Дефектология Курсовая теория Педагогика/Психология

Курсовая теория на тему Особенности формирования образа партнера по общению у детей дошкольного возраста с нарушениями зрения.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 2
Глава 1. Особенности межличностного восприятия дошкольников в психологии и педагогике 4
1.1. Особенности и понятие межличностного восприятия в психолого-педагогической науке 4
1.2. Восприятие партнера по общению в онтогенезе 11
Глава 2. Проблема восприятия образа партнера по общению у детей с нарушением зрения 22
2.1. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушением зрения 22
2.2. Особенности восприятия образа партнера по общению детьми с нарушением зрения 26
Заключение 31
Литература 33

 

  

Введение:

 

Актуальность исследования. Восприятие и понимание образа человека как личности означает следующее: построить правильный образ человека как личности, то есть адекватно оценить психологические качества, которыми на самом деле обладает данный человек. Речь идет о психологических свойствах, которые касаются всех сторон личности человека: его познавательных процессов, состояний и психологических свойств. Однако имеется в виду не полное восприятие и оценка психологии человека, а восприятие и оценка его психологических свойств, которые необходимо учитывать при общении.
Правильно воспринять и оценить человека также означает предсказать его поведение на основе знания человека как личности. Общение — это динамический процесс, разворачивающийся во времени. В разные моменты общения человек может вести себя по-разному, и необходимо предвидеть изменения его поведения, чтобы быстро к ним адаптироваться.
При этом сам процесс общения в детском возрасте является необходимым условием для психического развития ребенка. А сама потребность в общении рано становится важной социальной потребностью дошкольников. В связи с этим изучение детей в системе их взаимоотношений со сверстниками имеет важное место в психологической науке.
Однако развитие и воспитание детей с нарушением зрения имеет свои особенности, которые оказывают сильное влияние на первоначальное становление личности ребенка. По причине такой патологии в формировании образа партнера по общению детей возникают сложности, которые при этом влияют на дальнейшее построение и развитие межличностных отношений детей.
Проблема формирования у детей в дошкольном возрасте с нарушениями зрения образа партнера по общению на сегодняшний день остается не до конца исследованной. Концептуальными основами развития общения у детей дошкольного возраста в онтогенезе занимались такие исследователи как В.М. Бехтерев, Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, Ж. Пиаже и др. Авторы указывают в своих исследованиях, что общение выступает важным условием психического развития личности, ее социализации и индивидуальности. Что касается вопросов формирования образа партнера по общению у детей дошкольного возраста с нарушениями зрения, то среди исследователей можно назвать М.Е. Литвака, Е.Е. Кравцову, А.М. Жихарева.
Тем самым актуальность исследования обуславливается тем, что общение является неотъемлемым фактором развития личности детей дошкольного возраста, а недостаточная разработанность и исследование проблемы на современном этапе определяют тему исследования.
Цель курсовой работы – изучить особенности формирования образа партнера по общению у детей дошкольного возраста с нарушениями зрения.
Цель работы определяет необходимость решения следующих задач исследования:
1. Изучить особенности и понятие межличностного восприятия в психолого-педагогической науке.
2. Охарактеризовать особенности восприятия партнера по общению в онтогенезе.
3. Исследовать психолого-педагогические особенности развития и восприятия детей дошкольного возраста с нарушением зрения.
4. Рассмотреть особенности восприятия партнера по общению детьми с нарушением зрения.
Объектом исследования выступает процесс формирования восприятия партнера по общению детьми дошкольного возраста.
Предметом исследования являются особенности восприятия партнера по общению у детей дошкольного возраста с нарушением зрения.
Структура работы определяется ее целью и задачами и состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Вопросы восприятия считаются актуальными для всех педагогической науки, однако наиболее остро они стоят в дошкольном возрасте. Восприятие вместе с мышлением, память, вниманием и воображением представляет психический процесс человека.
Однако дети с нарушением зрения представляют особую категорию детей с отклонениями в развитии. Зрение занимает значительную роль в отражении человеком окружающего мира. Как говорит С.Л. Рубинштейн, человек в процессе филогенеза сформировался как оптическое существо, что подтверждается с одного бока общим значением света для существования жизни на Земле, а с другой стороны множеством факторов, которые начинаются с прямохождения, приведших к выделению человека из животного мира.
По своей сути любая психическая деятельностью является отражательной, учитывая то, что посредством антропогенеза у человека формировалась сложная система анализаторов, которые обеспечивают ему поступление необходимой информации из внешнего мира, дающей возможность для нормальной жизнедеятельности организма. Данная система, в первую очередь представлена зрительной, слуховой и тактильно-кинестезической системой, которые лежат в основе гностических ощущений и восприятий, которые несут в себе самую важную познавательную деятельность. Одновременно с этим необходимо помнить, что именно зрение имеет ведущую роль в данном комплексе анализаторов для процесса чувственного отражения.
Следует учитывать тот факт, что психика слепых и слабовидящих не имеет существенных отличий от психики нормально видящих людей, но имеет свои особенности посредством того, насколько зрение занимает важную роль в процессах отражения и контроля за деятельностью. Так, выпадение или глубокое нарушение функций зрения в первую очередь оказывают влияние на фундаментальное свойство отражательной деятельности человека – активности.
Независимо от достаточных возможностей умственного развития, у детей с нарушением зрения отмечается возникновение вторичного отставания психики, что оказывает значительное влияние на развитие у них восприятия. Каждый возрастной период развития ребенка отвечает за определенное воздействие окружающего мира на мозг. Такое положение говорит о том, что очень важно создавать благоприятные условия для развития ребенка, которые в свою очередь приведут к успеху умственного развития и эстетического восприятия мира.

   

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Особенности межличностного восприятия дошкольников в психологии и педагогике
1.1. Особенности и понятие межличностного восприятия в психолого-педагогической науке
Среди актуальных проблем социальной психологии выделяется проблема познания человека человеком, что обуславливается включением элемента межличностного восприятия в процесс любой деятельности человека. От того, как индивид отражает и интерпретирует облик и поведение другого, определяет характер его взаимодействия с окружающими, а также результаты совместной деятельности.
Разработка проблемы межличностного восприятия взаимосвязана с вопросами общения и деятельности, личности и сознания. А исходит исследование межличностного восприятия из положений когнитивной психологии, переплетаясь с изучениями в сфере социальной перцепции. Следует отметить, что понятие межличностного восприятия (или восприятия партнера по общению) представляет собой частный случай понятия социальной перцепции [11].
Зарубежная психология представляет разные направления исследования восприятия образа партнера, которые основываются на изучении разных аспектов восприятия человека человеком. А значительный вклад в развитие исследований межличностного восприятия внесли работы таких ученых как З. Фрейд, Ч. Кули, Дж. Мид. В их работах отражается общая идея о роли мнения окружающих на формирование самосознания личности [27].
Для изучения вопросов межличностных отношений, важно определить понятие «отношения». Так понятие отношений выступает как интегративная характеристика личности, которая определяет психологическую связь человека с окружающим его миром людей и вещей. В своем общем виде отношения представляют собой взаиморасположение объектов, а так же их свойств.
Философия предлагает понимать под отношениями момент взаимосвязи многих видов сущего, которые имеют субъективную или объективную, абстрактную или конкретную форму. Другими словами отношения означают материальное или смысловое единство, взаимоопределяемость такого существования [2].

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы