длительное
отсутствие подражания речи взрослых и появления новых лексем;
— трудности выбора фонем
и порядка их расположения;
— воспроизведение, в
основном, сокращение слов за счет пропуска отдельных фрагментов;
— многочисленные
аграматизмы;
— значительная
диспропорция в формировании инпресивного и экспрессивного вещания;
— трудности в
программировании высказывания и синтезировании отдельных структурных элементов
в единое целое;
— низкая речевая
активность.
Это свидетельствует о
несформированности языковых операций процесса порождения речевых высказываний
при относительной сохранности смысловых и сенсомоторных операций (Б.М.
Гриншпун, А.М. Мастюкова, Т.Б. Филичова, Е.Ф.Соботович и др.)
Знание особенностей
речевого развития детей дошкольного возраста с ОНР оказываются важными и
необходимыми как для более глубокого понимания детей этой категории, выяснения
психологических механизмов речевых нарушений, так и для создания новых подходов
к определению наиболее оптимальных и адекватных направлений
коррекционно-развивающего и упреждающего обучения дошкольников.
Специфические
особенности, коррекционно-воспитательного обучения по подготовке к школе
детей-логопатов обусловили появление понятий о специальных методических,
лого-дидактических принципов: онтогенетический (индивидуального развития);
этио-патогенетический (учета причин и механизмов нарушения, систематичности,
комплексности); деятельностный (учет ведущего вида деятельности согласно
возрасту); дифференцированного подхода, этапности; использование обходных
методов (учет личностных особенностей); структурно-динамического изучения
(представление о речи как сложную функциональную систему с взаимодействием
структурных компонентов), как устойчивые требования для успешного обучения и
воспитания детей с речевыми нарушениями. Эти принципы были предложены выдающимися
учеными, которые стояли у истоков отечественной логопедии, — Г. Левиной, Н.
Власовой, Н. Хватцевым и др. Они развивались, уточнялись и систематизировались
в соответствии с развитием других наук, имеющих между-системные связи с
лого-педагогикой и является теоретической основой структурирования всего
коррекционно-педагогического процесса, отбора и построения общих и локальных
логопедических технологий.
В дошкольных заведениях
компенсирующего типа для детей с нарушением речи, в частности в группах для
детей с ОНР, предусматривается четкая организация всего
коррекционно-воспитательного процесса, а именно: своевременное обследование
детей, планирования фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятий,
систематическое заполнение необходимой документации логопеда, рациональное
составление расписания занятий, совместная работа логопеда с воспитателями
групп, обеспечение специального дошкольного учреждения необходимыми
устройствами и наглядностью.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА У
ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДНЕГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
1.1 Формирование слоговой структуры
слова в онтогенезе Формирование
речевой деятельности ребенка, в частности фонетико-фонематической
компетентности, — длительный и достаточно сложный процесс развития, одним из
качественных показателей которого является полноценное понимание и правильное
использование звуко-слоговой структуры слова. дошкольник, который, по мнению
Н.И. Жинкина, имеет автономный физиологический механизм. В целом
ритмико-интонационные конструкции являются до вербальными компонентами общения,
поэтому целесообразно рассмотреть, как происходит формирование звуко-слоговой
структуры слов у детей в условиях нормального онтогенеза. В 1–1,5 месяцев малыш
акцентирует внимание на голосе любимого человека, в 2–3 месяца параллельно с
появлением «комплекса оживления», когда малыш машет ручками, все чаще реагирует
смехом, что способствует развитию речевого дыхания.
Ребенок
глазами ищет источник звука; поворачивая голову, находит лицо говорящего;
активно и эмоционально общается, спонтанно вытягивает отдельные гласные и их
сочетания (А.М. Гвоздев, А.И. Исенина, М.Х. Швачкин и др.). Таким образом, в
речи ребенка постепенно формируется образ устойчивой композиции. Этот
возрастной период — знаменательное начало усвоения ребенком слоговой структуры
слов. В 4-6 месяцев, благодаря интенсивному развитию коры больших полушарий
(особенно слуховой) малыш делает первые попытки имитации речи, которые
проявляются в лепет — произношении отдельных складов губными согласными (такими
как ва, ма, ба) и их цепи. Уже в 6-9 месяцев, внимательно следя за артикуляцией
взрослого человека, он повторяет за ним короткие ряды слогов и отдельные
простые слова. В этот период составной лепет количественно и качественно
значительно усиливается и выражается в дублировании (от латинского Reduplicatio
— удвоение) однотипных складов: а — а — а, ба — ба — ба, па — па — па, диа —
диа — диа, ча — я, ла — ла, п — п — п, тио — я, па — давай. Как показывают
исследования Н.И. Жинкина, А.А. Леонтьева, М.Х. Швачкин и др.
Именно во
время лепета речевой поток распадается на «составляющие кванты», при которых в
звуках проявляется признак локализуемости и определяется их четкая
последовательность — согласный + гласный. Склонность к дублированию
способствует тому, что в возрасте 7-9 месяцев в речи ребенка появляются
лепетящие декламации, когда ребенок уже умеет последовательно говорить с
разными интонациями от трех до пяти открытых складов, однородных по звуковому
составу (И.Т. Власенко , Зимняя И.А., Г.В. и др.).
Очень важно,
чтобы композиции, которые произносит ребенок, были организованы в разные
ритмические группы. Это становится возможным благодаря активной деятельности
подкоркового уровня мозга, которая характеризуется реализацией итеративных (от
лат. Iterativus — часто повторяющихся) двигательных стимулов (А.А. Леонтьев, А.Р.
Лурия, Ф.И. Фрадкина и др.). После предварительной тренировки малыш по просьбе
взрослого ритмично хлопает в ладоши, повторяет для взрослого до восьми разных
композиций (на-па-ля-тио-и). В этом возрасте именно лепетная декламация и
распевание композиций на фоне выполнения манипулятивных движений является
показателем нормального дальнейшего речевого развития ребенка. В 10 месяцев у
малыша развивается фонематический слух, поэтому, если раньше склады в его
лепете имели однородную структуру, то уже в указанный период они становятся
более разнообразными и состоят из разных согласных и гласных (ка — и, ю — ния).
Постепенно
количество лепетных сегментов уменьшается и останавливается на двух-трех.
Ребенок сначала говорит по слогам, а затем целыми словами, а также может
говорить в ускоренном темпе темп для взрослого слова из одинаковых пар
сочинений. До года в детском словаре не менее 10 слов. В 1 год 2 мес — 1 год 3
месяца в речи малыша чаще всего используются только первый (молоко — mό),
перкуссионный (окно — нет) или два одинаковых (ха-ха, ту-ту) склады, звуки
трудные в произношении (рыба — Ыба), доступны перестановки композиций. В этом
возрасте у ребенка развивается интерес к книге — он рассматривает картинки в
книгах, учится самостоятельно перелистывать страницы, произносит длинную серию
непонятных звуков — «читает».
Как отмечает
А.К. Маркова [17], усвоение силлабической структуры слов может происходить в
двух направлениях через переход: а) от односложных слов к многосложным; б) от
слов с одинаковым составом к лексемам с разным составом. Через 1 год 3 месяца
малыш с удовольствием повторяет известные ему комплексы складов, напоминающие
декламацию или музыкальные отрывки, слова, состоящие из повторяющихся слогов
(ма-ма, ба-ба, ла-ла), воспроизводит один из складов услышанного слова. Как
отмечают ученые (Ж.В. Антипова, Ю.А. Аркин, В.Г. Бабина, Л.Н. Галигузова, А.Н.
Гвоздев и др.), в возрасте от 1,5 до 2 лет усвоение слоговой структуры слова
происходит двумя способами: а) редукция (от латинского reductio — отталкивание)
или упрощение конструктивного элемента до друга, чаще всего ударного слога
(например, мама, Маша — «ма») б) опора на ритмику образец слов (типа «титити» —
петушки, «титити» — пирожки). Начиная с 1 года 8 мес в словаре малыша не менее
40 лексем (в основном звукоподражания), составная структура воспроизводимых
слов постепенно усложняется: малыш уже точно повторяет или самостоятельно
произносит двухсложные слова, однако на трехсложных он продолжает опускать один
из складов (чаще всего перед ударной) (ha-vá — голова) [18].
Такие элизии
(от лат. Elisio — выталкивание) складов могут наблюдаться в детской речи в
возрасте до двух лет. В этот же период словарный запас ребенка уже насчитывает
около 100 слов, у него появляются первые предложения (существительное + глагол).
Вследствие увеличения активности височных долей мозга обоих полушарий
двухлетний малыш различает на слух все звуки и слова, сходные по звучанию,
понимает понятие множества, различает уменьшительно-ласкательные значения слов
(А. М. Винарско, А. Д. Салахова, С. Н. Цейтлин и др.). После 2 г. 3 мес. двух-
и трехсложные слова чаще всего произносятся безошибочно, а вот в четырехсложных
словах еще могут выпускаться безударные слоги, однако уже после 2 г. 5 мес.
уменьшение количества складов даже в многосложных словах при нормальном
онтогенезе встречается редко. До 2 л. 6 мес. наблюдается детское
словообразование. В этот период происходит интенсивная функциональная
активизация структур мозга, отвечающие за программирование высказываний и
усвоения типичных синтаксических моделей (В. И. Бельтюков, Н. И. Липская, В. К.
Орфинская и др.). В словаре ребенка этого возраста имеются уже все части речи,
которые объединяются в предложения из трех и более слов, в которых имеются
аграмматизмы. Интересен тот факт, что ребенок сначала овладевает сложными
синтаксическими структурами и только после этого приобретает способность
безошибочно произносить многосложные слова (А. Н. Гвоздев, Г. Е. Левина, А. К.
Маркова и др.). К тому же при произношении многосложных слов не каждое из них
ребенок учится произносить правильно, проходя этап его упрощения. Чаще всего,
усвоив один многосложное слово, малыш все другие слова аналогичной составляющей
структуры уже произносит правильно.