Дефектология Курсовая теория Педагогика/Психология

Курсовая теория на тему Особенности формирования представлений об окружающем мире у детей с интеллектуальной недостаточностью

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение. 3

Глава 1.
Теоретическое изучение особенностей представлений об окружающем мире у детей с
интеллектуальной недостаточностью.. 5

1.1.
Особенности развития представлений об окружающем мире у детей дошкольного
возраста в норме. 5

1.2.
Характеристика представлений об окружающем мире детей с нарушением интеллекта. 15

1.3. Способы
педагогической коррекции нарушений представлений об окружающем мире у детей
дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью.. 20

Заключение. 24

Список использованных источников  26  

Введение:

 

В настоящее время
жизнь меняется настолько быстро, что человек не всегда оказывается способным
отследить происходящие в ней изменения, естественно и легко приспособиться к
изменяющимся условиям жизни. Изменения в общественной и социально-экономической
жизни последнего десятилетия остро ставят задачу совершенствования системы
коррекционного образования, где основное внимание должно быть уделено поиску
путей и способов повышения эффективности коррекционной работы, в том числе и с
детьми с умственной недостаточностью.

Наиболее
сложной категорией детей для включения в образовательное пространство являются
дети с отклонениями в развитии. Среди них значительный процент составляют дети
с умственной отсталостью, у которых вследствие органического поражения
центральной нервной системы нарушен нормальный ход психического развития.

В зависимости
от сроков и тяжести этого поражения проявляется и различная степень умственной
отсталости.

Поэтому
категория детей с нарушением интеллекта представляет собой весьма неоднородную
группу с разным темпом, динамикой психофизического развития и потенциальными
возможностями обучения в условиях коррекционно-педагогических воздействий. Формирование
знаний о предметах и явлениях окружающей действительности является важным
компонентом умственного развития ребенка и связано с необходимостью его
включения в окружающий мир. Это определило актуальность темы, взятой для
исследования. Процесс становления детских представлений об окружающем мире
давно интересовал ученых-психологов. Вместе с тем, с точки зрения «объектной»
составляющей картины мира представления детей об окружающем специально в
детской психологии не рассматривались.

Исследователи,
говоря о картине мира ребенка, делают акцент преимущественно на втором
компоненте — субъективном отношении к миру. Но можно предполагать, что и это
отношение зависит от деятельности познания.

На основании
имеющихся в литературе сведений можно определить представления об окружающем
мире как совокупность общих знаний о различных аспектах окружающей ребенка
предметной, природной и социальной действительности, основанных на
запечатленных в сознании образах восприятия и воображения, подвергшихся
осмыслению и определенным образом структурированных.

Адекватные
представления об окружающем определяют возможность полноценной ориентировки в
действительности, ее понимания и взаимодействия с ней. В то же время, поскольку
мы рассматриваем представления об окружающем как структурный компонент картины
мира ребенка, нельзя полностью игнорировать их субъективный характер,
эмоциональную окраску.

Цель
исследования: изучить особенности формирования представлений об окружающем мире
у детей с интеллектуальной недостаточностью.

В
соответствии с целью решались следующие задачи:

1. Изучить особенности
развития представлений об окружающем мире у детей дошкольного возраста в норме

2. Рассмотреть
характеристику представлений об окружающем мире детей с нарушением интеллекта

3. Проанализировать
способы педагогической коррекции нарушений представлений об окружающем мире у
детей дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью

Методы
исследования: анализ, синтез, сравнение, обобщение,

Структура
исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка
использованной литературы.



 

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Таким образом,
одним из важнейших направлений коррекционно-развивающей работы психолога
является формирование представлений об окружающем мире. Их недостатки у детей с
нарушениями интеллектуального развития общеизвестны. Улучшение качества таких
представлений — одна из предпосылок успешной социализации.

При этом
необходимо обратить особое внимание на учет закономерности становления
познавательной деятельности детей с нарушениями интеллектуального развития.

Возможны
несколько путей их совершенствования. Первый — расширять знания об окружающем,
преподнося их таким образом, чтобы активизировать мыслительные операции.

Второй —
использовать при формировании представлений информационные технологии. Психологическая
коррекция недостатков познавательной деятельности детей — одна из основных
профессиональных задач психолога специального образования.

Но зачастую
психолог вспомогательной школы подбирает материал для занятий, руководствуясь
разработками для общеобразовательных учреждений. При этом в неполной мере
учитывая закономерности становления познавательной деятельности детей с
нарушениями интеллектуального развития.

Можно
полагать, что ребенок сможет легче усваивать знания об окружающем мире, предлагаемые
на уроках, при наличии дополнительной корекционно-развивающей работе психолога.
В ходе занятий ребенку оказывается необходимая помощь в установлении связей и
отношений между различными объектами окружающего.

Первоначальным
источником являются ощущения, которые человек испытывает. Он воспринимает
окружающий мир, используя органы чувств. У одних людей они развиты в
достаточной мере, у других — не совсем. Потому сенсорное воспитание детей
дошкольного возраста – важный этап обучения независимо от того, посещает
ребенок детский сад или нет.

Некоторые
ученые убеждены, что в этом возрасте сенсорное воспитание является наиболее
значимым, основным видом воспитания. Ключевым фактором при планировании занятий
по ознакомлению детей с цветами, формами, величинами предметов представляется
принцип последовательности, который предполагает постепенное усложнение
заданий.

Такое
усложнение проходит от элементарного задания на группировку однородных
предметов согласно различным сенсорным качествам до соотнесения разнородных
предметов по величине, цвету и форме, а затем к учету данных признаков и
свойств в изобразительной и элементарной продуктивной деятельности

Технологии
работы с детьми представляет собой поэтапный процесс, включающий в себя
тематическое планирование занятий, систематичность и повторяемость пройденного
учебного материала.

Прекращение
данного процесса обозначает прекращение сенсорного развития и воспитания
ребенка.

Содержание
сенсорного воспитания в основном должно быть направлено на развитие координации
движений, умение действовать с предметами, умение анализировать и обобщать
признаки предметов.

Это
достигается через решение следующих задач: формирование перцептивных действий,
формирование у детей систем сенсорных эталонов, формирование умений
самостоятельно применять перцептивные действия и системы эталонов в
практической и познавательной деятельности.



 

 

Фрагмент текста работы:

 

В настоящее время
жизнь меняется настолько быстро, что человек не всегда оказывается способным
отследить происходящие в ней изменения, естественно и легко приспособиться к
изменяющимся условиям жизни. Изменения в общественной и социально-экономической
жизни последнего десятилетия остро ставят задачу совершенствования системы
коррекционного образования, где основное внимание должно быть уделено поиску
путей и способов повышения эффективности коррекционной работы, в том числе и с
детьми с умственной недостаточностью.

Наиболее
сложной категорией детей для включения в образовательное пространство являются
дети с отклонениями в развитии. Среди них значительный процент составляют дети
с умственной отсталостью, у которых вследствие органического поражения
центральной нервной системы нарушен нормальный ход психического развития.

В зависимости
от сроков и тяжести этого поражения проявляется и различная степень умственной
отсталости.

Поэтому
категория детей с нарушением интеллекта представляет собой весьма неоднородную
группу с разным темпом, динамикой психофизического развития и потенциальными
возможностями обучения в условиях коррекционно-педагогических воздействий. Формирование
знаний о предметах и явлениях окружающей действительности является важным
компонентом умственного развития ребенка и связано с необходимостью его
включения в окружающий мир. Это определило актуальность темы, взятой для
исследования. Процесс становления детских представлений об окружающем мире
давно интересовал ученых-психологов. Вместе с тем, с точки зрения «объектной»
составляющей картины мира представления детей об окружающем специально в
детской психологии не рассматривались.

Исследователи,
говоря о картине мира ребенка, делают акцент преимущественно на втором
компоненте — субъективном отношении к миру. Но можно предполагать, что и это
отношение зависит от деятельности познания.

На основании
имеющихся в литературе сведений можно определить представления об окружающем
мире как совокупность общих знаний о различных аспектах окружающей ребенка
предметной, природной и социальной действительности, основанных на
запечатленных в сознании образах восприятия и воображения, подвергшихся
осмыслению и определенным образом структурированных.

Адекватные
представления об окружающем определяют возможность полноценной ориентировки в
действительности, ее понимания и взаимодействия с ней. В то же время, поскольку
мы рассматриваем представления об окружающем как структурный компонент картины
мира ребенка, нельзя полностью игнорировать их субъективный характер,
эмоциональную окраску.

Цель
исследования: изучить особенности формирования представлений об окружающем мире
у детей с интеллектуальной недостаточностью.

В
соответствии с целью решались следующие задачи:

1. Изучить особенности
развития представлений об окружающем мире у детей дошкольного возраста в норме

2. Рассмотреть
характеристику представлений об окружающем мире детей с нарушением интеллекта

3. Проанализировать
способы педагогической коррекции нарушений представлений об окружающем мире у
детей дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью

Методы
исследования: анализ, синтез, сравнение, обобщение,

Структура
исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка
использованной литературы.



 

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы