Курсовая теория на тему Особенности формирования эмоционального интеллекта у старших подростков
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 3
ГЛАВА 1.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА У СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ.. 5
1.1. Определение понятия
«эмоциональный интеллект» в психологии. 5
1.2. Роль эмоционального
интеллекта в жизни подростка. 8
Вывод по
главе 1. 13
ГЛАВА 2.
ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА У СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ.. 14
2.1.
Становление эмоционального интеллекта у старших подростков. 14
2.2. Половые и
возрастные различия в уровне и структуре эмоционального интеллекта в
подростковом возрасте. 18
Вывод по
главе 2. 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 23
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.. 25
Введение:
Эмоциональный интеллект — психологический
феномен, который вызывает большой интерес как теоретиков, так и практиков этой
области знаний. Активное изучение данного понятия началось более двадцати лет
назад. На первых этапах исследований на него возлагались большие надежды: он
представлялся предиктором успешности во всех сферах жизни, но позже эйфория
прошла, и исследователи стали осознавать несовершенство концепций данного
конструкта (Робертс Р.Д., Мэттьюс ДЖ., Зайднер М., Люсин Д.В.).
В подростковом возрасте существуют
поло-ролевые различия эмоционального интеллекта. Общий показатель
эмоционального интеллекта выше у девочек, и это различие сохраняется весь
подростковый период. Более высокий уровень развития эмоционального интеллекта у
девочек связан с тем, что признаки эмоционального интеллекта, нагружающие
фактор «понимание эмоций» (эмоциональная осведомлённость, эмпатия и
распознавание эмоций других людей), у девочек выше, чем у мальчиков.
Проблема исследования сводится к
недостаточной изученности структуры эмоционального интеллекта в подростков
возрасте, а также роли социальных факторов в проявлении его особенностей. В
настоящее время большинство работ посвящено изучению эмоционального интеллекта
уже состоявшейся, зрелой личности, либо личности юношеского возраста. Однако в
подростковом возрасте наблюдаются существенные перемены в интеллектуальной,
эмоциональной и мотивационной сферах личности, которые требуют адекватного
психологического сопровождения, коррекции и целенаправленного развития.
Приоритет эмоционального интеллекта в
подростковом возрасте и особенности его формирования, а также низкая
изученность в этой научной области обуславливают актуальность данной работы.
Объект
исследования – эмоциональный
интеллект детей.
Предмет
исследования – взаимосвязь
эмоционального интеллекта и таких личностных характеристик как эмоциональная
направленность, склонность к манипулированию и направленность личности.
Цель
работы – теоретически
рассмотреть особенности формирования эмоционального интеллекта у старших
подростков.
Задачи:
— изучить роль эмоционального интеллекта в
подростковом возрасте;
—
рассмотреть становление эмоционального интеллекта у старших подростков;
— проанализировать половые и возрастные различия в уровне и структуре эмоционального
интеллекта в подростковом возрасте;
— проанализировать полученные результаты.
Структура
исследования. Работа состоит из
введения, двух глав, выводам к главам, заключения, списка использованной
литературы. Полный объем работы — 22 страницы,
список использованной литературы включает 30 наименования.
Заключение:
Эмоциональный интеллект — одна из самых
дискуссионных тем среди философов и социологов, и степень, в которой эмоции
влияют на поведение человека. Эмоции — важная часть личности. Подростковый
возраст — это этап, на котором физическое изменения обычно происходят, но
подросток все еще находится в поисках идентичности, что приводит к нескольким
подъемам и спадам эмоций из-за ожиданий родителей, сверстников и общества.
Следовательно, делая их более уязвимыми для угрозы различных психосоматических
проблем. Высокий уровень негативных эмоций также связан с проблемным поведением
и более низкое просоциальное поведение.
Эмоциональный интеллект направлен на эмоциональные,
личные, социальные аспекты интеллекта и выживания, которые часто более важны
для повседневной функции, чем более традиционный когнитивный аспект интеллекта.
Некоторые исследователи заявили, что эмоциональный интеллект можно изучить и
укрепить, в то время как другие утверждают, что это врожденная характеристика.
Эмоциональный интеллект – это способность контролировать свои собственные и
чужие чувства и эмоции. Эмоциональный интеллект носит тактический характер и
помогает предсказать успех, потому что он отражает то, как человек применяет знания
в непосредственной ситуации.
Подростковый возраст-это период повышенной
эмоциональности. Если подростки не смогут воспринимать, понимать,
регулировать и управлять своими эмоциями, это оставит неизгладимые следы в их
поведении и личности. Дети становятся более независимыми и начинают смотреть на
будущее с точки зрения карьеры, отношений, семьи, жилья и т.д. Индивид
хочет принадлежать к обществу и вписываться в него. Это важный этап в
развитии, на котором ребенок должен усвоить роли, которые он будет занимать во
взрослом возрасте. Именно на этом этапе подросток пересмотрит свою
личность и попытается точно выяснить, кто он или она. Эмоциональный
интеллект играет важную роль на этом этапе. Эмоциональный интеллект
означает способность понимать и управлять как своими, так и чужими эмоциями. Это
относится к сочетанию навыков, которые включают в себя эмпатию, самоконтроль,
самосознание, чувствительность к чувствам других, настойчивость и самомотивацию
среди других.
Подростковый период является сенситивным
периодом развития эмоционального интеллекта, ведь в это время складываются
благоприятные предпосылки к развитию внутреличного интеллекта, а также
социальная ситуация развития предопределяет необходимость развития еще и
межличностного интеллекта. Поэтому, для развития эмоциональный интеллект
подростка, важно использовать целенаправленное обучение по для эффективного
сочетания когнитивных функций и эмоциональной сферы. К особенностям эмоционального интеллекта в
подростковом возрасте можно отнести следующее: стремление к самореализации, к
приобретению новых знаний, навыков; способность к самооценке; в способность
брать на себя ответственность; способность к целостному восприятию окружающей
среды.
Анализ эмоционального интеллекта показал,
что девушки в среднем более осознают свои эмоции, проявляют больше сочувствия и
более искусны в межличностных отношениях. С другой стороны, юноши больше
самоуверенные, оптимистичны и легко приспосабливаемые. Было исследовано, что
юноши также лучше справляются со стрессом, чем девушки. В общем, однако,
сходств гораздо больше, чем различий. Некоторые юноши проявляют сочувствие как
самые межличностные разумные девушки, в то время как некоторые девушки так же
способны противостоять стрессу, как и самые эмоционально устойчивые парни.
Эмоциональный интеллект как “способность
обоснованно рассуждать с эмоциями и информацией, связанной с эмоциями, и
использовать эмоции для усиления мышления” может отличаться у юношей и девушек,
и, если это различие существует, оно лежит в разных аспектах эмоционального
интеллекта.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА У
СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ 1.1. Определение понятия «эмоциональный интеллект» в психологии Исследования, начатые в начале девяностых
годов, уже подчеркивали, что эмоциональный интеллект представляет собой
потенциал, который может сделать жизнь успешной. Некоторые авторы считают,
что ЭИ обеспечивает способность идентифицировать различные эмоциональные
состояния, понимать их и должным образом регулировать, а также разрабатывать
стратегии адаптации для преодоления стрессовых ситуаций. Исследования
показывают, что более высокий эмоциональный интеллект связан с меньшей
психологической дезадаптацией в подростковом возрасте, что согласуется с аналогичными
исследованиями у взрослых.
Конструкция ЭИ в нескольких исследованиях
была связана с переменными, связанными с психическим здоровьем, такими как
стратегии преодоления и психологическая адаптация, проблемы интернализации,
такие как тревога, депрессия, соматизация, социальная тревога, проблемы с
поведением, самоповреждение и суицидальное поведение и семейная
дисфункция. В целом, высокий ЭИ считается фактором защиты психического
здоровья.
Исследований о роли ЭИ в развитии психопатологии или психических расстройств
мало. Подростки с более высоким ЭИ, как правило, лучше адаптируются,
меньше воспринимают стресс, меньше интернализующих проблем и меньше депрессии
или тревоги. Подростки с более высоким ЭИ также демонстрируют меньшее
рискованное поведение (употребление психоактивных веществ или попытка
самоубийства, например), лучшие стратегии преодоления (например, социальное
преодоление) и меньшее количество неадаптивных стратегий (например,
размышление).