Курсовая теория на тему Особенности формирования интонационной стороны речи у детей дошкольного возраста со стертой дизартрией
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 490 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИНТОНАЦИОННОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СО СТЕРТОЙ ДИЗАРТРИЕЙ 6
1.1. Развитие интонационной стороны речи в онтогенезе 6
1.2. Особенности формирования интонационной стороны речи у дошкольников со стертой дизартрией 12
2. МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ ИНТОНАЦИОННОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СО СТЕРТОЙ ДИЗАРТРИЕЙ 19
2.1. Современные методики по обследованию интонационной стороны речи детей дошкольного возраста со стертой дизартрией 19
2.2. Описание технологии работы над голосом у детей со стертой дизартрией по методике Лопатиной Л. В. и Серебряковой Н. В. 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 40
Введение:
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность работы. Проблема интонационной стороны речи у детей дошкольного возраста со стертой дизартрией очень актуальна, так как у них возникают трудности в общении, что со временем может привести к возникновению психологических проблем.
Таким образом, работу по формированию интонационной стороны речи необходимо начинать как можно раньше.
В своих трудах Бехтерев В. М., Самойленко Н. С., Чаянова Е. В. и др. глубоко освещали проблему формирования выразительности речи у дошкольников с дизартрией, считая, что данное нарушение влияет на развитие личности ребенка (физическое, моральное, эстетическое и т. д.).
Развитие у дошкольника со стертой дизартрией таких функций, как коммуникативная, эмоциональная, смысловая, невозможно без выразительности речи.
Преодоление расстройства интонационной выразительности является необходимым элементом полноценного развития речи, подготовки детей к успешному школьному обучению, профилактики школьной дезадаптации различных категорий детей.
У большинства детей с нарушениями речи, по мнению Винарской E. H., Копачевской Л. А., Левиной Р. Е., Лопатиной Л. В., Мастюковой Е. М., Туговой Н. А.и др., помимо нарушений лексико-грамматического строя речи в той или иной степени отмечается неспособность оформлять свою речь просодическими элементами языка.
Речь детей часто маловыразительна, монотонна, интонирование речевых высказываний затруднено.
Для них характерно нарушение процессов восприятия и воспроизведения интонационных структур предложения. Все это затрудняет не только речевую активность детей, но и достаточно негативно сказывается на общении с окружающими, задерживает формирование познавательных процессов и в связи с этим препятствует полноценному формированию личности.
В то же время подробное изучение особенностей овладения различными типами интонации и их восприятием, знание затруднений, которые при этом дошкольники с тяжелыми нарушениями речи испытывают, учет выявленных особенностей просодики у данной категории детей позволит целенаправленно и дифференцированно строить работу по воспитанию правильной интонации.
Все вышесказанное обусловливает необходимость детального теоретического и практического изучения нарушений интонационной стороны речи у детей дошкольного возраста со стертой дизартрией и определение наиболее оптимальных путей повышения эффективности методов и средств коррекционного воздействия в процессе анализа логопедической работы по преодолению выявленных нарушений.
Объект исследования – процесс формирования интонационной стороны речи у детей с дизартрией.
Предмет исследования – нарушения интонационной стороны речи у детей с дизартрией.
Цель исследования – изучить теоретические источники и охарактеризовать методики диагностики интонационной стороны речи у дошкольников со стертой дизартрией.
С учетом поставленной цели, а также в соответствии с предметом и объектом исследования были определены следующие задачи:
1) изучить логопедическую, психолого-педагогическую литературу по проблеме формирования интонационной стороны речи у детей с дизартрией;
2) проанализировать современные представления о формировании интонационной стороны речи у детей с дизартрией;
3) изучить и проанализировать современные методики исследования и коррекции нарушений интонационной стороны речи у детей с дизартрией.
Методы педагогического исследования:
— анализ общенаучной и психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;
— анализ и обобщение опыта работы педагогов.
Структура исследования: курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников.
Заключение:
Таким образом, можно сделать вывод, что существует множество методик по коррекции дизартрии, в которых частично рассматривается проблема выразительности, но нет методики, которая бы была направлена именно на формирование интонационной стороны речи у дошкольников
В настоящее время очень часто поднимается вопрос о разработке комплексных методик по формированию выразительности речи у дошкольников с дизартрией.
Перед началом исследования выразительности речи у старших дошкольников необходимо следующее:
• изучить теоретический материал по теме исследования;
• подобрать комплекс методик, направленных на диагностику выразительности речи у старших дошкольников с дизартрией;
• подобрать контингент детей;
• провести констатирующий эксперимент;
• составить программу по коррекции выразительности речи у старших дошкольников с дизартрией;
• дать анализ полученных данных;
• сделать выводы;
• дать рекомендации.
Для этого следует использовать следующие методы:
• теоретический анализ литературы по проблеме исследования;
• сбор и анализ анамнестических данных, изучение медико-педагогической документации;
• комплексное логопедическое обследование (наблюдение, диагностические задания);
• беседы;
• педагогический эксперимент;
• метод презентации;
• обработка и обобщение полученных результатов.
Прежде чем приступать к коррекционной работе, необходимо выявить степень сформированности выразительной стороны речи у дошкольников.
Комплекс упражнений по формированию интонационной стороны речи обязательно должен содержать логоритмические упражнения, которые развивают чувство ритма, координируют движения, нормализуют речевое дыхание и т. д.
Эти упражнения должны быть включены в режим дня ребенка (в процессе творческих занятий, на прогулке, физкультуре и т. д.), их можно проводить как с музыкальным сопровождением так и без него, дома упражнения не должны прекращаться, занятия с ребенком продолжают родители по рекомендациям логопеда.
Коррекция формирования выразительности речи проводится в три этапа: подготовительный (работа над дыханием без речевых звуков); основной (в работу вводятся звуки речи, формируются представления об интонации); заключительный (закрепление умений и навыков связной речи: работа над пересказом, проговариванием скороговорок, чтением стихов и т. д.)
Из вышесказанного следует, что коррекционная работа по формированию выразительности речи будет эффективна при соблюдении следующих условий:
1) комплексный и системный подход к анализу речевого дефекта;
2) поэтапное взаимосвязанное формирование всех компонентов речи;
3) учет индивидуальных особенностей ребенка при коррекции интонационной выразительности речи;
4) использование игровых методов и приемов в логопедической работе.
Таким образом, проблема интонационной выразительности речи у дошкольников со стертой дизартрией значима и актуальна. Нельзя не обращать внимание на то, как говорит ребенок, поэтому коррекционная работа должна проводиться комплексно (и воспитателем, и логопедом, и родителями), последовательно (от простого к сложному), и обязательно необходимо учитывать индивидуальные особенности ребенка.
Только при соблюдении этих основных принципов возможна положительная динамика в коррекционной работе по формированию выразительности.
Фрагмент текста работы:
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИНТОНАЦИОННОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СО СТЕРТОЙ ДИЗАРТРИЕЙ
1.1. Развитие интонационной стороны речи в онтогенезе
Речь развивается в процессе онтогенеза (индивидуального развития организма от момента рождения до конца жизни) параллельно с физическим и умственным развитием и служит показателем общего психофизического развития. Усвоение родной речи происходит со строго определенной закономерностью и характеризуется рядом черт, общих для всех .
Интонационная сторона речи это многокомпонентная и многофункциональная единица речи, которая оформляет высказывание, придает ему смысловую целостность; разделяет речевой поток на ритмико-смысловые единицы, выражает эмоционально-экспрессивные оттенки высказывания и желания людей. Так же просодия выражает синтаксические значения, различает смысл фраз с одним и тем же лексико-грамматическим составом при помощи движения тона .
Интонация включает в себя семь компонентов:
— мелодика – характеристика, которой проявляется в понижении или повышении тона;
— интенсивность – динамический компонент;
— темп – скорость произношения элементов речи, скорость ее протекания, длительность звучания во времени;
— ритм – представляет собой звуковую организацию речи при помощи чередования ударных и безударных слогов;