Курсовая теория на тему Особенности формирования навыков словообразования у дошкольников с ОНР 3 уровня
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Основные аспекты изучения навыков словообразования у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 6
1.1. Общее недоразвитие речи у дошкольников 6
1.2. Особенности навыков словообразования у детей с общим недоразвитием речи 10
Выводы по главе 1 15
Глава 2. Методический аспект формирования навыков словообразования у детей с общим недоразвитием речи 17
2.1. Подходы к формированию навыков словообразования у детей с общим недоразвитием речи 17
2.2. Методические рекомендации к развитию навыков словообразования у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 20
Выводы по главе 2 23
Заключение 24
Список литературы 26
Введение:
Актуальность. Самым необходимым компонентом общения являет-ся речь и именно в процессе общения она формируется. Хорошо развитая, правильная речь – это один из основных показателей готовности ребенка к успешному обучению. Словообразование является важным механизмом для овладения богатством словарного запаса родного языка, а также для развития и совершенствования процессов восприятия речи и генерации речи в собственной коммуникативной речевой деятельности ребенка. В то же время дети стараются применять их в словообразовании, а не только изучают нормативные способы словообразования.
Специфика. При развитии речи механизм формирования слова у ребенка самопроизвольно формируется в результате его активного ис-пользования лексических единиц в различных речевых контекстах. Одним из важнейших показателей речевой готовности является умение использо-вать различные методы словообразования, и это входит в структуру рече-вых навыков ребенка старшего дошкольного возраста.
Онтогенез. Развитие грамматического строя в онтогенезе описано в работах многих авторов: А.Н. Гвоздева, Т.Н. Ушаковой, А.М. Шахнаро-вича, Д.Б. Эльконина, Т.В. Тумановой, Р.И. Лалаевой и др. Их исследова-ния детской речи показывают, что еще в ранние годы ребенок овладевает словообразовательным компонентом речевой деятельности, обеспечиваю-щим процесс овладения семантикой производного слова на основе осмыс-ления структуры и понимания значения морфем.
Современный этап. Общее недоразвитие речи представляет собой разновидность сложных речевых расстройств, при которых у всех детей нарушается формирование всех компонентов речевой системы, которые относятся к ее звуковой и семантической стороне. Дети с отклонениями в речевом развитии с большим трудом овладевают правилами образования новых слов, что приводит к задержке пополнения словарного запаса ре-бенка. Самый простой вид словообразования – это образование новых слов при помощи уменьшительных суффиксов. При нормальном развитии речи он начинает усваиваться уже на втором году жизни.
Ученые как Р.Е. Левина [26], Б.М. Гриншпун [40], Л.Ф. Спирова [41], Н.А. Никашина [33], Г.В. Чиркина [30], Н.С. Жукова [10], Т.Б. Фили-чева [11], А.В. Ястребова [9] занимались вопросами коррекционной рабо-ты по развитию речи детей с общим недоразвитием речи.
ГОСТ дошкольного образования. В целевых ориентирах ФГОС сказано, что ребенок на этапе завершения дошкольного образования дол-жен хорошо владеть устной, грамматически правильно оформленной ре-чью. Старшие дошкольники нерешительно используют словообразова-тельные модели, совершают много ошибок при использовании суффиксов и приставок.
Проблемы. Значимость проблемы связана с тем, что дети с послед-ствиями общего речевого расстройства, не освоившие различные методы словообразования, испытывают значительные трудности в понимании морфологического состава слов, в интерпретации их значений и значений, в овладение правилами использования приставок и суффиксов, оценка их роли в составе слова. Все это является одной из причин неудачи в учебе, потому что это снижает успех этих детей, изучающих программу.
Требования. Развитие навыков словообразования у детей дошколь-ного возраста с общим недоразвитием речи требует специальной логопе-дической работы, содержание которой будет зависеть от выявленных осо-бенностей развития навыков словообразования. В связи с вышесказанным проблема исследования является актуальной, что позволяет сформулиро-вать следующую тему исследования: «Исследование навыков словообра-зования у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи».
Цель: разработать рекомендации по развитию навыков словообра-зования у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Объект исследования — процесс словообразования у детей дошколь-ного возраста 5-6 лет с общим недоразвитием речи (ОНР)
Предмет — формирование навыков в словообразовании у дошколь-ников, имеющих общее недоразвитие речи (ОНР)
Методы исследования:
— метод анализа научной литературы;
— биографический метод (анализ психолого-медико-педагогической документации);
— статистический, анализ, синтез.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что у детей с общим недоразвитием речи III уровня недостаточно развиты навыки словообра-зования и требуется коррекция.
Задачи исследования:
— рассмотреть ОНР у дошкольников и изучить навыки развития сло-вообразования детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня;
— проанализировать пути формирования навыков словообразования у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи;
— разработать методические рекомендации к развитию навыков сло-вообразования у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием ре-чи.
Методологические основы исследования:
— теория возникновения и развития речи (Л.С. Выготский) [19];
— учение об этапах речевого развития (А.Н. Леонтьев, А.М. Гвоздев) [37];
— теория особенностей словообразования (Т.Б. Филичева, Г.В. Чир-кина).
Практическая значимость: результаты данного исследования могут быть использованы на практике.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, выводов по каждой главе, заключения, списка литературы.
Заключение:
В ходе изучения теоретической и практической литературы нами были изучены различные подходы к пониманию словообразования детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, его особенностей и методов исследования. Словообразование – это значимый механизм овла-дения богатством лексики родного языка, а также развития и совершен-ствования процессов речевосприятия и речепорождения в собственной коммуникативно-речевой деятельности ребёнка. И при этом дети не только усваивают нормативные способы словообразования, но и пытаются при-менить их в словотворчестве. Следует подчеркнуть недостаточность иссле-дований словообразования у детей с общим недоразвитием речи в психо-лого-педагогической литературе. Данная проблема изучена мало и требует дальнейшей проработки как ряда теоретических положений, так и прове-дения практических исследований в области изучения словообразования у детей с общим недоразвитием речи.
Словообразование, выполняя множество функций, оказывает суще-ственное влияние на развитие языковой компетенции и речевой коммуни-кации ребенка в целом. Для обеспечения полноценного, а главное, эффек-тивного процесса по развитию словообразования детей в ходе логопедиче-ской работы необходимо придерживаться определенным принципам. Па-тогенетический принцип ориентирован на первоначальное понимание зна-чения словообразования.
Принцип системного подхода помогает ребенку усваивать нюансы семантических изменений слов. Принцип комплексности оказывает воздей-ствие на весь синдром в совокупности. Принцип максимальной опоры ори-ентирован на основу полимодальных афферентаций, большого спектра функциональных систем, анализаторов. Представляет речевую деятель-ность как функциональную систему и структуру психических функций.
Принцип учета «зоны ближайшего развития» -это использование за-планированных заданий, которые ребенок сможет выполнить без особой помощи логопеда. Принцип пошагового формирования психических функций – это поэтапное формирование основных характеристик слово-образования. Принцип сознательности является основополагающим и направлен на понимание детьми целей заданий. Принцип дифференциро-ванного подхода предполагает подбор игр и заданий с учетом индивиду-альных особенностей ребенка. Принцип учета ведущей деятельности ха-рактеризуется использованием игровой деятельности для корректировки. Принцип применения обходного пути определяется использованием зри-тельных и кинестетических афферентаций.
Общедидактические принципы описаны в работах изветсных иссле-дователей, например, Н.В. Серебряковой или Л.В. Лопатиной.
В результате проведенных исследований были разработаны методи-ческие рекомендации для корректировки недостатков, которые могли вы-звать затруднения у детей при выполнении заданий. К таким рекомендаци-ям мы отнесли проведение дидактических игр с применением игрушек, ис-пользование настольно-печатных игр, а также игр-драматизаций. Все эти рекомендации носят в себе виды упражнений, ориентированных на разви-тие словообразования детей, помогают им действовать совместно с други-ми детьми и взрослыми. Некоторые игры направлены на развитие мотори-ки и осторожности, ориентации в пространстве, помогают в совершенство-вании познавательных процессов. Внимание и концентрация на опреде-ленном виде задания были самими частыми затруднениями, возникшими у детей при выполнении представленных заданий. Поэтому целесообразно придерживаться предложенным рекомендациям, поскольку в их содержа-нии также имеются упражнения и методы, которые смогут помочь в устра-нении данных проблем детей. Таким образом, цель исследования была до-стигнута путем решения поставленных задач, а именно удалось провести анализ психолого-педагогической литературы, на которой основывается проблема исследования, удалось подобрать нужные методики.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Основные аспекты изучения навыков словообразования у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
1.1. Общее недоразвитие речи у дошкольников
Общее недоразвитие речи — различные сложные речевые расстрой-ства, при которых у всех детей нарушается формирование всех компонен-тов речевой системы, относящихся к ее звуковой и семантической стороне [25].
По мнению С.Н. Шаховской [7], общее недоразвитие речь — это гло-бальное нарушение, которое проявляется на всех уровнях организации речи. В структуре дефекта с общим недоразвитием речи наблюдается не-достаточное формирование речевой активности и других психических функций [30].
При общем недоразвитии речи своеобразие развития словарного и грамматического строения речи широко представлено в различных иссле-дованиях. Так, Р.Е. Левиной (1968) описаны особенности словаря на каж-дом уровне речевого недоразвития. Т.С. Табаченко (1999) отмечает у де-тей с общим недоразвитием бедный, не соответствующий норме, словар-ный запас и оригинальность его использования, узко ситуационный харак-тер словарного запаса, незавершенность процессов словообразования и склонения. Дети не сразу начинают использовать в различных ситуациях словесного общения, усвоенные ими во время занятий, по мере изменения ситуации слова, которые кажутся им хорошо известными и произносимы-ми в других условиях, «теряют» слова [12].
Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова и Т.Б. Филичева (1999) акцентируют свое внимание на то, что что «при общем недоразвитии речи отмечается неравномерный, медленный процесс освоения языковых средств родного языка. Дети не могут овладеть самостоятельной речью, и с возрастом эти несоответствия становятся все более заметными» [2].
Н. С. Жукова утверждает, что к общему недоразвитию речи могут привести различные неблагоприятные воздействия, как во внутриутроб-ном периоде развития, так и во время родов (родовая травма, асфиксия), а также в первые годы жизни ребёнка.