Логопедия Курсовая теория Педагогика/Психология

Курсовая теория на тему Особенности формирования интонационной стороны речи у детей дошкольного возраста со стертой дизартрией

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИНТОНАЦИОННОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СО СТЕРТОЙ ДИЗАРТРИЕЙ 6

1.1. Развитие интонационной стороны речи в онтогенезе 6

1.2. Особенности формирования интонационной стороны речи у дошкольников со стертой дизартрией 12

2. МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ ИНТОНАЦИОННОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СО СТЕРТОЙ ДИЗАРТРИЕЙ 19

2.1. Современные методики по обследованию интонационной стороны речи детей дошкольного возраста со стертой дизартрией 19

2.2. Описание технологии работы над голосом у детей со стертой дизартрией по методике Лопатиной Л. В. и Серебряковой Н. В. 29

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 40


  

Введение:

 

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность работы. Проблема интонационной стороны речи у детей дошкольного возраста со стертой дизартрией очень актуальна, так как у них возникают трудности в общении, что со временем может привести к возникновению психологических проблем.

Таким образом, работу по формированию интонационной стороны речи необходимо начинать как можно раньше.

В своих трудах Бехтерев В. М., Самойленко Н. С., Чаянова Е. В. и др. глубоко освещали проблему формирования выразительности речи у дошкольников с дизартрией, считая, что данное нарушение влияет на развитие личности ребенка (физическое, моральное, эстетическое и т. д.).

Развитие у дошкольника со стертой дизартрией таких функций, как коммуникативная, эмоциональная, смысловая, невозможно без выразительности речи.

Преодоление расстройства интонационной выразительности является необходимым элементом полноценного развития речи, подготовки детей к успешному школьному обучению, профилактики школьной дезадаптации различных категорий детей.

У большинства детей с нарушениями речи, по мнению Винарской E. H., Копачевской Л. А., Левиной Р. Е., Лопатиной Л. В., Мастюковой Е. М., Туговой Н. А.и др., помимо нарушений лексико-грамматического строя речи в той или иной степени отмечается неспособность оформлять свою речь просодическими элементами языка.

Речь детей часто маловыразительна, монотонна, интонирование речевых высказываний затруднено.

Для них характерно нарушение процессов восприятия и воспроизведения интонационных структур предложения. Все это затрудняет не только речевую активность детей, но и достаточно негативно сказывается на общении с окружающими, задерживает формирование познавательных процессов и в связи с этим препятствует полноценному формированию личности.

В то же время подробное изучение особенностей овладения различными типами интонации и их восприятием, знание затруднений, которые при этом дошкольники с тяжелыми нарушениями речи испытывают, учет выявленных особенностей просодики у данной категории детей позволит целенаправленно и дифференцированно строить работу по воспитанию правильной интонации.

Все вышесказанное обусловливает необходимость детального теоретического и практического изучения нарушений интонационной стороны речи у детей дошкольного возраста со стертой дизартрией и определение наиболее оптимальных путей повышения эффективности методов и средств коррекционного воздействия в процессе анализа логопедической работы по преодолению выявленных нарушений.

Объект исследования – процесс формирования интонационной стороны речи у детей с дизартрией.

Предмет исследования – нарушения интонационной стороны речи у детей с дизартрией.

Цель исследования – изучить теоретические источники и охарактеризовать методики диагностики интонационной стороны речи у дошкольников со стертой дизартрией.

С учетом поставленной цели, а также в соответствии с предметом и объектом исследования были определены следующие задачи:

1) изучить логопедическую, психолого-педагогическую литературу по проблеме формирования интонационной стороны речи у детей с дизартрией;

2) проанализировать современные представления о формировании интонационной стороны речи у детей с дизартрией;

3) изучить и проанализировать современные методики исследования и коррекции нарушений интонационной стороны речи у детей с дизартрией.

Методы педагогического исследования:

— анализ общенаучной и психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;

— анализ и обобщение опыта работы педагогов.

Структура исследования: курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников.


Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 


Таким образом, можно сделать вывод, что существует множество методик по коррекции дизартрии, в которых частично рассматривается проблема выразительности, но нет методики, которая бы была направлена именно на формирование интонационной стороны речи у дошкольников

В настоящее время очень часто поднимается вопрос о разработке комплексных методик по формированию выразительности речи у дошкольников с дизартрией.

Перед началом исследования выразительности речи у старших дошкольников необходимо следующее:

• изучить теоретический материал по теме исследования;

• подобрать комплекс методик, направленных на диагностику выразительности речи у старших дошкольников с дизартрией;

• подобрать контингент детей;

• провести констатирующий эксперимент;

• составить программу по коррекции выразительности речи у старших дошкольников с дизартрией;

• дать анализ полученных данных;

• сделать выводы;

• дать рекомендации.

Для этого следует использовать следующие методы:

• теоретический анализ литературы по проблеме исследования;

• сбор и анализ анамнестических данных, изучение медико-педагогической документации;

• комплексное логопедическое обследование (наблюдение, диагностические задания);

• беседы;

• педагогический эксперимент;

• метод презентации;

• обработка и обобщение полученных результатов.

Прежде чем приступать к коррекционной работе, необходимо выявить степень сформированности выразительной стороны речи у дошкольников.

Комплекс упражнений по формированию интонационной стороны речи обязательно должен содержать логоритмические упражнения, которые развивают чувство ритма, координируют движения, нормализуют речевое дыхание и т. д.

Эти упражнения должны быть включены в режим дня ребенка (в процессе творческих занятий, на прогулке, физкультуре и т. д.), их можно проводить как с музыкальным сопровождением так и без него, дома упражнения не должны прекращаться, занятия с ребенком продолжают родители по рекомендациям логопеда.

Коррекция формирования выразительности речи проводится в три этапа: подготовительный (работа над дыханием без речевых звуков); основной (в работу вводятся звуки речи, формируются представления об интонации); заключительный (закрепление умений и навыков связной речи: работа над пересказом, проговариванием скороговорок, чтением стихов и т. д.)

Из вышесказанного следует, что коррекционная работа по формированию выразительности речи будет эффективна при соблюдении следующих условий:

1) комплексный и системный подход к анализу речевого дефекта;

2) поэтапное взаимосвязанное формирование всех компонентов речи;

3) учет индивидуальных особенностей ребенка при коррекции интонационной выразительности речи;

4) использование игровых методов и приемов в логопедической работе.

Таким образом, проблема интонационной выразительности речи у дошкольников со стертой дизартрией значима и актуальна. Нельзя не обращать внимание на то, как говорит ребенок, поэтому коррекционная работа должна проводиться комплексно (и воспитателем, и логопедом, и родителями), последовательно (от простого к сложному), и обязательно необходимо учитывать индивидуальные особенности ребенка.

Только при соблюдении этих основных принципов возможна положительная динамика в коррекционной работе по формированию выразительности.


 

Фрагмент текста работы:

 

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИНТОНАЦИОННОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СО СТЕРТОЙ ДИЗАРТРИЕЙ

1.1. Развитие интонационной стороны речи в онтогенезе

Речь развивается в процессе онтогенеза (индивидуального развития организма от момента рождения до конца жизни) параллельно с физическим и умственным развитием и служит показателем общего психофизического развития. Усвоение родной речи происходит со строго определенной закономерностью и характеризуется рядом черт, общих для всех .

Интонационная сторона речи это многокомпонентная и многофункциональная единица речи, которая оформляет высказывание, придает ему смысловую целостность; разделяет речевой поток на ритмико-смысловые единицы, выражает эмоционально-экспрессивные оттенки высказывания и желания людей. Так же просодия выражает синтаксические значения, различает смысл фраз с одним и тем же лексико-грамматическим составом при помощи движения тона .

Интонация включает в себя семь компонентов:

— мелодика – характеристика, которой проявляется в понижении или повышении тона;

— интенсивность – динамический компонент;

— темп – скорость произношения элементов речи, скорость ее протекания, длительность звучания во времени;

— ритм – представляет собой звуковую организацию речи при помощи чередования ударных и безударных слогов;

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы